0
909
Газета Образование Печатная версия

31.08.2005

Новый год, новые школы, старые зарплаты

Тэги: учитель, зарплата, 1 сентября


учитель, зарплата, 1 сентября Учителя московских школ получают больше своих коллег из регионов, но даже эта зарплата не адекватна их большой часовой нагрузке.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

По доброй (или не очень) традиции, накануне 1 сентября школьная тема не сходит со страниц СМИ. Как раз к этому времени вызревают мнения многочисленных экспертов и поспевают данные разных исследований, связанных с проблематикой образования. Одно из последних – это мониторинг «Преподаватели на рынке образовательных услуг», представленный Высшей школой экономики (ГУ), осуществляемый по заказу Министерства образования и науки РФ. Данные исследования показались нам любопытными, хотя вопрос о репрезентативности подобных выборок, разумеется, каждый решает для себя сам. Мы же отметим, что исследования проводились в шести регионах: Москва, Красноярский и Краснодарский края, Республика Марий Эл, Ярославская и Пермская области и было опрошено 26,3 тысячи человек.

Прежде всего авторы опросов захотели понять мотивацию деятельности учителей. И оказалось, что более всего преподаватели и учителя ценят (по убывающей): соответствие работы своим способностям, интересную работу, хороший коллектив, хорошие условия труда, возможность получать новые знания и высокую зарплату. Менее важными они назвали: близость работы к дому, престижность работы и свободный график работы. Еще ниже по шкале приоритетов выставили: возможность карьерного роста и работы дома, а также зарубежных поездок.

Совсем иначе выглядит картина в частном секторе. В частный сектор идут работать люди с амбициями. Основной мотивацией, например, для частного воспитателя являются: престижность работы и возможность профессионального роста, менее важными – высокая заработная плата, условия труда.

Зарплату педагога называют разной – «нищенской», ниже достойного уровня, «пособием, а не зарплатой» и так далее. Так как оно на самом деле? Средний заработок учителя на основном месте работы в Москве – 9300 рублей в месяц, около 3900 рублей – в регионах, приблизительно 3700 рублей – в некомплектных и сельских школах. Средняя зарплата преподавателя ПТУ в Москве – около 9700 рублей, в регионах – 3800 рублей. Заработки преподавателей техникумов в Москве – 6800 рублей, в регионах – 4800 рублей. Средняя зарплата преподавателя вуза в Москве – 7500 рублей в месяц, в регионах – около 5000 рублей.

Естественно, что подобной зарплатой удовольствоваться могут не все. Учителя все чаще и чаще ищут возможности дополнительного приработка. По данным опроса, таких педагогов почти треть. В среднем доходы от дополнительной работы у учителей составляют около 2800 рублей в месяц. В Москве – это 6800 рублей, в регионах не более 2200 рублей. И только 10% учителей сельских школ имеют возможность заработать дополнительно. Преподаватели техникумов (35%) имеют за месяц около 9000 рублей сверх зарплаты в Москве и 1300 рублей в других регионах РФ.

В секторе высшего образования картина иная. Уже 72% преподавателей изыскивают так или иначе возможности дополнительного приработка. Чаще всего – это написание книг и статей (23%), работа в других вузах или образовательных учреждениях (36%), частное репетиторство (16%), исследовательская работа (14%). В Москве заработки от дополнительной работы практически равны (а для преподавателей вузов и ссузов – даже выше) заработкам от основной работы, в регионах они составляют от трети до половины дохода от основной работы.

Согласно результатам исследования, репетиторство хотя и является одним из основных видов вторичной занятости преподавателей, в целом по стране в настоящее время им занимаются лишь 21,7% учителей школ, 15,5% преподавателей вузов, 8,9% преподавателей техникумов, 8,4% – ПТУ. При этом более всего репетиторство распространено среди учителей обычных школ, расположенных в престижных районах. По данным Высшей школы экономики, 40% учителей в таких районах занимаются с абитуриентами и школьниками из других школ по школьным предметам, 26,7% – со школьниками из своей школы по школьным предметам.

Стоимость репетиторских услуг, оказываемых учителями школ, находится в пределах 100–150 руб. в час. Самыми дорогими на этом рынке являются услуги преподавателей вузов, стоимость занятий которых со всеми категориями учащихся превышает 200 руб. в час (в Москве в среднем в 2 раза дороже). Самыми высокооплачиваемыми репетиторами в системе ВПО являются преподаватели вузов экономического профиля. Так, стоимость их занятий с абитуриентами составляет 500 руб. в час. Остальные вузы можно довольно четко поделить на две категории – «средней ценовой сегмент» (классический университет, вуз с подготовкой в области современных технологий, технический университет, негосударственный вуз, филиал центрального государственного вуза) и «низкий ценовой сегмент» (педагогический университет, творческий вуз, филиал негосударственного вуза).

Как сами преподаватели оценивают материальное положение своих семей? В регионах как плохое его оценивают: 36% воспитателей детских садов, 40% учителей (в Москве – 16%), 35% преподавателей ПТУ, 31% преподавателей системы среднего профессионального образования, 27% преподавателей вузов. Стоит отметить, что более недовольны своим положением именно учителя средних школ. И более оптимистично смотрят на мир преподаватели вузов.

По данным опросов, в Москве средний совокупный доход семьи учителя на трех человек составляет 24 400 рублей, в регионах – 10 200 рублей; преподавателя ПТУ в Москве – около 16 500 рублей, в регионах – 8800 рублей; преподавателя техникума – 13 000 рублей в Москве и 10 900 – в регионах. Средний совокупный доход семьи преподавателя вуза из 3 человек в Москве составляет 19 400 рублей и 13 300 – в регионах.

Собственно, выводы, которые можно сделать из вышесказанного, вряд ли будут утешительными для власти и населения страны. Более трети учителей считают свое материальное положение плохим. Выправить ситуацию может только существенное увеличение зарплаты. Высокая зарплата относится к доминантным интересам педагогов, времена альтруистических настроений прошли. А репетиторство как способ увеличения заработка педагога и как бремя, которое ляжет на плечи любой российской семьи, будет только набирать темпы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бедный учитель в зоне риска школьного буллинга

Бедный учитель в зоне риска школьного буллинга

Наталья Савицкая

Около 50% педагогов подвергались агрессии со стороны своих подопечных

0
1834
За девять месяцев 2018 года зарплата московских врачей выросла более чем на 30%

За девять месяцев 2018 года зарплата московских врачей выросла более чем на 30%

0
1293
Официант, подающий знания

Официант, подающий знания

Игорь Аглицкий

Преподавание математики в старших классах – это испытание не для слабонервных

0
1943
До понедельника дожили

До понедельника дожили

Алексей Малашенко

Почему классика советского кино – фильм "Доживем до понедельника" – воспринимается в разном возрасте по-разному

0
2717

Другие новости

Загрузка...
24smi.org