0
564
Газета Образование Печатная версия

29.09.2009

Музей в Интернете


Один из самых знаменитых музеев мира – Государственный изобразительный музей имени А.С.Пушкина – подарил поклонникам искусства возможность увидеть шедевры мировой живописи, многие из которых ранее были недоступны посетителям музея. Теперь попасть в святая святых – хранилища музея – можно, не выходя из дома, правда, экскурсия будет┘ виртуальной.

Размещение в Интернете картинных репродукций не самого высокого качества – дело привычное. «Пушкинский» же проект – это технологическая арт-революция: знаменитые полотна перенесены в Сеть с высочайшим разрешением, которое позволит детально изучить картины и увидеть собственными глазами даже мельчайшие нюансы.

Уже сейчас в Интернете можно увидеть 1200 полотен. Среди первых работ, появившихся «в цифре», – британская гравюра XVIII–XIX веков и российская гравюра XVIII – начала XIX века. В ближайшее время появится еще и японская графика XVI–XX веков. Это первый этап глобального проекта, воплощенного в жизнь Пушкинским музеем совместно с компанией Japan Tobacco International и технологической группой «ЭПОС», разработчиком уникального программного обеспечения и суперсовременной цифровой технологии. С помощью этой технологии несколько лет назад удалось установить подлинность картины Казимира Малевича, выставленной в одном из залов Самарского художественного музея (считалось, что картина принадлежит кисти Клюна). Под слоем темной краски в углу полотна удалось обнаружить подпись художника – «Мал», поставленную фиолетовыми чернилами. Когда же картину просвечивали ультрафиолетом (самый распространенный метод исследования), подпись не заметили!

Со временем в электронных каталогах будут выложены все оцифрованные произведения. На очереди – коллекция импрессионистов с шедеврами ван Гога, Моне, Ренуара. Для каждой картины создается уникальный электронный паспорт с точной передачей всех параметров и цветовой гаммы – в будущем они пригодятся при реставрации шедевров, а также помогут в определении подлинников в случае их кражи.

Конечно, даже самое хорошее изображение не заменит остроты ощущений от встречи с самой картиной, но зато может дать о ней самое реалистичное представление. «Уникальные музейные коллекции станут доступными для миллионов и привлекут внимание любителей искусства во всем мире, – радуется представитель JTI Такуши Секи. – Люди, не имеющие возможности приехать в Москву и посетить музей, смогут познакомиться со знаменитыми произведениями искусства. Нам особенно приятно, что наряду с выдающимися работами русских и британских мастеров в ней представлены и произведения японских художников».

Не породит ли это почву для создания качественных подделок? Представители музея спокойно отвечают: нет, в открытом доступе будут представлены «облегченные» версии произведений, что никак не скажется на передаче цвета и точности деталей. А полномасштабные копии оригиналов будут доступны только для внутреннего пользования самих работников музея, экспертов и позволят изучать такие тонкости, как манеру письма мастера, подмалевок, трещинки и шероховатости лака и проверять качество реставрационных работ.

В мире есть совсем немного примеров аналогичных проектов, в частности испанское подразделение Google представило в Интернете оцифрованные полотна из коллекции мадридского музея Прадо. Однако в российском проекте используются более совершенные технологии, которые не оказывают разрушающего воздействия на предметы искусства. «Преимуществ у нашей технологии больше, так как полотна не подвергаются никаким излучениям. В то же время произведения из коллекции Прадо, и это можно увидеть даже невооруженным глазом, подвергались воздействию. Кроме того, наша разработка гораздо эффективнее с точки зрения трудозатрат – на оцифровку произведений уходит гораздо меньше времени, мы можем обрабатывать около 100 произведений в день», – говорит заместитель генерального директора группы «ЭПОС» по развитию Владимир Определенов.

Для процедуры оцифровки используются уникальные камеры, с помощью которых можно оцифровывать оригиналы большого формата с высокой цветовой точностью. По информационной емкости получаемые изображения в несколько раз превосходят возможности существующих профессиональных цифровых камер и комплексов с различными системами сканирования. Кроме того, отечественная разработка позволяет выполнять главное требование сохранности музейных экспонатов – малое световое воздействие на произведения искусства, ветхие документы, угасающие рукописи, редкие фотоматериалы: специализированные осветители «холодного света» не оказывают на предметы разрушающего воздействия.

Российский проект Пушкинского музея и JTI уже лег в основу реализации арт-туров, когда на улицах Москвы и Санкт-Петербурга были выставлены репродукции шедевров Боттичелли, Рембрандта, Матисса, ван Гога и других художников из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина и Государственного Русского музея. Так что ценители прекрасного могут осваивать просторы Глобальной сети и знакомиться с шедеврами мирового искусства – все искусственные преграды для этого канули в Лету.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Саудовская Аравия готова допустить подъем цен на нефть

Саудовская Аравия готова допустить подъем цен на нефть

0
490
МВД России делегируют Белоруссии своих сотрудников на время проведения II Европейских игр

МВД России делегируют Белоруссии своих сотрудников на время проведения II Европейских игр

0
334
Исламский банк развития выделит Узбекистану кредит в размере 1,3 млрд долл. на различные проекты

Исламский банк развития выделит Узбекистану кредит в размере 1,3 млрд долл. на различные проекты

0
330
Украинскую власть обвинили в контактах с ФСБ

Украинскую власть обвинили в контактах с ФСБ

Татьяна Ивженко

Радикалы проверяют Порошенко на искренность

0
830

Другие новости

Загрузка...
24smi.org