2
5226
Газета Образование Печатная версия

17.06.2014 00:01:07

Самопрезентации не заменят изучение наук

Психологи пытаются объяснить родителям, что надо изменить в нашей школе

Тэги: образование, методика, мышление, безграмотность, школа


образование, методика, мышление, безграмотность, школа Школьников надо обучать конкретным наукам. Фото Reuters

Сегодня принято рассуждать, что образование деградирует, а нынешние дети ничего не хотят учить. Не дети плохи, плохие программы обучения и методики обучения, уверена Людмила Ясюкова, заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований факультета социологии СПбГУ, научный руководитель центра «Диагностика и развитие способностей».

Главная причина нынешних неуспехов детей, уверена она, – неправильный путь реформирования отечественного образования. Реформа состоит в том, чтобы понять, куда двигаться образованию. А правильная цель – это развитие понятийного мышления. О наличии понятийного мышления можно судить по трем основным показателям: умению выделять суть явления, объекта; умению видеть причину и прогнозировать последствия; умению систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Понятийное мышление не развивается, если человек не изучает науки. Люди, обладающие понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию, делают правильные выводы и принимают правильные решения. Не обладающие понятийным мышлением не могут понять, почему планы не реализуются, прогнозы не сбываются, и винят в этом других людей, правительство и обстоятельства.

Проблема нынешнего образования в том, по мнению Людмилы Ясюковой, что изучение наук в школе сокращается за счет ввода практико-ориентированного метода. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт на самом деле не стандарт, а всего лишь свод предложений и пожеланий, каким образование должно быть.

Изменения школьной программы вполне очевидны для специалистов. Впрочем, и публика кое-что начинает замечать.

Никто не может объяснить такое явление, как поголовная безграмотность молодежи. Особенно тех, кто пришел в школу после 1985 года. Людмила Ясюкова считает, что в этом виноваты прежде всего программы по русскому языку, предлагающие фонематический метод обучения (фонематический принцип орфографии): буквами алфавита обозначаются не реально произносимые звуки, а фонемы по их основному виду. Этот метод хорош, когда дети уже прочно усвоили основы грамматики, иначе в их головах начинается путаница.

До 1985 года преобладал зрительно-логический метод, а фонетический разбор проходили  в течение одной четверти и больше к нему не возвращались. И в классе раньше обучалось до 45 школьников, и книжки запоем читали не все, но писало большинство грамотно. Сегодня дети не только безграмотны, им еще требуется чаще логопед и детский психолог – виной тому все тот же фонематический принцип.

Разбивает Людмила Ясюкова и все мифы, сложившиеся вокруг изучения в нашей школе английского языка. Сегодня сократилось количество времени, отведенное на грамматику языка и письмо. Считается, что дети должны больше говорить (изучать следует разговорный язык). «Погружение в языковую среду – хорошее дело, – подчеркивает Людмила Ясюкова. – Но все дело в том, что в нашей обычной школе погружения в эту среду нет. А тут вдобавок еще и перестали учить грамматику, которая помогает понять логику языка. Без знания, как действуют логические законы, выучить язык в обычной школе довольно сложно. Поэтому дети стали знать английский после школы хуже».

Людмила Ясюкова считает, что неговорящих детей надо обучать через чтение. Так обучают слабослышащих детей, и они показывают очень хорошие результаты. Осмысливание графических символов – вещь для неговорящих детей очень важная.

Еще один миф – генетическое наследование гениальности. Нет генетики у гениев. Чем раньше и правильнее мы начнем обучение ребенка, тем быстрей получим гения. Но опять же здесь вся сложность в том, по каким программам занимается ребенок. Нужны науки, а не практико-ориентированные презентации. А как раз с науками сейчас дело в школе не очень хорошо.

Теперь самое время разобраться, что такое хорошо подготовленные дети. Это ребятишки, с которыми занимаются их собственные родители, не передоверяя это дело посторонним. То есть те родители, которые разбираются в программах (особенно в начальной школе), отличают авторов различных методик: Зайцева от Занкова, Занкова от Эльконина и Давыдова и т.д. И могут ответственно и осознанно выбирать школу – знают, что преподается в выбранной школе.

В школьных программах перестала работать логика. Если раньше предметы в школе были выстроены в логической последовательности познания природы, человека и биологических процессов: природоведение, ботаника, зоология, анатомия, общая биология, – то сейчас эта логическая составляющая нарушена. Вместо природоведения дети изучают какой-то непонятный предмет «Окружающий мир».

Что это за предмет, можно представить по одному только примеру. Есть такое задание школьнику. «Если ты заблудился в лесу, как тебе выйти из леса?» Предлагаемый ответ (совет): «Нужно ориентироваться по следам зверей». Так и хочется задать два вопроса составителям учебника: «С чего это вдруг следы зверей ведут из леса?» В общем, в начальной школе вот такой «Окружающий мир», а в старших классах вместо науки дети занимаются самопрезентациями. В итоге программа Министерства образования и науки РФ по отбору одаренных детей предполагает, что отбираться будут не талантливые (дети талантливы все), а хорошо подготовленные дети.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(3)


Владимир Степанов 17:04 17.06.2014

Английский в этой статье на 10 месте, все написано верно и еще недостаточно. Дети, родители, сами учителя и идиоты-чиновники никто ничего не понимает. Дети, родители и учителя мучаются, поскольку им навязали абсурдные стандарты и программы и еще более дурацкие учебники. А чиновники от образования пытаются не только тупо копировать западные технологии, но ничего не понимая в них, лишают последние всякого смысла. Мнение лучших представителей нашего образовательного сообщества, высоклассных профессионалов полностью игнорируется чиновниками от образования. Если разрушено образование в целом, не учат думать, а отовят к самопрезентациям, то не может быть хорошего знания и владения ни английским , ни собственным русским языком, ни вообще владения основными предметами, отесненными на третий план выдуманными, никому не нужными новоизобретенными "предметами". Кто придумал изучать родной язык как иностранный, по методе, которая и для иностранного не лучшая? Не нужно заниматься формальным жонглированием показателями ЕГЭ, функциональной грамотностью и запутывать очевидное: происходит уничтожение отечественного образования и превращение наших детей, молодежи в тупых и невежественных, неразвитых недоумков.

Василий Грузиненко Владимир Степанов 18:17 13.07.2014

ЕГЭ не может быть даже вехой на пути от незнания к знанию. Посмотрите на эпоху Просвещения, сколько созидания и в широком диапазоне знаний, было на её пути. И сравните с нынешним временем, вы почувствуете глубокую разницу. ЕГЭ по своей природе, при отсутствии анализа и сравнения, т.е. логики, не может родить гипотезу, а без этого любые знания мертвы. Об этом на сайте (lis.kras.ru).



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московская область модернизирует систему колледжей

Московская область модернизирует систему колледжей

Георгий Соловьев

Регион выстраивает государственно-частное партнерство с бизнесом в образовании

0
1374
Кудрин признал недоработки в пенсионной реформе

Кудрин признал недоработки в пенсионной реформе

Анастасия Башкатова

Счетная палата демонстрирует разрешенное своеволие

0
3025
«Чиновники не должны играть на поле монополий»

«Чиновники не должны играть на поле монополий»

Анна Макарова

Участники круглого стола, обсудившие реализацию нацпроекта «Образование», критически высказались по поводу сокращения федерального перечня учебников

0
823
И там сварился

И там сварился

Алкей

Повесть о рекомендательном характере рекомендаций и патриотизме розовых волос школьников

0
984

Другие новости

Загрузка...
24smi.org