Школы не всегда вовремя узнают, что тот или иной учебник уже исключен из федерального перечня. Фото PhotoXPress.ru
10 октября 2017 года, выступая в Совете Федерации РФ, министр образования и науки Ольга Васильева подняла вопрос об экспертизе учебников. «В Федеральном списке учебников сегодня их 1376. И это очень много», – заявила она. После ее выступления федеральный перечень стал на время одной из самых обсуждаемых тем. Как объяснила важность вопроса сама министр, учебники, которые входят в перечень, покупаются на федеральные деньги. И министерству хотелось бы понять, как эти деньги расходуются.
Перед нами – явное желание навести порядок в сфере учебного книгоиздания. Главным элементом в этой системе на сегодняшний день является механизм экспертизы учебников. Почему вопрос экспертизы прежде всего – это понятно.
Порядок действующей экспертизы был утвержден в августе 2016 года. В нем упоминается, что она бывает научная, педагогическая, общественная. Также говорится, что осуществлять экспертизу могут только организации, которым это разрешено. И мы больше ничего не знаем, как должна проводиться экспертиза и что за организации ее осуществляют. Несовершенство механизма заключается еще и в том, что при ответе на вопрос об учебнике эксперт может дать только две формы: «да» или «нет».
Соответственно если в целом «да», но есть некоторые погрешности – то дальнейшая оценка полностью лежит на совести данного эксперта. Насколько он сочтет эти недостатки значительными, чтобы сказать «нет». Но это только малая, надводная часть айсберга всей проблемы государственной экспертизы учебников. Существуют и другие вытекающие отсюда проблемы. Школы не всегда вовремя узнают, что учебник уже исключен из Федерального перечня. И если в школу придет Рособрнадзор и узнает, что школа занимается по «незаконным» учебникам, то учебному заведению грозит штраф.
Все эти экспертные коллизии в совокупности с коммерческим интересом и конкуренцией издательств, нерасторопностью бюрократической машины приводят в итоге к тому, что страдает конечный потребитель – школа.
Так что похвально само желание Минобрнауки разобраться в ситуации. Хотя и сделать это будет непросто. Попытка есть, но вопрос пока не решен. Однако и учебный год еще не закончен.