0
2304
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

14.10.2008 00:00:00

Схватка за нефтегазовый транзит

Алексей Хайтун

Об авторе: Алексей Давыдович Хайтун - доктор экономических наук, профессор, Центр энергетической политики Института Европы РАН.

Тэги: конфликт, россия, нефть, газ


конфликт, россия, нефть, газ Цена поставки углеводородов имеет политический оттенок.
Фото Reuters

Последний военный конфликт на Кавказе, в котором приняли участие Вооруженные силы России, во многом оказал влияние на такие факторы, как «энергетическая политика и экономика» в южном подбрюшье Европы. У России имеются весьма ограниченные рычаги экономического воздействия на Грузию: товарооборот между этими странами чуть менее 650 млн. долларов. В целом Грузия почти не зависит от поставок электроэнергии, нефти и газа из России.

Однако через Грузию проходит единственный экономически эффективный и при данном состоянии межгосударственных отношений стран Закавказья политически возможный коридор транзита на мировой рынок прикаспийской и центральноазиатской нефти и газа в обход России.

По мнению ряда западных и независимых российских экспертов, этот транзитный коридор более эффективный, чем российские балтийский Nord Stream и черноморский «Южный поток», которые к тому же еще и не достроили.

Через Грузию поставляют в Европу углеводороды Казахстан, Туркмения, Азербайджан – все это мимо России. Соответственно доходы от транзита и политическое влияние получает страна-транзитер. По мнению аналитиков, любые военные действия в этом регионе представляют угрозу инфраструктуре по перекачке нефти. Тогда перекачка будет осуществляться через территорию России по нефтепроводу Баку–Новороссийск. Что уже и случилось для нефти Казахстана. Газопровод Моздок–Тбилиси, как и БТД, проходит через южную часть Грузии и в зону конфликта не попал. Ближе к военным действиям находится другой нефтепровод – из Баку к черноморскому порту Супса, и, по-видимому, его работа нарушена.

Западные нефтяные компании – Chevron, BP и ряд других – являются операторами нефтепровода БТД, соединяющего Каспийское море с Черным морем и Турцией. Поэтому конфликт может представлять угрозу для мировой нефтегазовой инфраструктуры и при этом поднять значение российских нефте- и газопроводов для мировой экономики.

По поводу разворачивания военных действий имелись различные и противоречивые высказывания. Напомним, что МИД Грузии заявил, что российская авиация 9 августа нанесла удар по международному нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. Российский МИД это отрицает. Тем не менее государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) в субботу, 9 августа, приостановила транзит нефти через грузинские порты в Батуми и Кулеви.

Цена транзита

Вопрос о транзите нефти и газа через Грузию имеет многомиллиардную цену – в долларах США. Суммарные доказанные запасы нефти в Казахстане и Азербайджане, по разным оценкам, составляют до 15 млрд. тонн. При определенных условиях экспортный потенциал этих стран уже к 2015 году мог бы составить 120–140 млн. тонн в год.

Разумеется, этот прогноз не учитывает политических традиций региона, но его можно рассматривать как цель мирового сообщества и ЕЭС. Особенностью ситуации является то, что помимо добывающих стран участниками проекта выступают также страны-транзитеры – Грузия, Армения, через которые могут быть проложены трубопроводы. Следует подчеркнуть, что основная масса этих нефтяных потоков перемещается через Грузию. Мощности магистральных нефтепроводов сейчас удовлетворяют потребностям ее перевалки из Каспийского в Черное море. «Выход» из Черного моря к Средиземному лимитирует пролив Босфор: его пропускная способность недостаточна, а экологические требования к прохождению танкеров все более ужесточаются.

Полноценной альтернативы Босфору пока не существует. Более того, Каспийское направление ограничено квотой со стороны России в 3,5–4 млн. тонн в год, тогда как добыча тенгизской нефти уже сегодня достигает 10–12 млн. тонн в год.

Неудивительно поэтому, что сразу несколько стран разрабатывают проекты по «разгрузке» пролива. Наиболее перспективной представляется транспортировка прикаспийской нефти в Европу по магистральным нефтепроводам через Грузию и Турцию – этот маршрут по эффективности существенно превышает показатели традиционных коридоров через Россию и Украину.

Подход Европы

В Европе многие считают, что односторонняя фиксация европейской энергетики на экспорт нефти, и особенно природного газа, исключительно из России и через эту страну политически недальновидна.

Поэтому, чтобы политическая зависимость европейского импорта энергоносителей не стала чрезмерно обременительной, ЕС (параллельно с расширением импорта энергоносителей из России) заинтересован в увеличении поставки из Центральной Азии и бассейна Каспийского моря.

Вместе с тем страны ЦАР и Каспия – Туркмения, Азербайджан, Узбекистан и отчасти Казахстан – являются конкурентами российских государственных топливно-энергетических компаний, в первую очередь «Газпрома» и «Роснефти». Они заинтересованы в самостоятельном выходе своих энергоносителей на мировой рынок и потому наладили взаимодействие по транзиту энергоресурсов через Грузию и ищут возможности энергетического взаимодействия с приграничными Ираном и Турцией. Можно рассматривать Каспийский регион в целом как основного конкурента тюменской и татарской нефти – главных российских экспортеров нефти.

От политики России зависят поставки нефтегазового топлива в Европу из центральноазиатских стран СНГ и Прикаспийского региона. Особую важность в этом случае имеют такие транзитные страны, как Грузия, Турция и другие страны Кавказского региона и Восточной Европы.

Итак, в настоящее время Грузия единственная страна (Иран и Армения по политическим причинам выпадают), которая может обеспечить транзит нефти и газа ЦАР на мировой рынок мимо России и тем самым дать этим странам экономическую, следовательно, политическую независимость от России.

Между тем цена вопроса велика. Природный газ ЦАР минимум на 10–15% дешевле у потребителей, чем газ Ближнего Востока и Северного моря, и на 30–35% – чем тюменский газ. Нефть Прикаспия сопоставима по цене с ближневосточной и на 25–30% дешевле, чем российская. Эти конкурентные факторы действуют уже сейчас. Что касается новых нефтеносных площадей на шельфах арктических морей и морском дне вблизи Северного полюса, то они находятся на начальной стадии освоения, которое ожидается весьма затратным. Тогда контроль за коридорами транзита нефти и газа из стран ЦАР в Европу становится крайне актуальным по многим причинам. Сегодня российский фондовый рынок быстро падает, из страны идет массовый отток капитала. Требуются легкодоступные и близкие к Европе нефтяные и газовые ресурсы, которые можно быстро ввести в мировой оборот и пополнить наши резервы нефтедолларов.

Сравнение основных коридоров транспорта углеводородов в Европу показывает, что по критериям энергетической безопасности трасса страны ЦАР – Азербайджан–Грузия–Турция до августа с.г. была вполне надежной (если не считать курдского фактора на территории Турции). Конкурирующие направления транспорта газа через Белоруссию и Украину также нестабильны по политическим аспектам. По нашим оценкам, для того чтобы развить Каспийский проект в полном объеме и обеспечить независимый выход нефти и газа ЦАР в Европу (для нефти по трубе и судами через Черное море) потребуется суммарно 30–40 млрд. долл. в течение пяти лет. И это должны быть прямые инвестиции в строительно-монтажные работы, закупку оборудования, геологические исследования. У России также есть шанс на активное участие в этом альтернативном «Южному потоку» проекте. Однако российскую позицию на сегодня сформулировал заместитель председателя Госдумы РФ Валерий Язев. Он считает, что разгоревшийся конфликт может заставить (как европейцев, так и страны-поставщики) вновь задуматься над рисками использования грузинской территории при реализации ряда международных проектов в нефтегазовой сфере.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
749
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
924
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
1061
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
1013

Другие новости