0
2779
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.01.2009 00:00:00

Китай нам друг, но наша нефть дороже

Нина Пусенкова

Об авторе: Нина Николаевна Пусенкова - кандидат экономических наук, ИМЭМО РАН, Московский центр Карнеги.

Тэги: китай, нефть


китай, нефть Китайские "стенки" не мешают торговать углеводородами двум странам.
Фото Reuters

Процветание российско-китайского нефтяного сотрудничества зависит от многих факторов. С одной стороны, налицо территориальная близость, растущий спрос на энергоносители и желание Поднебесной уменьшить свою зависимость от ближневосточной нефти. С другой стороны, отношение России к Китаю полно противоречий: и сотрудничать хочется, и пугает мощь южного соседа, особенно его близость к безлюдным просторам Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые могут стать ресурсным придатком Китая.

Попытку наладить энергодиалог с Китаем делала компания ЮКОС еще в прошлом веке. Разрабатывая месторождения в Томской области и Красноярском крае, она одной из первых в России поняла выгоды от продажи нефти оттуда в Китай.

В 1999 году ЮКОС, «Транснефть» и китайская CNPC стали обсуждать строительство нефтепровода в Китай, а в сентябре 2001 года подписали договор о подготовке его ТЭО. Планировалось поставлять 20 млн. тонн в год в первые пять лет и 30 млн. тонн после 2010 года. Компания ЮКОС собиралась построить нефтепровод Ангарск–Дацин, у которого появился конкурент – Ангарск–Находка, продвигаемый «Транснефтью». Нефтепровод Ангарск–Дацин был бы на 1500 км короче, в три раза дешевле трубы «Транснефти» и рентабелен при загрузке в 20 млн. тонн в год в отличие от загрузки нефтепровода Ангарск–Находка в 50 млн. тонн, и было неясно, хватит ли на него в Восточной Сибири запасов нефти. Правда, доставка нефти в порт Находку позволила бы диверсифицировать рынки сбыта, а вариант Ангарск–Дацин поставил бы Россию в монопольную зависимость от Китая. Китайцы лоббировали трубу на Дацин, японцы – на Находку. Было очевидно, что на выбор маршрута повлияют политические факторы, хотя обсуждалась возможность совместить оба варианта. Но с началом «дела ЮКОСа» и отставкой правительства Касьянова, поддерживавшего вариант Ангарск–Дацин, этот проект был похоронен. И сейчас в Поднебесную нефть поставляют «Роснефть», «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ» по железной дороге.

Затем в конце 2004 года было принято решение прокладывать нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО): вариант Ангарск–Находка трансформировался в Тайшет–Козьмино проектной мощностью в 80 млн. тонн в год. Нефтепровод должен помочь экономическому возрождению Восточной Сибири и Дальнего Востока и стать ключевым элементом диверсификации рынков сбыта российской нефти. Он мог бы явиться и вехой в развитии российско-китайского нефтяного сотрудничества, но со строительством ответвления на Китай пока не все ясно.

Наследница по прямой

Китайские компании долго пытались прорваться к российским нефтяным богатствам – поучаствовать в приватизации «Славнефти», купить оренбургскую компанию «Стимул», побиться за «Юганскнефтегаз»┘ И все без результатов. Но тут «Роснефть» перехватила знамя нефтяного сотрудничества с Китаем у ЮКОСа. Фортуна повернулась лицом к китайским корпорациям после аукциона по «Юганснефтегазу». Тогда китайские банки предоставили российской государственной компании 6 млрд. долл. на покупку дочерней компании ЮКОСа – кредит должен был погашаться поставкой по железной дороге 48,4 млн. тонн нефти в 2005–2010 годах.

Китайские компании объединились с главным игроком российской нефтянки – и дорога к нашей нефти для них открылась. В 2005 году «Роснефть» пригласила китайскую Sinopec с 25,1% в проект «Сахалин-3» для ведения геологоразведки на Венинском блоке. Китайская компания оплатит часть расходов «Роснефти» на стадиях разведки и освоения. Нефть с Венинского блока пойдет в Китай, Японию и Южную Корею. А в 2006 году Sinopec приобрела 96,8% «Удмуртнефти», «дочки» ТНК-ВР, добывающей 6 млн. тонн нефти в год. Затем «Роснефть» реализовала опцион на покупку у Sinopec 51% этого пакета. Кстати, «Удмуртнефтью» интересовалась «Газпром нефть», но оптимальным покупателем сочли Sinopec, и в ОАО «Газпром» говорили, что было принято политическое решение.

«Роснефть» работает с Sinopec и в Казахстане – они пополам осваивают Адайский блок в режиме СРП.

Кроме того, в ходе официального визита Владимира Путина в Пекин в 2006 году «Роснефть» и CNPC договорились о сотрудничестве в России и Китае. И в середине 2006 года было создано СП «Восток энерджи» между «Роснефтью» (51%) и CNPC (49%) для ведения геологоразведки и добычи в России. CNPC правильно выбрала себе российского партнера: уже в 2007 году «Восток энерджи» приобрело на аукционе два месторождения в Иркутской области вблизи трассы ВСТО.

Еще одно российско-китайское СП займется нефтепереработкой и сбытом в Китае – может быть построен НПЗ мощностью в 10 млн. тонн в год и сеть из 300–400 АЗС.

К тому же китайцы укрепили связи с «Роснефтью», приобретя во время ее IPO акций на 500 млн. долл.

Успех китайцев можно объяснить социалистическим наследием обеих стран – наверное, им проще понимать специфику ведения бизнеса в России. Да и агрессивная стратегия китайских нефтяных компаний, поддерживаемых государством, оптимальна для завоевания рынков. Кроме того, они не только рвутся в российскую разведку и добычу, но и пускают «Роснефть» в свою переработку и сбыт.

А денежки врозь

Но отношения «Роснефти» с китайскими компаниями далеки от идиллии: ценовой вопрос их испортил. В марте 2008 года президент «Транснефти» Токарев обратился в правительство с просьбой принять решение о строительстве ответвления ВСТО на Китай – это важный момент, который может повлиять на всю концепцию восточного нефтепровода. Христенко признал, что такое решение будет зависеть от цен на российскую нефть, поставляемую в Китай, в частности, удастся ли повысить цены по контракту «Роснефть»–CNPC. В его рамках цены были установлены со скидкой в 3 долл. за баррель к марке Brent, и «Роснефть» в ноябре 2007 года убедила китайцев повысить их на 0,675 долл. за баррель. В феврале 2008 года «Роснефть» добивалась нового повышения, но безуспешно. Переговоры продолжаются, хотя идут туго.

Ожидалось, что нефтяное сотрудничество между Россией и Китаем окрепнет за счет того, что Китай предоставит кредит в 15 млрд. долл. «Роснефти» и 10 млрд. долл. «Транснефти». Поднебесная хотела, чтобы «Роснефть» продлила прежний контракт на 2011–2030 годы в размере 15 млн. тонн в год. В конце октября об этом вроде бы договорились премьер-министры обеих стран. Такой долгосрочный кредит, особенно при резком падении цен на нефть, облегчил бы жизнь «Роснефти», единственной из российских нефтяных компаний не собирающейся сокращать инвестиционную программу на 2009 год. А ведь ее чистый долг – 21,4 млрд. долл. на 1 июля 2008 года, включая 13,4 млрд. долл. краткосрочных обязательств. Но в середине ноября выяснилось, что китайцы выдвинули неприемлемые для российских компаний условия кредита┘

Так что диверсификация рынков сбыта, конечно, важна, но, может, мы зря так обострили отношения с европейцами, в том числе намекая, что Россия может при необходимости перенаправить экспорт энергоносителей на восток. В период кризиса нашей нефтянки их лучше иметь в партнерах. И стоит ли так рассчитывать на Китай? Спрос на энергоносители у него огромный, но для России это совершенно новый рынок, и правила игры там иные, чем на уже привычном ей европейском. От наших нефтегазовых компаний потребуется гибкость и умение преодолевать культурные различия: опыт и «Газпрома», и «Роснефти» показал, что китайцы – переговорщики крутые. Да и конкуренция с ближневосточными и среднеазиатскими экспортерами нефти, которые уже заняли там свои ниши, будет жесткой. Кроме того, России придется маневрировать между интересами Китая и Японии – давних соперников за российские углеводороды. А с Европой нас связывает не только нефтепровод «Дружба», но и многолетнее сотрудничество в нефтегазовой сфере.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
502
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
622
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
528
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
434

Другие новости