0
1846
Газета НГ-Энергия Печатная версия

13.05.2009

Стимулы кризиса

Сергей Голубчиков

Об авторе: Сергей Николаевич Голубчиков - кандидат географических наук, заведующий отделом экологии журнала Президиума РАН "Энергия: экономика, техника, экология".

Тэги: аэс, бизнес, государство


аэс, бизнес, государство Частные инвесторы готовы вкладывать деньги в атомно-энергопромышленный комплекс, в том числе и российский, если это позволит законодательство.
Фото предоставлено пресс-службой АЭС "Темелин"

Атомный энергопромышленный комплекс отличается большим сроком окупаемости (не менее 10–15 лет) вложенных средств, будь то добыча урана, либо строительство АЭС, что повышает финансовые риски для инвестора. У АЭС высокие затраты на сооружение, но низкие на эксплуатацию. Потребитель готов оплачивать дешевую электроэнергию АЭС, но не затраты на ее сооружение, которые может на себя взять либо государство, либо крупный бизнес при условии государственных гарантий. Государство как заказчик становится заемщиком средств бизнеса, гарантируя ему возврат вложенных средств и определенную прибыль на протяжении срока эксплуатации атомных реакторов (не менее 40–60 лет). Также и различные страховые, пенсионные фонды могут считать вложения средств в строительство новых АЭС достаточно надежным делом, поскольку доходы от эксплуатации станций являются стабильными в течение многих десятилетий, причем независимыми от колебаний цен на углеводородное сырье, мировых финансовых кризисов.

Одним из механизмов поддержки государством капиталоемких отраслей экономики (особенно в периоды кризисов) является государственно-частное партнерство, в рамках которого государство участвует в управлении рисками проекта и привлекает частный бизнес для решения задач, трудновыполнимых в условиях бюджетного финансирования. В рамках концепции государственно-частного партнерства государство выступает заказчиком, поддерживая риски частных инвестиций и тем самым обеспечивая рентабельность таких инвестиций. В свою очередь, частный инвестор берет на себя риски соблюдения сметы, времени и качества строительства.

Привлекательность партнерства

В чем же состоит привлекательность государственно-частного партнерства с позиций интересов атомного энергопромышленного комплекса? По оценкам известного российского экономиста Марины Дерябиной, опубликованным, в частности, на страницах журнала «Вопросы экономики», можно выделить следующие отличительные черты государственно-частного партнерства:

– длительность сроков действия соглашений о партнерстве (от 10–15 до 20 и более лет, а в случае концессий – до 50 лет);

– специфические формы финансирования, дополненные государственными финансовыми ресурсами, или же совместное инвестирование нескольких участников;

– обязательное наличие конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими потенциальными участниками;

– специфические формы распределения ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиций общественных интересов и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проекта, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта – разработка, финансирование, строительство, эксплуатация, управление, практическая реализация услуг потребителям;

– разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих соглашений.

Каждый партнер вносит свой вклад в общий проект. Бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству. При этом налаживаются более эффективные связи с поставщиками и подрядчиками, создаются новые предприятия (в том числе и с иностранным капиталом), на рынке труда повышается спрос на высококвалифицированных работников. В свою очередь, государство обеспечивает правомочия собственника, предоставляет налоговые и иные льготы, гарантии, а также материальные и финансовые ресурсы. Оно же осуществляет и свои основные функции – контроля, регулирования, соблюдения общественных интересов. Особо подчеркнем, что в государственно-частном партнерстве право собственности на объект сохраняется за государством (в отличие от приватизации как формы возмездной передачи госсобственности).

Все эти вышеперечисленные обстоятельства делают весьма перспективным применение государственно-частного партнерства в атомном энергопромышленном комплексе. Учитывая специфику атомной энергетики, можно говорить и о международно-частном партнерстве, подобно авиационной промышленности, например, европейскому проекту «Аэробус». Такой союз государства и частного капитала будет способствовать повышению эффективности атомного энергопромышленного комплекса России и развитию его экспортного потенциала.

Возможности внедрения механизмов государственно-частного партнерства в концерне «Росэнергоатом» обсуждаются уже давно. Рассматривался вопрос формирования технопарка «Саров-Система» совместными усилиями Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ и АФК «Система». Отмечалась необходимость оценки перспектив государственно-частного партнерства в области использования атомной энергии, а также правового регулирования механизмов государственно-частного партнерства. В частности, необходима правовая оценка возможностей долгосрочной аренды, концессий, соглашений о разделе продукции, лизинга, проектного финансирования. К примеру, разработка месторождений сырья для атомной промышленности может осуществляться с применением концессий или соглашений о разделе продукции, также проектное финансирование может быть использовано для строительства подъездных путей к таким месторождениям, расположенным в дальних районах страны.

Концессия как шаг к приватизации

Концессии как форма государственно-частного партнерства при регулировании государством вопросов собственности на недра и ядерные материалы могут стать приемлемой альтернативой их возможной приватизации. Концессионная модель государственно-частного партнерства, позволяющая привлечь крупные частные инвестиции и эффективный менеджмент в атомную сферу и разработку месторождений при сохранении государственного регулирования, является наиболее оптимальной для нынешнего этапа развития экономики страны. В концессиях, имеющих долгосрочный характер, частный партнер может осуществлять стратегическое планирование своей деятельности и имеет более полную свободу в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений (этим концессии отличаются от совместных предприятий). При этом государство, передавая концессионеру право пользования объектом, оставляет за собой право распоряжаться объектом своей собственности, оставляя за собой достаточно рычагов воздействия на партнера в случае нарушения им условий концессии.

Для эффективной реализации модели государственно-частного партнерства в атомном энергопромышленном комплексе следует создать экспертную группу по выстраиванию партнерских отношений между государством и бизнесом. Как справедливо отмечает в своей работе в журнале «Атомная стратегия XXI» Ю.Федосова, в настоящее время в западной практике организации финансирования проектов сооружения АЭС разработан ряд инструментов, применение которых в России пока слабо освоено, хотя российский бизнес готов к государственно-частному партнерству в атомном энергопромышленном комплексе. Об этом свидетельствуют такие факты.

Так, компания «Комплексные энергетические системы» (КЭС) инвестирует сотни миллионов долларов в реконструкцию АЭС «Пакш» в Венгрии. Компания объясняет свой интерес к атомной энергетике Венгрии желанием выйти на новые рынки. Интерес российского бизнеса к атомной энергетике Венгрии показывает, что частные инвесторы России в принципе готовы вкладывать деньги в атомно-энергопромышленный комплекс (в том числе и российский, если это позволит законодательство). Поэтому в настоящее время «Росатом» озабочен привлечением в отрасль частных инвесторов, а переговоры о привлечении инвестиций ведутся с крупными потребителями электроэнергии – «Газпромом», «Северсталью», РУСАЛом и СУАЛом, заинтересованными в гарантированном получении электроэнергии с АЭС по фиксированным ценам в течение длительного срока – срока эксплуатации атомных реакторов (40–60 лет). Этим и отличается атомная энергетика от углеводородной, весьма зависимой от колебаний мировых цен на органические носители. Этот пример чрезвычайно важен для российской атомной промышленности, это прецедент, который может стать тенденцией уже в ближайшее время. Недавно с предложением привлечения частного капитала в атомно-энергопромышленный комплекс на основе механизма государственно-частного предпринимательства выступил на IV Красноярском экономическом форуме губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. По его мнению, такое сотрудничество государства и бизнеса эффективно при осуществлении социальных программ на территориях, прилегающих к АЭС (расходы на них составляют до 10% капиталовложений при новом строительстве АЭС). Практика показывает, что у местных муниципалитетов необходимых средств на эти цели обычно не хватает, и объекты социальной сферы не оправдывают инвестиций, потраченных на их сооружение. Дмитрий Зеленин предложил сделать экспериментальной площадкой для осуществления государственно-частного партнерства город Удомля, где начинается строительство энергоблока № 4 Калининской АЭС. Для осуществления этого предложения необходимо определить условия финансирования такого проекта, изучить зарубежный опыт осуществления проектов подобного рода.

Представляется, что наиболее приемлемой для российских условий будет являться схема привлечения в строительство АЭС инвестиций наиболее крупных потребителей энергии (например, металлургической отрасли) и финансовых институтов, обеспечивающих долгосрочные стабильные вложения. Такая схема должна работать под надежным контролем государства, гарантирующим своевременный возврат инвестиций и предотвращающим возможные риски.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Минск послал Москве противоречивые сигналы

Минск послал Москве противоречивые сигналы

Антон Ходасевич

Белоруссия выйдет из Союзного государства при соответствующем социальном заказе

0
3540
Лукашенко надавил на газ

Лукашенко надавил на газ

Ольга Соловьева

Белоруссия и Россия начнут интеграцию через энергорынки

1
3409
Бизнес становится главной движущей силой климатической повестки

Бизнес становится главной движущей силой климатической повестки

Василий Столбунов

Корпорации перехватывают инициативу у государств, международных институтов и некоммерческих организаций

0
756
Недоверие порождает фобии

Недоверие порождает фобии

Необходимость установления нового глобального миропорядка назрела давно

0
2164

Другие новости

Загрузка...
24smi.org