0
3977
Газета НГ-Энергия Печатная версия

10.04.2012

Захватить и разбурить

Игорь Зонн

Сергей Жильцов

Об авторе: Игорь Сергеевич Зонн - доктор географических наук, генеральный директор ИНПЦ по водному хозяйству, мелиорации и экологии; Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Дипломатической академии МИД России.

Тэги: арктика, нефть, газ


арктика, нефть, газ Полезные ископаемые Арктики.
Карта Johanna Roto and Jose Sterling, Nordic centre for spatial development

Тема Арктики, ее проблемы и перспективы освоения в последнее десятилетие нашли отражение во многих российских официальных документах. Одной из ключевых задач российской политики в Арктике на ближайшую перспективу остается определение международно-правового статуса арктических пространств. Прежде всего речь идет о том, чтобы доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением российской территории. Для России важно сформулировать обоснование и юридическое закрепление внешней границы континентального шельфа страны за пределами 200-мильной зоны. В этом случае Россия сможет рассчитывать на увеличение площади арктического континентального шельфа на 1,2 млн. кв. км. Стоит подчеркнуть, что речь не идет об установлении суверенитета над арктическими пространствами. Принятие данного решения будет означать, что Россия будет иметь лишь преимущественное право на разведку и добычу ресурсов шельфа, а акватория арктических морей останется доступной для других стран.

Столь пристальное внимание к шельфу арктических морей продиктовано информацией о наличии в Арктике значительных запасов нефти и газа. Импульс арктической гонке за углеводородами дали первые результаты научных исследований, направленных на оценку запасов ресурсной базы, находящихся в арктических морях. В СССР в 1982 году была предпринята первая попытка провести бурение в арктических водах, в устье реки Печоры. Из двух списанных судов была построена морская ледостойкая буровая платформа «Севастополь», которая удерживалась на якорях. В 1983 году она была раздавлена льдами, после чего разрезана на металлолом. Тем не менее в том же году СССР повторил попытку бурения в Арктике при помощи уникального бурового судна ледового класса «Валентин Шашин», способного осуществлять глубоководное бурение в Арктике. Полученные при бурении результаты показали наличие потенциально огромных запасов углеводородных ресурсов. Подобный факт не остался незамеченным. Однако дальнейшее исследование месторождений нефти и газа на предмет их последующей разработки сдерживало отсутствие технических средств бурения, пригодных для работы в тяжелых климатических условиях Арктики, и необходимость осуществления значительных капиталовложений.

Ситуация стала стремительно меняться в 1990-х годах, когда по мере истощения многих сухопутных месторождений нефти и газа многие страны стали обращать более пристальное внимание на ресурсы Арктики. Одновременно возобновились дискуссии о международно-правовом статусе Арктики, а также предпринимались усилия по расширению доступа к шельфу арктических морей. В 2000 году Россия провела экспедицию «Арктика-2000». Основываясь на ее итогах, Россия, ратифицировавшая Конвенцию 1982 года, подала в декабре 2001 года в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку об определении внешних границ континентального шельфа в Арктике, выходящих за пределы 200 морских миль. Однако в Комиссии ООН посчитали доказательства, предоставленные российской стороной относительно хребта Ломоносова для однозначного определения этой структуры в качестве подводного продолжения континентального шельфа, неубедительными. Одновременно были высказаны замечания о необходимости предоставления бесспорных доказательств, поскольку сейсмические исследования и определение мощности лишь осадочного чехла не дают однозначного ответа.

Усиление активности России в Арктике подтолкнуло другие арктические страны действовать более энергично. Дания выделила средства на поиск доказательств связи хребта Ломоносова с островом Гренландия. Организованная международная Арктическая буровая экспедиция первый раз в истории смогла пробурить хребет Ломоносова. Пробы грунта были подняты с глубины 428 м и обошлись в 12,5 млн. долл. И хотя бур не продвинулся дальше осадочного чехла, тем не менее Дания заявила, что хребет Ломоносова является продолжением Гренландии.

В июле–августе 2007 года Россия организовала новую экспедицию – «Арктика-2007», которая должна была осуществить сбор дополнительных материалов, подтверждающих, что хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением полярных владений России и, следовательно, она может претендовать на большую часть огромных запасов нефти и газа. В точке Северного полюса было совершено погружение двух аппаратов «Мир», которые взяли пробы донных осадков. Во время погружения на дне океана на глубине 4261 м был установлен государственный флаг Российской Федерации. Однако проводившиеся Россией в последующие годы в основном геофизические работы не смогли обеспечить обоснование российских претензий с тем, чтобы подать в 2011 году новую заявку в Комиссию ООН, как это предполагалось ранее.

Установка флага России на дне Северного Ледовитого океана во многом носила политический характер. Подобные действия вызвали не только тревогу и негативные отклики со стороны других арктических государств, но и подтолкнули их к усилению политического внимания к проблемам Арктики и реализации практических шагов по защите собственных интересов. Начиная с 2007 года США проводят масштабные исследования своей части Чукотского моря с помощью ледокола «Хили». На базе этих исследований компания Shell планирует в 2012 году начать бурение на арктическом шельфе. Одновременно США усиливают военный контроль над акваториями арктических морей.

За прошедшие с момента установления флага на Северном полюсе годы Россия так и не получила доказательств того, что хребет Ломоносова является продолжением материковой части. В общем-то, в этом нет ничего удивительного. На протяжении многих лет сбор доказательств проводился путем геофизических исследований. Нельзя отрицать их важности. Однако для подтверждения своих прав на арктический шельф России необходимо провести глубоководное бурение на шельфе, результаты которого должны дать бесспорные доказательства материкового происхождения хребтов и стать основным аргументом, подтверждающим российские претензии на шельф, простирающийся за пределами исключительной экономической зоны. Однако здесь Россия сталкивается с определенными трудностями, поскольку в последние годы не располагает необходимыми судами и оборудованием, способными бурить в арктических условиях. Так, еще в 2005 году буровое судно «Валентин Шашин» было сдано до 2023 года в аренду норвежской компании VentureDrillingAS для работы в Анголе. Переименовав судно в DeepVenture, норвежцы его модернизировали. Теперь судно может работать на глубинах до 1260 м вместо прежних 300 м. В феврале 2011 года в г. Осло (Норвегия) были завершены проходившие с 2009 года переговоры с компанией VentureDrillingAS о досрочном возврате из контракта бурового судна «Валентин Шашин». Таким образом, было исполнено решение Арбитражного суда Мурманской области о признании недействительным заключенного в 2005 году договора. Однако пока нет никакой информации, будет ли судно использоваться при реализации российских проектов. По крайней мере в конце 2011 года были сообщения о том, что судно должно начать работать на вьетнамском шельфе.

В феврале этого года появилась информация, что предприятие «Совморгео» из Петербурга получило лицензию на исследование хребта Менделеева и уже летом приступит к проведению работ по сбору материала для уточнения границ арктического шельфа. Дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын» должен заменить научно-исследовательское судно «Академик Федоров», с борта которого проводились сейсмические работы. В ходе бурения должно быть осуществлено глубоководное бурение коренных пород в нескольких точках, которые должны дополнить имеющиеся данные. Бурение предполагается вести с помощью отечественной специальной установки, которая будет опускаться на дно с борта ледокола, чтобы получить керн глубиной до двух метров. Однако подобная технология бурения, а вместе с этим и полученные результаты могут вновь не устроить Комиссию ООН. Тем не менее Россия планирует подать в Комиссию ООН по границам континентального шельфа новую заявку в 2013–2014 годах. Хотя пока не известно, как Россия сможет осуществить глубоководное бурение, чтобы получить данные, которые могут лечь в основу доказательств ее претензий на шельф.

Не лучше обстоит дело с оборудованием, которое приспособлено для бурения на арктическом шельфе. До недавнего времени Россия располагала двумя самоподъемными буровыми установками (СПБУ) «Мурманская» и «Кольская». Однако 18 декабря 2011 года «Кольская» при буксировке затонула в Охотском море в 200 км от мыса Терпения на Сахалине. Других буровых установок у России нет. В результате амбициозные планы, обозначенные в ряде официальных документов, принятых в России в последние годы, могут оказаться под угрозой. Подтверждением непростой ситуации, сложившейся с добычей углеводородного сырья в Арктике, служит тот факт, что для разработки Штокмановского месторождения Россия вынуждена привлечь зарубежные компании. Так, в 2011 году российская компания «Роснефть» и американская компания ExxonMobil подписали соглашение о стратегическом партнерстве на бурение в Карском море, в рамках которого предполагается создание совместного Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок. Кроме того, большие надежды возлагаются на участие России в международном проекте глубокого бурения с использованием ледокола в рамках европейского исследовательского ледокольного консорциума AuroraBorealis. Впрочем, подобное сотрудничество еще не дает гарантий, что Россия получит в свое распоряжение новые технологии бурения.

Безусловно, энергетические ресурсы Арктики имеют многообещающие перспективы и могут стать ресурсной базой России в XXI веке. Однако с сожалением приходится констатировать, что на сегодняшний день Россия не имеет возможностей для самостоятельной разработки континентального шельфа. В перспективе этот фактор могут использовать западные страны, обосновывая необходимость более широкого вовлечения иностранных нефтегазовых компаний в разработку российских месторождений. К тому же серьезную проблему представляют вопросы, связанные с развитием береговой инфраструктуры, к примеру, сооружение новых глубоководных портов. В целом освоение арктических месторождений связано со значительными капиталовложениями, отдачу от которых можно ожидать спустя многие годы. Однако без этого заявленные цели российской политики в Арктике невозможно реализовать на практике.

Относительно спокойный ход обсуждения международно-правовых проблем Арктики может быть нарушен с появлением новых технологий, открывающих доступ к месторождениям нефти и газа в Арктике. Это может усилить разногласия между арктическими странами, превратив регион в арену соперничества и конфронтации. В итоге поиск компромиссных решений по целому ряду вопросов может трансформироваться в длительную политико-дипломатическую борьбу.

Большинство стран мира не располагает технологиями, которые могут обеспечить доступ к месторождениям углеводородного сырья в Арктике. В результате борьба за Арктику в конечном итоге станет соперничеством в сфере технологий. Страны, которые первыми предложат новые технологические решения для добычи нефти и газа на месторождениях в Арктике, получат «приз» в арктической гонке в виде углеводородных ресурсов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В июле Саудовская Аравия снизила экспорт нефти на 1,7% по сравнению с предыдущим месяцем

В июле Саудовская Аравия снизила экспорт нефти на 1,7% по сравнению с предыдущим месяцем

0
938
Бензин "Роснефти" лучше европейского

Бензин "Роснефти" лучше европейского

Сергей Никаноров

Ведущая нефтяная компания страны выпустила на рынок "экологическое" топливо марки "Евро-6"

0
595
Грузовики и автобусы на любой вкус

Грузовики и автобусы на любой вкус

Виталий Барсуков

Группа ГАЗ представила широкий спектр новинок и серийных моделей на международной выставке коммерческих автомобилей в Германии

0
623
Иракский бунт –  еще не беспощадный, но уже не бессмысленный

Иракский бунт – еще не беспощадный, но уже не бессмысленный

Игорь Панкратенко

У Тегерана возникли серьезные проблемы в Ираке

0
3785

Другие новости

Загрузка...
24smi.org