0
4333
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.09.2012 00:00:00

Ставка на газ

Александр Фролов

Об авторе: Александр Сергеевич Фролов - аналитик Института национальной энергетики.

Тэги: газпром, газ, европа


газпром, газ, европа Производство газомоторного топлива может стать выгодным бизнесом.
Фото с сайта ОАО «Газпром»

Группа «Газпром» планирует за два года довести количество собственных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в Европе до 15. Дело в том, что европейские страны продолжают внедрять экологически чистые виды транспорта. В частности, газобаллонные автомобили (ГБА), представленные двумя основными видами – работающими на компримированном природном газе (КПГ) и сжиженном углеводородном газе (СУГ). Впрочем, с началом кризиса на первый план выходит не столько экологическая, сколько экономическая составляющая – газ дешевле бензина и дизельного топлива.

Россия является крупнейшим поставщиком этого топлива. Так, в 2011 году «Газпром» поставил на европейский рынок 150 млрд. куб. м газа (при суммарном потреблении в ЕС 471 млрд. куб. м). А в одну только Польшу ежегодно российские компании (СИБУР, «Газпром», ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК и пр.) направляют порядка 1 млн. т СУГ. Эта страна, кроме прочего, обладает одним из крупнейших парков автомобилей на пропан-бутане – более 2,1 млн.

С 2010 года «Газпром» развивает в Европе собственную сеть АГНКС. Первоначально были открыты две станции – в Германии и Чехии. В 2011-м – еще одна. Притом речь идет о строительстве заправок с нуля, а не покупке уже существующих сетей. Германия и Чехия – весьма перспективные, бурно развивающиеся газомоторные рынки.

Германия – страна с относительно небольшим парком метановых автомобилей (по данным на начало 2012 года, чуть более 96 тыс.), но при этом здесь действует более 900 КПГ-заправок. Учитывая площадь этой страны, плотность заправочной сети очень высока – одна станция на каждые 395 кв. км. Для сравнения: у мирового лидера газомоторной отрасли Ирана одна газовая заправка приходится на 915,5 кв. км. Хотя, разумеется, пока парки ГБА этих стран несопоставимы (у Ирана около 2,9 млн. автомобилей на КПГ), но Германия обеспечила себя надежной основой для роста газомоторной отрасли. Кстати, у Италии, которая лидирует в Европе по количеству ГБА (779 тыс.), заправок меньше, чем у Германии, – 860.

Если Германия занимает 18-е место в мире по количеству метановых автомобилей, то Чехия – 41-е. Здесь на природном газе работают всего 3,25 тыс. ГБА, которые обслуживают 50 АГНКС. Из них 86% – легковые машины Mercedes, Ford, FIAT, Volkswagen и Opel, а 11% – автобусы. Но в то же время республика планирует к 2020 году заместить 10% моторного топлива метаном. Всего в Чехии на данный момент 4,5 млн. автомобилей – газомоторному направлению есть куда расширяться.

Зарубежные «дочки» «Газпрома» получили разрешение на строительство в ближайшие пару лет еще восьми АГНКС в Германии и пяти в Чехии. Таким образом, общее количество российских заправок в Европе будет доведено до 15. Также запланировано расширение газомоторной сети в Калининградской области.

Ситуация на Востоке

Все большее влияние в газомоторной отрасли оказывает Китай. Китайские компании освоили производство блочных АГНКС и газобаллонных автомобилей. Это позволяет стремительно развивать газомоторное направление в самой Поднебесной. Так, в 2003 году здесь работали 69 тыс. метановых ГБА и 270 станций, а к началу 2012-го эти показатели выросли почти на порядок – 600 тыс. и 2,5 тыс. соответственно. Таким образом, китайцы не только экономят нефтепродукты, но и решают значительную долю экологических проблем, накопленных страной за годы экономического прорыва. Притом им удается синхронизировать развитие сбытовой сети и планы автопроизводителей.

Собственное производство дает возможность создавать и захватывать рынки в других странах. Не секрет, что Китай последние годы проявляет особое внимание к богатой полезными ископаемыми Африке. Одним из следствий этих усилий стал многократный рост парка ГБА и количества заправок на этом континенте. В одном только Египте – 162 тыс. ГБА и 143 станций (в 2003 году – 48 тыс. и 78 соответственно). Нетрудно понять, что Китай имеет все шансы в ближайшие годы наводнить Африку своими дешевыми автомобилями на метане и пропан-бутане. Все-таки фактор цены для этого континента особо важен. А качество продукции у производителей из Поднебесной неуклонно растет. Скоро они выйдут и на российский рынок.

Дело техники

Ответить на этот вызов могут только два отечественных производителя: КамАЗ и «Группа ГАЗ». Притом, если нижегородцы выпускают микроавтобусы, работающие на пропан-бутане, то казанцы – грузовики и автобусы на КПГ, постоянно расширяя модельный ряд. Свой вклад планирует внести волгоградский «Волжанин» – будет выпущен метановый автобус. АвтоВАЗ, намеревавшийся с начала 2012 года организовать выпуск двухтопливной Lada Priora, отстает от собственных планов. Возможно, свое слово в начале 2013 года скажет компания «ё-АВТО», намеревающаяся выпускать автомобили в двухтопливном исполнении (на бензине и метане).

В целом же 2011 год для газомоторной отрасли внутри России принес противоречивые результаты. Новых заправок построено не было. В нашей стране по-прежнему действуют порядка 250 АГНКС. Лидирующими регионами являются Ставропольский и Краснодарский края, Свердловская, Челябинская и Ростовская области, Кабардино-Балкария и Северная Осетия. В международном рейтинге по количеству автомобилей на метане Россия опустилась на 20-е место – в нашей стране немногим более 86 тыс. метановых ГБА. Здесь мы уступаем не только Индии (1,1 млн.) и США (112 тыс.), но и Украине (200 тыс.). Впрочем, не стоит забывать, что исторически сложилось так, что в нашей стране более развито пропан-бутановое направление. Отечественный парк автомобилей на СУГ составляет около 1,4 млн. (почти 10% мирового парка). По этому показателю мы уступаем только Турции и Польше.

Кстати, успехам Украины в области КПГ не в последнюю очередь способствует высокая цена на бензин (примерно в два раза выше, чем в России). При уровне благосостояния населения примерно равном российскому, местный потребитель более внимательно относится к возможности экономить на топливе. Стоимость природного газа для автотранспорта здесь составляет 61% от стоимости 92-го бензина и 64% от стоимости дизельного топлива. Установка газобаллонного оборудования окупается быстрее.

Дело принципа

К сожалению, Краснодарский край и оргкомитет Олимпиады решили впервые с 1996 года провести Олимпиаду без экологически чистого топлива. Остальные, не столь богатые газом, как Россия, страны старались принимать экологические нормативы под спортивные соревнования, стимулировавшие использование транспорта на газомоторном топливе. Особенно показателен в этом отношении пример Южной Кореи. Но в России метан не будет связан с Олимпиадой. Видимо, ответственные лица считают, что воздух Сочи и без того чистый и автомобильные выхлопы не в силах его ухудшить. Впрочем, газомоторные автобусы закупят для Универсиады в Казани. Власти Татарстана гораздо серьезнее относятся к этому направлению.

Впрочем, 2011 год принес для российской газомоторки и однозначно положительный результат. На 20 млн. куб. м увеличился объем реализации компримированного газа, составив 365 млн. куб. м. За прошедшее десятилетие он вырос в три раза.

Кроме того, ведется проектирование метановой заправочной станции в Петропавловске-Камчатском. В перспективе намечено строительство АГНКС в Хабаровске, Благовещенске, Владивостоке, Южно-Сахалинске.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
966
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1299
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
995
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
825

Другие новости