0
15326
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.06.2013 00:01:00

Нефтегазовая схватка в Центральной Азии

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук.


Для реализации своей политики в Центральной Азии КНР использует ШОС. Фото Reuters

С момента образования на территории Центральной Азии независимых государств углеводородные ресурсы региона приобрели ключевое значение во внешней политике стран Центральной Азии и как магнит стали притягивать разные государства. Наиболее активно в регионе действовали Россия, США, страны ЕС и Китай, которые не «номинально» претендовали на лидирующие позиции в Центральной Азии, прежде всего в энергетической сфере.
Огромный интерес проявляли американские и европейские нефтегазовые компании, которые устремились к углеводородным месторождениям. Наибольшее внимание было приковано к Туркменистану, располагающему значительными запасами газа, и Казахстану, обладающему крупнейшими нефтяными месторождениями.
Многочисленные международные консорциумы, созданные для добычи углеводородного сырья, спешили застолбить место на потенциально богатых нефтью и газом месторождениях. Проникновению в регион западных нефтегазовых компаний способствовала энергетическая политика стран Центральной Азии, которые были заинтересованы в западном нефтегазовом капитале. С его помощью они рассчитывали провести разведку углеводородных месторождений, а в перспективе – осуществлять добычу и экспорт нефти и газа на внешние рынки. По крайней мере на первом этапе инвестиции нефтегазовых компаний сыграли ключевую роль в освоении месторождений углеводородных ресурсов, позволив странам региона добиться подъема экономики и стабилизировать внутриполитическую ситуацию.
На государственном уровне Центральная Азия стала для США и ЕС одним из ключевых направлений внешней политики. Вашингтон и Брюссель оказывали политическую поддержку странам региона, прежде всего в вопросах добычи и транспортировки углеводородных ресурсов. В качестве главной задачи Запад видел переориентацию нефтегазовых потоков стран региона в европейском направлении с целью уменьшения их зависимости от России.
На фоне активного участия западных нефтегазовых компаний и государственных структур в разработке углеводородных ресурсов Центральной Азии и усиления внимания к региону со стороны Китая успехи российской политики оказались более скромными. Наиболее заметным достижением России в Центральной Азии стала реализация Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который предназначен для поставок казахстанской нефти в порт Новороссийск. Остальные российские проекты так и не вышли на стадию реализации.
Участие российских компаний в разработке новых месторождений нефти и газа в Центральной Азии также носило ограниченный характер, а объем инвестиций был незначительным. На государственном уровне усилия России были направлены и до сих пор ориентированы на сохранение политического влияния в странах региона. Россия игнорировала энергетические интересы стран региона, что в конечном итоге привело к уменьшению ее влияния и утрате положения монопольного транзитера углеводородных ресурсов из Центральной Азии.
Китайская волна
Китай формировал приоритеты внешней политики в отношении Центральной Азии постепенно. Энергетической экспансии Пекина предшествовала активная торгово-экономическая политика, результаты которой создавали предпосылки для внешнеполитической переориентации стран региона. Так, Китай вплотную приблизился к тому, чтобы занять лидирующие позиции по объемам торговли с Таджикистаном и Киргизией.
По мере усиления потребности китайской экономики в углеводородных ресурсах возрастала заинтересованность Пекина в расширении доступа к нефти и газу стран Центральной Азии. Китайская сторона проявляла настойчивость в приобретении в собственность углеводородных месторождений, а также мощностей для их переработки. Серьезных успехов Китай добился в организации поставок оборудования, предоставления сервисных услуг, а в последнее время – и в осуществлении бурения.
В последнее десятилетие Китай последовательно наращивал свою долю в энергетическом секторе стран Центральной Азии. Данная политика отражала геополитические устремления Пекина и возрастающие потребности китайской экономики в дополнительных объемах углеводородного сырья. По разным оценкам присутствие Китая в энергетике Казахстана уже превысило 25%. Добиться подобных успехов Китай смог за счет последовательной внешней политики, которая подкреплялась значительными финансовыми средствами.
Важным элементом энергетической политики стали трубопроводы, предложенные и реализованные Пекином для поставок углеводородных ресурсов в китайском направлении. Так, в 2009–2010 годах без привлечения российских компаний из Казахстана и Туркменистана в Китай были построены нефтепроводы и газопроводы различной мощности. Они должны обеспечить надежные поставки углеводородов в Китай из стран Центральной Азии, которые, в свою очередь, с увеличением добычи нефти и газа рассчитывают усилить свои позиции.
До последнего времени Китай в основном расширял свое присутствие в странах Центральной Азии на старых месторождениях, которые прошли пик своей добычи. Однако Пекин добивается доступа к новым нефтегазовым месторождениям, рассчитывая за счет их разработки реализовать перспективные планы по увеличению объемов экспорта углеводородного сырья из стран Центральной Азии. Речь идет о получении доступа к шельфовым проектам Казахстана. Этому может способствовать выход из ряда проектов западных компаний, а также увеличение китайских инвестиций в разработку месторождений.
Варианты доставки туркменского газа в Китай.	Карта с сайта www.opec.ru
Варианты доставки туркменского газа в Китай.    Карта с сайта www.opec.ru
Новый этап
В последующие пять–семь лет ситуация в Центральной Азии в сфере энергетики может претерпеть серьезные изменения. Начало промышленной разработки новых месторождений в странах Центральной Азии окажет ключевое влияние на развитие региона, а вместе с этим заставит по-новому оценить его перспективы. Речь идет о добыче нефти в Казахстане, в частности, на Кашагане, а в Туркменистане – о разработке перспективных газовых месторождений, таких как Довлетабад и Южный Иолотань-Осман. От успешности их освоения зависит наполнение уже построенных нефте- и газопроводов, а также реализация перспективных трубопроводных проектов, расширяющих географию экспортных потоков из стран Центральной Азии. Тем более что для Туркменистана и Казахстана диверсификация экспорта углеводородных ресурсов остается ключевой задачей.
Трубопроводная многовекторность, взятая на вооружение Ашхабадом и Астаной, усиливает их переговорные позиции, давая возможность выбирать направления экспорта нефти и газа. Большое внимание Туркменистан уделяет Трансафганскому газопроводу (ТАПИ), который должен пройти по маршруту Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия. Его реализация даст Ашхабаду не только потенциально высокие экономические преференции, но и усилит его геополитические позиции. Одновременно Туркменистан реализует строительство газопровода Восток–Запад, который должен объединить в единую систему все крупные газовые месторождения в Туркменистане.
В свою очередь, Казахстан заинтересован в осуществлении новых проектов, которые будут выводить казахстанские углеводороды в европейском направлении. Данные планы имеют давнюю историю и до сих пор сдерживались трудностями, с которыми Астана сталкивалась при разработке перспективных углеводородных месторождений. По мере их освоения Казахстан может усилить поиск маршрутов, предназначенных для экспорта возросших объемов нефти и газа, не замыкаясь только на российском направлении.
Начало промышленного освоения углеводородных месторождений в Казахстане может сказаться на будущих отношениях Москвы и Астаны. В последние годы их сотрудничество развивается в рамках проекта Единого экономического пространства (ЕЭП). Однако Казахстан является единственной страной Центральной Азии, которая в силу внутриполитических причин и геополитической ситуации пошла на расширение сотрудничества с Россией. Остальные страны региона отдают предпочтение развитию сотрудничества с западными странами и Китаем, а не Россией. Узбекистан и Туркменистан фактически вышли из-под влияния России, реализуя независимую энергетическую политику. Таджикистан и Киргизия сохраняют интерес к сотрудничеству с Москвой в силу сложного экономического и внутриполитического положения. Однако внешнеполитический вектор этих стран все больше разворачивается в сторону Китая. Тем более что расширение присутствия Китая в энергетических проектах положительно воспринимается в странах Центральной Азии, которые рассматривают китайское направление в качестве одного из перспективных для экспорта углеводородных ресурсов.
В свою очередь, для реализации своей политики в Центральной Азии Пекин использует потенциал Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая рассматривалась в Москве в качестве механизма поддержания региональной безопасности. Однако подобное российско-китайское сотрудничество фактически открыло Китаю беспрепятственный доступ в Центральную Азию, в том числе к углеводородным месторождениям стран региона. Это негативно сказалось на позициях России, которая оказалась не готовой к соперничеству с Китаем, предложившим странам региона привлекательные энергетические проекты.
Ожидание получения потенциальной экономической выгоды от промышленной разработки месторождений нефти и газа может привести к пересмотру странами Центральной Азии внешней политики. Это скажется на взаимоотношениях с Россией, перспективы которой в Центральной Азии вызывают много вопросов.
В условиях ограниченного углеводородного потенциала стран Центральной Азии новые трубопроводные проекты могут обострить соперничество за нефть и газ, которые будут добываться на центрально-азиатских месторождениях. В этом вопросе геополитические планы США и ЕС, призывающих Ашхабад и Астану к участию в европейских проектах поставок углеводородных ресурсов, будут входить в противоречия с интересами Китая. В перспективе это может усилить соперничество между Пекином и европейскими странами.
На ситуацию в Центральной Азии может оказать влияние Иран, который в последнее время проявляет заинтересованность в добыче углеводородных ресурсов на Каспии с их последующим экспортом. Речь идет о перспективном, но не подтвержденном пока газовом месторождении «Сардар Джангал», запасы которого оцениваются в 1,4 трлн. куб. м газа и 2 млрд. баррелей нефти. Одновременно Тегеран рассматривает варианты расширения сотрудничества со странами Центральной Азии в вопросах экспорта их углеводородных ресурсов.
Диверсификации маршрутов экспорта нефти и газа из региона способствует политика Китая, который увязывает региональные интересы с перспективами собственного экономического развития. Этот фактор является одним из ключевых при формировании странами Центральной Азии приоритетов энергетической политики.
Многое будет зависеть от успешности промышленной добычи на новых месторождениях нефти и газа. Этот фактор во многом будет определять ситуацию в Центральной Азии, которая в силу многих причин находится на переломном этапе и окажет ключевое влияние на соперничество внерегиональных государств за доступ и контроль над экспортом углеводородных ресурсов.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
829
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1110
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
876
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
716

Другие новости