0
9596
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.10.2015 00:01:00

В погоне за углеводородами Центральной Азии

Сергей Жильцов

Об авторе: Жильцов Сергей Сергеевич – доктор политических наук.

Тэги: газопровод, тапи, восток запад, каспий, центральная азия


газопровод, тапи, восток запад, каспий, центральная азия Руководство Туркменистана активно пытается диверсифицировать поставки природного газа на внешние рынки. Фото Reuters

Углеводородные ресурсы Центральной Азии по-прежнему остаются в центре внимания государств региона. С их освоением и экспортом на внешние рынки центральноазиатские страны напрямую связывают дальнейшее развитие политической и экономической ситуации. Однако пока страны региона не сумели преодолеть технологические трудности, с которыми столкнулись при разработке новых перспективных месторождений. Несмотря на это, Казахстан и Туркменистан, обладающие наибольшими запасами углеводородного сырья в Центральной Азии, по-прежнему уделяют повышенное внимание разработке новых месторождений нефти и газа, не оставляя попыток расширить географию экспортных маршрутов их доставки на внешние рынки. 

В последнее время активную политику в сфере диверсификации маршрутов углеводородных ресурсов проводит Туркменистан. Ашхабад большое внимание уделяет трубопроводному проекту Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия (ТАПИ). История появления данного проекта газопровода уходит корнями в начало 1990-х годов, когда прикаспийские страны и их месторождения углеводородных ресурсов оказались в центре внимания многих государств и нефтегазовых компаний. Однако тогда данный проект в силу различных причин так и не был реализован, хотя в последнее десятилетие идея строительства ТАПИ обсуждалась не раз.

В текущем году Туркменистан вновь усилил внимание к данному проекту, проведя переговоры с потенциальными участниками. В сентябре 2015 года после разработки технико-экономического обоснования проекта Ашхабад приступил к инженерным работам на трассе будущего трубопровода. Исследования проводятся от месторождения «Галкыныш» до границы с Афганистаном. Мощность трубопровода протяженностью 1800 км должна составить 33 млрд куб. м. Со строительством данного трубопровода Туркменистан рассчитывает диверсифицировать поставки природного газа на внешние рынки. Так, наряду с иранским и китайским направлениями экспорта углеводородных ресурсов, которые получили развитие в последние два десятилетия, Ашхабад намерен реализовать данный трубопроводный маршрут на Индию, которая, в свою очередь, заинтересована получать дополнительные объемы природного газа.

Несмотря на достигнутые договоренности и проявленный интерес со стороны всех участников проекта, когда стартует строительство трубопровода, пока неизвестно. Неопределенность с началом строительства и отсутствие конкретных сроков его завершения связаны с тем, что до сих пор не устранены проблемы, относящиеся к обеспечению безопасности будущего трубопровода. Часть маршрута должна пройти по территории Афганистана, где сохраняется нестабильность. 

Наряду с продвижением проекта ТАПИ Ашхабад активно участвует в переговорном процессе с ЕС, обсуждая перспективы экспорта своего газа на европейский рынок. В июне текущего года по итогам переговоров между Туркменистаном, Азербайджаном, Турцией и ЕС было принято решение о создании постоянной рабочей группы, которая должна приступить к проработке различных вариантов доставки туркменского газа в Европу. Более того, озвучены предварительные сроки этих поставок. Ожидается, что экспорт туркменского газа начнется с 2019 года.

Реализации амбициозных планов Туркменистана по диверсификации маршрутов экспорта газа должен способствовать газопровод «Восток–Запад», протяженностью 800 км и мощностью 30 млрд куб. м в год. После завершения его строительства, намеченного на конец 2015 года, Туркменистан рассчитывает обеспечить доставку своего газа с месторождений, расположенных в восточных регионах страны, к побережью Каспийского моря и соединить между собой крупнейшие месторождения. Таким образом, Ашхабад намерен создать дополнительные возможности для экспорта углеводородных ресурсов в любом направлении.

Наряду с диверсификацией маршрутов поставок газа в восточном и западном направлениях Туркменистан усилил внимание к южному направлению экспорта, в сторону Ирана. В свою очередь, Тегеран также проявляет интерес к туркменскому газу, рассчитывая через расширение энергетического сотрудничества с Туркменистаном усилить свою вовлеченность в реализации проектов по экспорту каспийских углеводородов на внешние рынки. В 2014 году Туркменистан поставил в Иран 6,5 млрд куб. м и в перспективе рассчитывает увеличить поставки до 14 млрд в год. К этому Туркменистан подталкивает выгодное географическое положение Ирана, территория которого представляет собой наиболее удобный путь для экспорта центральноазиатских ресурсов. Тем более что отстранение Ирана от обсуждения и реализации новых трубопроводных проектов, которое произошло после введения санкций со стороны западных стран, затормозило освоение углеводородного потенциала Каспийского региона.

На фоне планов Туркменистана, рассчитывающего нарастить добычу углеводородных ресурсов и создать дополнительные маршруты экспорта газа на внешние рынки, с серьезными проблемами в энергетической сфере сталкивается Казахстан. Основным вопросом для казахстанских властей остается проблема добычи на месторождении «Кашаган», осовоение которого сталкивается с серьезными трудностями. 

Последний раз попытка начать добычу нефти на этом месторождении и осуществить ее транспортировку была предпринята в октябре 2013 года. Однако затем из-за технических проблем добыча была прекращена и возникла необходимость замены 200-километрового трубопровода, по которому нефть и газ транспортируются с искусственного острова на Каспии на побережье. Полная замена трубопровода на «Кашагане» потребовала времени, а применение труб, устойчивых к агрессивной среде, значительно удорожило проект, в который уже итак были вложены значительные средства. В итоге, по предварительным данным, добыча на месторождении может начаться не ранее 2017 года.

Повышенный интерес к освоению данного месторождения определяется отсутствием условий для увеличения добычи на действующих месторождениях, многие из которых прошли пик добычи. В итоге в последние годы добыча нефти в Казахстане стабилизировалась на уровне 81–82 млн т нефти. По прогнозам, сделанным в правительстве Казахстана, в 2016 году добыча нефти ожидается на уровне 77 млн т нефти, что на 3 млн меньше уровня 2015 года. Кроме того, снижен прогноз добычи нефти к 2020 году. Предполагается, что добыча составит 92 млн т, что на 12 млн т меньше, чем планировалось ранее.

Постоянный перенос начала добычи на этом перспективном месторождении стал следствием отсутствия необходимых технологий, способных преодолеть сложные геологические условия, большие глубины залегания нефти, высокое пластовое давление, а также непростые климатические условия, которые существуют в северной части Каспийского моря. Трудности, с которыми сталкивается Казахстан при добыче нефти, не позволяют ожидать в ближайшие годы появления дополнительных объемов углеводородных ресурсов. Это, по сути, лишает смысла строительство новых экспортных трубопроводов, предназначенных для поставок казахстанских углеводородов на внешние рынки. Прокачку нефти и газа могут обеспечить действующие трубопроводы. Прежде всего через систему Каспийского трубопроводного консорциума, мощность которого должна возрасти до 67 млн т. В итоге неудачи с запуском добычи на этом месторождении оказывают негативное влияние на экономику Казахстана, одновременно вынуждая Астану корректировать планы по добыче и экспорту углеводородных ресурсов.

При реализации энергетической политики Казахстан и Туркменистан вынуждены учитывать интересы Китая, который стал одним из ключевых внешнеполитических партнеров для Астаны и Ашхабада. Как отмечал президент Казахстана в сентябре 2015 года в ходе своего визита в Китай, только за последние годы между двумя странами были подписаны контракты на 70 млрд долл. Значительные суммы были выделены Пекином и Туркменистану, который стал ключевым поставщиком природного газа из Центральной Азии.

Китай, расширяя сферу своего влияния в регионе, преследует не только коммерческие, но и геополитические цели. Пекин стремится не допустить внешнеполитической переориентации Астаны и Ашхабада на Запад, а также ограничить влияние западных нефтяных компаний. В Пекине пристально следят за диалогом прикаспийских и центральноазиатских стран с Западом, который через трубопроводные проекты намерен не только вывести прикаспийские страны из-под влияния России, но и ограничить китайский фактор. Китай сосредоточил усилия на восточном берегу Каспия и в решении долгосрочных задач нацелен на интенсификацию казахстанско-китайских и туркменско-китайских отношений в сфере поставок углеводородного сырья.

За более чем двадцатилетнюю историю независимого развития страны Центральной Азии и Каспийского региона добились значительных успехов в создании собственной базы по добыче и экспорту углеводородных ресурсов на внешние рынки. В то же время попытки Казахстана и Туркменистана в сжатые сроки освоить месторождения нефти и газа и многократно нарастить добычу этих ресурсов обнажили комплекс фундаментальных проблем. Прежде всего сказалось отсутствие необходимых технологий, способных обеспечить доступ к трудноизвлекаемым углеводородным ресурсам, а также инфраструктуры. 

Обсуждение новых трубопроводных проектов проходит на фоне активного переговорного процесса о международно-правовом статусе Каспийского моря. К России, Азербайджану и Казахстану, которые ранее в трехстороннем формате решили проблему международно-правового статуса северной части Каспия, добавились договоренности между Казахстаном и Туркменистаном. Астана и Ашхабад ратифицировали подписанное соглашение о разграничении дна Каспийского моря на основе срединной линии. Стороны будут осуществлять суверенные права в пределах своих участков дна в целях разведки, разработки и использования ресурсов дна и недр Каспийского моря. В итоге спорные вопросы остались между Азербайджаном и Туркменистаном, а также не найдены компромиссные решения с Ираном, который в перспективе стремится стать полноправным участником проектов по добыче и экспорту углеводородных ресурсов.

Нефть и газ Центральной Азии по-прежнему остается в центре внимания стран региона, которые не прекращают попыток реализовать амбициозные планы по увеличению объемов добычи углеводородных ресурсов. Однако возникающие трудности и политика внерегиональных государств не позволяют странам Центральной Азии реализовать амбициозные прогнозы добычи и экспорта углеводородных ресурсов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
454
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
564
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
477
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
391

Другие новости