КАК УЖЕ сообщалось, немецкий химико-фармацевтический гигант компания "Байер" в минувшую среду временно приостановила продвижение и продажу своего препарата, снижающего уровень холестерина в организме, - липобай. После всемирно известного байеровского аспирина липобай был, пожалуй, главным хитом немецкого концерна. И вот теперь во всем мире, кроме Японии, препарат изымается из оптовой и розничной продажи. Причиной послужило официальное заявление американского Федерального управления по контролю качества лекарственных средств и продуктов питания (FDA) о смерти 31 пациента, применявших липобай.
Как нам сообщили эксперты компании "Оникс Фарм" - официального представителя "Байер" в России и странах СНГ, все эти летальные исходы случились в США в 1997 г. - именно в этом году липобай поступил в продажу по всему миру (в России - с 1998 г.). Сегодня точно установлено, что у 12 пациентов из этих 31 смерть наступила в результате одновременного принятия липобая и другого препарата - гемфиброзила. Запрет на такую совместную терапию, как подчеркнули в "Оникс Фарм", однозначно указан в инструкции по применению препарата. Однако, похоже, американцы не склонны внимательно читать инструкции. Иначе чем можно объяснить тот факт, что случаи серьезных побочных эффектов, связанных с сочетанием гемфиброзила и липобая, значительно реже встречаются в Европе, Азии и даже в Латинской Америке. Зато в США, по данным концерна "Байер", 1,5% назначений липобая комбинируется с назначением гемфиброзила.
Липобай (церивастатин) использует как терапевтическое средство более 6 млн. человек в 80 странах мира. Препараты этой группы относятся к классу очень дорогих. Крупнейшие игроки на этом рынке - американские фармацевтические компании "Мерк, Шарп энд Доум", "Пфайзер" и "Бристоль Майер Сквибб", в последнее время появились препараты индийского и чешского производства. И тем не менее, по данным производителя, липобай имеет самую низкую цену среди всех остальных статинов. В прошлом году во всем мире было продано липобая на сумму 636 млн. евро, к концу нынешнего года планировалось довести этот показатель примерно до 1 млрд. евро. Возникает вопрос: случайно ли именно в этот момент появилась информация от FDA? "Хочется думать, что это сделано корректно, - заметила в беседе с корреспондентом "НГ" бренд-менеджер "Оникс Фарма" Карина Петросян, - хотя домыслы, конечно, можно строить разные".