0
1343
Газета События Интернет-версия

23.06.2005 00:00:00

Ракеты до цели не долетают

Тэги: космос1, запуск, авария, поиски, ущерб


космос-1, запуск, авария, поиски, ущерб Ракета-носитель «Молния» ушла со старта нормально, проблемы начались потом.
Фото Reuters

Поисковые самолеты и вертолеты еще не нашли упавший в тюменские болота военный спутник связи «Молния-3К», как Вооруженные силы потерпели следующую неудачу в космосе. Без вести пропал экспериментальный российско-американский спутник «Космос-1» («Солнечный парус»), запущенный в самую короткую ночь года на 22 июня. Стартовал он с атомной подводной лодки «Борисоглебск» с помощью ракеты-носителя «Волна» – конверсионного варианта стратегической межконтинентальной ракеты РСМ-50 (SS-N-18). На 83-й секунде полета произошло самопроизвольное выключение двигателя ракеты, и спутник упал неизвестно где. 112-килограммовый космический аппарат производства НПО им. Лавочкина, изготовленный по заказу Планетарного общества США, должен был развернуть в космическом вакууме восьмилепестковый «солнечный парус» площадью 650 кв. м и, используя давление солнечного света, стал бы набирать скорость. Но технологический прорыв не удался.

Это была вторая попытка запустить «Солнечный парус». Первый пуск с «Борисоглебска» произошел 19 июля 2001 года с 60-метровой глубины. Заодно с коммерческим стартом тогда отрабатывался и боевой пуск стратегической ракеты из подводного положения. Подводный пуск удался, но спутник точно так же, как и четыре года спустя, пропал без вести. В июле 2002 года конверсионной ракетой «Волна» с атомной субмарины «Рязань» был запущен экспериментальный космический аппарат «Демонстратор-2», который должен был продемонстрировать новую систему спуска для будущих марсианских экспедиций. Аппарат вышел на орбиту, а потом пропал где-то над Камчаткой.

Выведенные из боевого состава флота и Ракетных войск стратегического назначения межконтинентальные ракеты можно просто уничтожать, а можно в соответствии с Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений утилизировать методом «отстрела». Это и пытаются делать военные, осуществляя коммерческие старты конверсионных ракет. Первый пробный пуск состоялся в 1995 году, но с тех пор заработать на космических услугах удалось немного.

Особое значение неудача подводного старта «Солнечного паруса» приобретает, если вспомнить годичной давности провал на учениях «Безопасность-2004». Тогда в присутствии Верховного главнокомандующего не состоялся пуск ракеты РСМ-54 «Синева» с атомной подлодки (АПЛ) «Новомосковск», а на следующий день запущенная с АПЛ «Карелия» такая же ракета сошла с траектории и взорвалась на 98-й секунде полета. Надо отметить, что и «Синева» и «Волна» происходят от одной ракеты РСМ-50, основной в ядерном арсенале подводного флота.

В космических неудачах меньше всего виноваты экипажи подводников, ракеты, как правило, стартуют вполне успешно. Неполадки начинаются позже, и здесь вина техники очевидна. Конверсионные ракеты, похоже, выработали свой ресурс, и вряд ли в дальнейшем их старты окажутся более успешными. Конструкторское бюро им. Макеева, которое разрабатывало эти вооружения, находится на грани уничтожения. У этого специализированного бюро отняли заказы на разработку ракет подводного базирования и отдали Московскому институту теплотехники, который занимался только «сухопутными» ракетами. Институт новую ракету «Булава» пока сделать не может, а старые РСМ-50 и РСМ-54 Минобороны уже не заказывает. В итоге ядерная триада России остается без морской составляющей. Ракеты на подводных лодках еще есть, но поручиться, что они полетят, куда надо, а не уронят боеголовки где-то на пространстве от Перми до Камчатки, уже нельзя.

«Стоимость проекта с «Солнечным парусом» – 4 млн. долларов, – пояснил в беседе с корреспондентом «НГ» эксперт по космической политике Юрий Караш. – Финансирование в основном было осуществлено компанией «Космос Студиос» (г. Итака, штат Нью-Йорк). Ее, кстати, возглавляет вдова одного из выдающихся физиков современности Карла Сагана – Эн Друен. Компания занимается популяризацией науки».

По словам Владимира Шорохова, заместителя генерального директора страховой компании «Мегарус-Д», до 10% бюджета каждого космического проекта обычно идет на страхование. Так, в 2002 году было выплачено 2 млрд. долларов страховок, а в 2003-м – 700 млн. долларов. «Мегарус-Д» страховал более 80 космических проектов.

В связи с этим по-иному воспринимается и авария «Молнии». Эта ракета-носитель, по словам представителей Космических войск, была изготовлена всего год назад. А это значит, что теряется квалификация рабочих и инженеров, ослабела культура производства, нарушаются технологии, нет жесткого контроля качества. Какие уж тут прорывные технологии? Остается только экспериментировать: полетит – не полетит...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
998
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1354
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1028
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
857

Другие новости