0
821
Газета События Интернет-версия

04.07.2007 00:00:00

Налоговая контрразведка села на мель

Иван Сас

Об авторе: Иван Петрович Сас - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: налоги, коррупция, фнс


Знаковое событие: Федеральная налоговая служба РФ объявила о том, что ищет консультанта, который в рамках заключенного контракта разработал бы «систему обеспечения защиты налоговых служащих от неправомерных действий и предотвращения правонарушений в налоговых органах». Соответствующее сообщение размещено на официальном сайте службы. Причем заявлено, что для оплаты данного контакта будет использована часть средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Этот заем был получен для покрытия расходов на реализацию проекта «Модернизация налоговой службы-2».

После такого заявления руководству управления собственной безопасности ФНС (в настоящее время обязанности начальника исполняет Сергей Колесников) остается одно – дружно уйти в отставку. Поиски специалиста по обеспечению безопасности и борьбе с коррупцией на стороне – признание полного банкротства этой структуры. Если искать аналогии с банками, фактически это введение внешнего управляющего. Столь радикальные меры принимаются лишь в сверхкризисных ситуациях.

Что стряслось в уважаемом ведомстве? Зачем столь спешно (заявки претендентов на роль главного реформатора всей системы собственной безопасности принимаются до 20 июля) организуется конкурс? Глава ФНС Михаил Мокрецов официально пока не комментировал эту затею. Поэтому будем ссылаться на то, что опубликовано на официальном сайте. Необходимость реализации контракта здесь объясняется следующими причинами. Во-первых, налоговые инспектора сталкиваются в противоправными действиями со стороны недобросовестных налогоплательщиков и криминальных элементов. (Читай – нападения, угрозы, подкуп.) Во-вторых, в служебные здания налоговиков проникают «с целью хищения материальных ценностей и информации». (Как тут не вспомнить случай, когда в минувшем году со двора налоговой инспекции № 8 в центре Москвы исчез пятитонный контейнер со служебной документацией?) В-третьих, «имеются случаи совершения работниками налоговых органов должностных правонарушений». (Читай – взяточничество, коррупция.) От всех этих бед и должен избавить за полгода (столько времени отводится на разработку рекомендаций) ФНС пока неизвестный индивидуальный консультант.

Как представляется, создавшуюся ситуацию с коррупцией в ФНС можно расценивать как издержки общей политико-административной системы, в которой доминирует принцип кумовства. Есть большие подозрения, что нанятый ФНС консультант станет здесь «своим» в полном смысле этого слова. Какое же ведомство заинтересовано в том, чтобы из избы выносили сор? А при таком системном подходе любые публичные знаки «противодействия коррупции» фактически являются профанацией самой идеи очищения рядов чиновничества от скверны. Так возникает система круговой поруки. При этом понятно, что руководитель государства не в состоянии в одиночку контролировать все сферы государственной службы. Однако то, что в прежние времена бичевалось как кумовство и местничество, а ныне вновь взято на вооружение, коррупции едва ли повредит. Более того, такая система запускает прямо противоположные механизмы, которые поощряют мздоимцев и казнокрадов.

Трудно предположить, что же такое изобретет человек, нанятый ФНС на деньги МБРР. В любом случае полезно оглянуться назад, вспомнить времена, когда все те задачи, которые ставятся сейчас перед ним, решала структура, именуемая в разные времена по-разному, но в памяти оставшаяся как налоговая полиция. Ее подразделения осуществляли охрану зданий налоговых инспекций. Нельзя сказать, что с этой задачей они справлялись идеально, бывало всякое, но случаев хищения документов пятитонными контейнерами не было. Налоговые полицейские вместе с сотрудниками налоговых инспекций участвовали в проверках. Этим решалось сразу несколько задач. Во-первых, в присутствии вооруженного полицейского «недобросовестный» налогоплательщик воздерживался даже от словесных угроз, не говоря уже о рукоприкладстве. Во-вторых, недобросовестный налоговый инспектор опасался идти на сговор, подтасовывать материалы проверки, брать взятку. Потому что это было практически невозможно скрыть от участвующего в проверке полицейского. В-третьих, сотрудник налоговой полиции в ходе проверки оценивал, насколько серьезны нарушения, и в случае необходимости возбуждалось уголовное дело. И не только в отношении налогоплательщика. Нередко к уголовной ответственности привлекались и налоговые инспектора. В поле зрения службы собственной безопасности налоговой полиции, располагавшейся на Маросейке, также попадали и некоторые руководители ведомства, расположенного на Неглинной.

Такая система не устраивала руководство ГНС–МНС–ФНС. Трения возникали постоянно. С Неглинной то и дело поступали предложения подчинить налоговую полицию налоговой службе, придав ей статус структурного подразделения. Либо и вовсе закрыть ведомство на Маросейке. Дескать, зачем держать две структуры с дублирующими функциями. Летом 2003 года Федеральная служба налоговой полиции была упразднена. Федеральная налоговая служба осталась без надсмотрщика и обзавелась функцией самоконтроля. Не потому ли кризис? И разрешит ли его наемный «спасатель», поставленный один на один с монстром ведомственной коррупции?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
1497
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
2526
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
3757
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
2807

Другие новости