0
2190
Газета События Интернет-версия

20.04.2011 00:00:00

Церковная революция под пальмами

Тэги: абхазия, церковь, революция, рпц


абхазия, церковь, революция, рпц Благостная тишина Нового Афона в эти дни нарушена бунтом черноризцев.
Фото PhotoXPress.ru

В церковной жизни Абхазии, кажется, назревает революция молодых. Направлена она против власти священника Виссариона Аплиа, клирика Абхазской и Сухумской епархии, несколько лет назад объявившего себя «управляющим» самопровозглашенной, но не признанной православным миром Абхазской Церкви.

Группа активистов запланировала на 15 мая так называемое церковно-народное собрание, на котором предполагается сообща решить вопрос о будущем абхазского православия. На мероприятие ждут несколько тысяч человек – как местного духовенства, так и мирян. По мысли организаторов, собрание должно приостановить деятельность Аплиа, а также обратиться с призывом о переговорах к каноническим Православным Церквам и созданию специальной межцерковной комиссии.

В Абхазии сложилась ситуация, когда епархия, канонически относящаяся к Грузинской Церкви, отвергает клириков, поставленных Патриархом в Тбилиси. Поэтому не удивительно, что инициаторы церковно-народного собрания стараются найти выход из создавшегося положения, для чего считают необходимым наладить диалог между Церквами, чтобы верующие республики вышли из изоляции, которую сохраняет все годы после войны начала 90-х годов Виссарион Аплиа.

Русская Церковь на словах не подвергает сомнению каноническое право Грузинского Патриарха на эту епархию, однако некоторые действия, а иногда и бездействие Москвы идут вразрез с этими принципами, что не остается незамеченным верующими Абхазии. Поэтому они ждут от Московской Патриархии более принципиальной позиции. Ждут они того, что сам Католикос всея Грузии Илия II наконец-то признает право верующих Абхазии не принимать на своей земле священников-грузин, учитывая тяжелое наследие противостояния двух народов.

Катализатором протестов стало назначение нового настоятеля в Ново-Афонский монастырь святого апостола Симона Кананита. Как сообщает местная пресса, 31 марта в обитель прибыл игумен Ефрем (Виноградов) и объявил о своем назначении настоятелем и смещении с этого поста иеромонаха Андрея (Ампара). Монахи обители и жители близлежащих селений сочли игумена Ефрема, священнослужителя Московского Патриархата, назначенцем РПЦ и собрались 4 апреля на сход, где выступили против нового настоятеля.

Формально назначение игумена Ефрема состоялось по решению совета Сухумо-Пицундской епархии самопровозглашенной Абхазской Православной Церкви. Между тем 6 апреля совет епархии обратился к верующим с обращением, где сообщалось, что кандидатуру игумена Ефрема поддержал Московский Патриарх: «16 марта с.г. отец Виссарион (Аплиа. – «НГР») и отец Ефрем были приняты Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который удовлетворил просьбу абхазского священства и благословил игумена Ефрема на служение в Абхазии». Именно это место в документе возмутило тех, кто выступил против нового настоятеля, якобы утвержденного Москвой в обход канонических правил.

Как сообщают информированные источники, на ситуацию обратил внимание Грузинский Патриарх Илия II, который в начале апреля несколько раз пытался связаться по телефону с Патриархом Кириллом. Однако объясниться главам двух братских Церквей по неизвестной причине не удалось. Тогда Католикос связался с главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Иларионом (Алфеевым), который ему заявил, что РПЦ не имеет никакого отношения к происходящему на Новом Афоне. После этого Грузинская Патриархия выступила с заявлением, что Москва игумена Ефрема в Свято-Симонов монастырь не отправляла. Однако представители протестной группы удивляются, почему сама Московская Патриархия до сих пор не сделала никакого официального заявления по столь щекотливому делу, при том что в ситуации замешаны священнослужители РПЦ.

«НГР» обратились в структуры Московского Патриархата, чтобы прояснить ситуацию. Прежде всего необходимо было выяснить, принимал ли 16 марта Патриарх Кирилл священника Виссариона Аплиа и игумена Ефрема (Виноградова) в Москве. «Я о такой встрече ничего не знаю, – ответил нам глава пресс-службы Патриарха протоиерей Владимир Вигилянский. – Если она и проходила, то не на официальном уровне, а в частном порядке». Результаты переговоров с ОВЦС оказались еще более скромными. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов отказался отвечать на вопросы «НГР», сославшись на занятость перед Пасхой.

Вместе с тем на сегодня запланирована пресс-конференция с участием протоиерея Балашова, посвященная предстоящей поездке Патриарха Кирилла на Чернобыльскую АЭС. Видимо, для сотрудника ОВЦС эта тема кажется более значимой, чем ситуация в Абхазии. Кроме того, телефон службы коммуникации ОВЦС в последние дни перед сдачей номера в печать перманентно находился в режиме автоответчика.

Но вернемся к хронике абхазского противостояния. В ответ на обращение руководства Абхазской епархии монахи Ново-Афонского монастыря выступили со своим заявлением. «Мы, братия и насельники: монахи, иноки и послушники монастыря святого апостола Симона Кананита в городе Анакопия–Новый Афон – собрались на Духовный Собор в лето от Рождества Христова 2011, 4 апреля, разрешая насущные и необходимые вопросы, единодушно и единым сердцем постановили: 1. В соответствии с древней традицией, от святых Отцов Святой Горы Афонской к нам перешедшей, и согласно изначальному Уставу братства монастыря мы избираем нашим Отцом и Настоятелем иеромонаха Андрея (Ампар)...» – говорится в документе.

Служители монастыря апеллируют к его уставу, принятому еще в XIX веке, согласно которому настоятелем монастыря может быть только его постриженик и только по решению братии монастыря. Игумен Ефрем, как говорят, был пострижен на Валааме, и вообще неизвестно, кто ему дал отпускную грамоту на служение в Ново-Афонской обители. В свою очередь, Виссарион Аплиа и его единомышленники утверждают, что предыдущий настоятель, иеромонах Андрей (Ампар) – также клирик РПЦ, и именно поэтому потребовалось благословение Московского Патриарха на смену священноначалия монастыря.


Новый Афон – не только православная святыня, но и источник доходов от паломничества и туризма.
Фото PhotoXPress.ru

Наконец, 15 апреля состоялось заседание Общественной палаты Абхазии, участники которого обратились к абхазскому духовенству с предложением отменить решения церковного совета Пицундской и Сухумской епархии о назначении игумена Ефрема и смещении с должности иеромонаха Андрея. Как сообщают осведомленные источники в Сухуме, Виссарион Аплиа на заседании Общественной палаты отсутствовал.

Обе стороны в эти дни мобилизуют своих сторонников: одни – чтобы провести церковно-народное собрание 15 мая, а другие – чтобы его сорвать. Как бы ни разворачивались события в дальнейшем, в абхазском православии сложилась явно кризисная ситуация.

Православные верующие республики не желают больше находиться в изоляции от остального православного мира. Они хотят иметь признанный всеми поместными православными Церквами статус. Вместе с тем местная православная общественность не готова принимать священников ни из Грузии, ни из России. В республике выросло целое поколение священнослужителей, абхазов по национальности, которые в начале 90-х годов были еще молодыми людьми и не могли влиять на ситуацию в церковной жизни. За прошедшие годы они получили хорошее образование в православных духовных школах разных стран, приобрели опыт служения в монастырях и на приходах как Московского Патриархата, так и тех Церквей, где доминирует греческая традиция.

Важное значение в мотивах возникшего противостояния имеет вопрос о принадлежности абхазских святынь и связанного с ними массового паломничества в республику верующих из России. При обителях строятся паломнические центры, создается иная инфраструктура, проблему принадлежности которой пока никто не снимает с повестки дня.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что кризис в Ново-Афонском монастыре разгорался на фоне визита президента республики Сергея Багапша в Турцию, где он встречался с мусульманской абхазской диаспорой. Православная общественность опасается роста влияния ислама в республике, и это тоже подталкивает ее к активным действиям.

Кажется, именно сейчас новое поколение абхазских православных священнослужителей, многие из которых пребывают ныне за пределами республики, почувствовало в себе силы самим решать судьбу абхазского православия и одновременно с этим узость и неудобство того положения, в которое поставило епархию нынешнее церковное руководство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1127
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1552
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1160
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
968

Другие новости