0
1466
Газета События Печатная версия

04.07.2012

Новый Афон отошел к Константинополю

Тэги: рпц, грузия, абхазия, православие


рпц, грузия, абхазия, православие Возможно, Константинопольский Патриарх (слева) дал архимандриту Дорофею (справа) и его мятежным монахам из Абхазии гарантии своего покровительства.
Фото предоставлено Священной митрополией Абхазии

Группа абхазских монахов, год назад провозгласивших создание «Священной митрополии Абхазии», демонстративно разорвала отношения с Русской и Грузинской Православными Церквами. «Сегодня, 22 июня, по поручению о. Виссариона Аплиаа, ко мне в Новоафонский монастырь приезжали о. Сергий Джопуа, о. Матфей Тужба и о. Далмат Гопия», – сообщил в своем аккаунте в Facebook оппозиционной группы клирик Дорофей (Дбар). В РПЦ он имеет сан иеромонаха, но обучается в докторантуре греческого Аристотелевского университета и Элладской Церковью возведен в сан архимандрита.

«Они вручили мне «указы» епископа Майкопского и Адыгейского Тихона о наложении на меня и о. Андрея (Ампар) запрещения в священнослужении сроком на три года. Я даже не стал читать эти указы, просто порвал их и отдал обратно. Они уехали», – рассказывает Дбар. Пикантность ситуации заключается в том, что упомянутые клирики сами представляют неканоничную структуру – самопровозглашенную в 2009 году Абхазскую Православную Церковь. Но некоторые из них – священнослужители РПЦ, как и Дорофей (Дбар). Год назад подобное посредничество привело к тому, что настоятель Новоафонского монастыря иеромонах Андрей (Ампар) отказался подчиняться приказу РПЦ о своем низложении, и это событие дало начало «расколу в расколе».

«Мы не имеем никакого отношения к Майкопской и Адыгейской епархии Русской Православной Церкви (к Грузинской Церкви мы и так не имели никакого отношения). Поэтому все прежние и новые указы силы не имеют», – говорит теперь Дбар. Также он уведомляет всех, что «с сегодняшнего дня и до окончательного разрешения статуса Православной Церкви в Абхазии, то есть до появления на территории Абхазии канонического епископа», его единомышленники будут поминать за богослужением имя Константинопольского Патриарха Варфоломея I «как Первоиерарха всей Вселенской Православной Церкви».

Запрещение в служении Дбара и Ампара было наложено на срок в один год указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона (Лобковского) в мае 2011 года, после их активного участия в провозглашении новой митрополии. По окончании этого срока и из-за нежелания запрещенных священников вернуться из раскола последовал новый указ, на этот раз о запрещении в служении уже на три года начиная с 11 июня. Впрочем, новоафонцы на эти указы не реагируют, апеллируя к авторитету Вселенского Патриархата, который принимал их делегацию в январе с.г. в своей резиденции на Фанаре.

Как сообщили «НГР» источники на Кавказе, вскоре после нынешних событий аккаунты отца Дорофея и его единомышленников в Facebook, где размещалась информация о конфликте, были взломаны неизвестными хакерами.

Структура священника Виссариона Аплиаа 28 июня опубликовала заявление, в котором сказано, что «Церковный Совет и клирики Абхазской Православной Церкви единогласно пришли к пониманию, что поступки Дорофея (Дбара) и Андрея (Ампара) являются кощунственным предательским актом по отношению к истории абхазского православия и всего православного предания». «Мы обращаемся к Московскому Патриарху, чьими клириками являются Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар), для разъяснений – на основании каких канонических полномочий запрещенные иеромонахи служат в принадлежащем АПЦ Новоафонском монастыре и поминают в своих молитвах его святейшество Варфоломея Константинопольского, – говорится в опубликованном на сайте aiaaira.com документе. – Мы не против Вселенского Патриарха Варфоломея, но нам более близок духовный союз с Московским и всея Руси Патриархом Кириллом». Как известно, представители Московского Патриархата не раз заявляли, что считают Абхазию «частью канонической территории Грузинской Православной Церкви», но, поскольку «де-факто Грузинская Православная Церковь там сейчас присутствовать не может», готовы опекать местных православных верующих.

«Подобное поведение является основанием для предания этих иеромонахов церковному суду, который, принимая во внимание тяжесть содеянного, вполне может закончиться решением о лишении их священного сана, – прокомментировал онлайн-версии журнала «Фома» демарш новоафонских клириков секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук. – Однако по крайней икономии и снисхождению этого сделано не было, принимая во внимание сложность церковного положения в Абхазии после тяжелых межнациональных конфликтов, неустроенность церковной жизни, дефицит кадров, нужду абхазского народа в духовном просвещении. Владыка Тихон по-прежнему призывает данных священников к исправлению, и двери покаяния для них еще не закрыты».

«НГР» попросили самого архимандрита Дорофея (Дбара) объяснить свои последние действия:

– Поминание на литургии Вселенского Патриарха как-то связано с конкретными обещаниями Константинополя взять Абхазию под свой омофор?

– Поминание за богослужением имени Вселенского Патриарха связано с тем, что только он как Первоиерарх всей Православной Церкви может решить абхазский церковный вопрос. Если бы Папа Римский был православным, мы должны были бы обратиться к нему за решением нашей церковной проблемы и поминать его имя. Многие наши недруги злоумышленно пытаются представить наши действия как попытку якобы отдать Абхазию грекам. Вселенская Патриархия заинтересована только в одном: чтобы на территории Абхазии была Православная Церковь во главе с абхазским епископом, чтобы туда не проникли представители греческих раскольнических Церквей, как это уже произошло на территории Южной Осетии.

– Вы одновременно клирик РПЦ и Элладской Церкви, почему тогда поминаете не Архиепископа Афинского?

– Потому что он Архиепископ Афинский и всей Греции. Тогда как архиепископ Константинопольский является Вселенским Патриархом. Афинский Архиепископ не решал же вопрос автокефалии Русской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Румынской и многих других Церквей. Все эти Церкви были созданы при прямом участии Вселенской Патриархии. Стало быть, и становление Православной Церкви в Абхазии возможно исключительно при участии Вселенского Патриарха, то есть Первоиерарха Единой Соборной Апостольской Церкви. Многие православные люди, в том числе и клирики, имеют искаженное представление о независимости Поместных Православных Церквей. Нет Греческой, Грузинской, Русской, Сербской или какой-либо другой Церкви, принадлежащей какому-либо христианскому народу или стране. Есть Православная Церковь (или Церковь Христова) в Греции, Грузии, России и т.д. Отсюда следует: решение судьбы Православной Церкви в Абхазии – это дело всей полноты Православной Церкви, а не исключительно Православной Церкви в Грузии.

– Какова реакция властей Абхазии на ваш разрыв с РПЦ?

– Абхазские власти в отличие от властей во многих постсоветских государствах не вмешиваются грубо в церковную жизнь. И потом абхазские власти, впрочем, как и большинство граждан Республики Абхазия, никак не могут понять, зачем представители РПЦ все время действуют по отношению к абхазскому духовенству исключительно методом прещений и наказаний. Ведь поводом для прекращения поминовения имени Патриарха Кирилла послужил очередной запрет в священнослужении сроком на три года, наложенный на меня и иеромонаха Андрея (Ампара) в июне этого года одним из иерархов РПЦ. Скажите, разве не абсурдны действия РПЦ, когда они запрещают в священнослужении христианских священников, которых и без того по пальцем пересчитать, в столь сложном в религиозном отношении регионе, как Кавказ?

* * *

Год назад, провозглашая Священную митрополию Абхазии, молодые монахи были полны оптимизма и надеялись договориться со всеми Православными Церквами, призывали к созданию специальной межцерковной комиссии. Их голос услышали только на Фанаре. Создавшаяся ситуация может быть опасна, во-первых, тем, что Московский Патриархат потеряет влияние на умы молодого поколения абхазских верующих и священников, а во-вторых, возникнет новая точка напряженности с Константинополем, подобная той, что появилась после провозглашения параллельной юрисдикции в Эстонии в начале 1990-х годов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Руководство Грузии спасовало перед церковью

Руководство Грузии спасовало перед церковью

Юрий Рокс

Обсуждение "конопляного законопроекта" приобрело затяжной характер

0
407
Накроет ли Украину "варфоломеевская ночь"

Накроет ли Украину "варфоломеевская ночь"

Павел Скрыльников

Киевские власти обещают не допустить кровопролития из-за создания автокефальной церкви

0
456
Вслед за Украиной – Абхазия?

Вслед за Украиной – Абхазия?

Андрей Мельников

Новоафонская братия ожидает своей очереди на «параде автокефалий»

0
1462
Америка – разлучница патриархатов, папа – против крестных отцов

Америка – разлучница патриархатов, папа – против крестных отцов

Андрей Мельников

0
955

Другие новости

Загрузка...
24smi.org