0
2083
Газета События Печатная версия

04.12.2013 00:01:00

Папа Франциск сокрушает идолов рынка

Ватикан учится «коллегиальности» у Вселенского Патриархата

Тэги: папа франциск, ватикан, энциклика, католики, константинополь, патриарх варфоломей


Папа Римский Франциск 26 ноября обнародовал свою новую энциклику под названием «Evangelii gaudium» («Радость Евангелия»). Формально это второе послание Папы Бергольо, но предыдущее, которое он выпустил минувшим летом, начинал писать еще его предшественник, Бенедикт XVI. Так что «Радость Евангелия» можно считать первым самостоятельным программным документом Понтифика, который не устает поражать мир своими нетривиальными заявлениями и поступками.

Как известно, лейтмотивом нового понтификата стала установка на скромность Церкви, на помощь бедным и на распределение ее внимания с богатого Запада на бедный Третий мир. Все эти основные идеи изложены в энциклике. Но самая острая и самая ударная часть послания Франциска – критика современного капитализма. Этот раздел звучит почти революционно, в духе «пылающего континента», с которого родом сам Папа Бергольо. Западные СМИ с упоением приводят пламенные формулировки документа, повторяя на все лады призыв покончить с «идолопоклонством» денег и диктатом капитала в современном мире.

«Нет неравенству, которое порождает насилие», – провозглашает Папа Франциск. По мнению Понтифика, чаемой безопасности в мире, о которой так много говорят в последние годы, невозможно достичь без ликвидации неравенства в обществе и между народами. «Бедные народы обвиняют в насилии, но отсутствие равных возможностей вызывает различные формы агрессии и в конечном итоге приводит к взрыву», – в этом высказывании Папы Римского слышится кредо левой интеллигенции Запада, которая на протяжении долгих лет обвиняла в росте напряженности в мире не отсталые в экономическом плане страны, а «новый империализм» собственных богатых обществ. «Неравенство провоцирует бурную реакцию со стороны тех, кто исключен из системы, потому что социально-экономическая система является несправедливой на корню», – продолжает свою мысль Франциск. Он призывает не обвинять бедных в их бедах.

В энциклике слышится критика либеральных историософских и политологических концепций 1990-х годов. «Мы далеки от так называемого «конца истории», так как условия для устойчивого и мирного развития еще не были адекватно сформулированы и реализованы», – пишет Папа. Недостаточно благотворительности или просветительских программ. Все это только раздражает обездоленных, наблюдающих, как в их странах процветает коррупция. «Пока проблемы бедных не разрешены радикально, пока мы не отвергли абсолютную автономию рынков и финансовых спекуляций и не обратились к структурным причинам неравенства, ни одно решение для мировых проблем не будет найдено», – заявил Понтифик.

Франциск поведал не только о преобразовании мира, но и о необходимости преобразования Католической Церкви. На этот раздел в энциклике обратили особое внимание отечественные наблюдатели, ведь в последнее время многие ожидают каких-то прорывных решений во взаимоотношениях Ватикана и Московского Патриархата. Дело в том, что в качестве примера эффективного административного устройства Папа привел восточно-христианские Церкви. «В диалоге с нашими православными братьями и сестрами мы, католики, имеем возможность узнать больше о значении епископской коллегиальности и их опыте синодальности (synodality)», – сказано в папском документе. Возможно, сторонники сближения Римско-Католической и Русской Православной Церквей поняли этот пассаж как реверанс в сторону Московского Патриархата. Однако в энциклике не упоминается Русская Православная Церковь. Зато слова о диалоге с «православными братьями» предваряет упоминание Вселенского Патриарха Варфоломея I. Так что в энциклике сложно найти намеки на сближение с Москвой, если не иметь в виду общие рассуждения о вреде безудержного капитализма и о необходимости сохранять традиционные ценности. Да, в документе Папы Франциска многие пассажи созвучны выступлениям Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, но это скорее общее настроение, которым заняты умы христиан разных конфессий, склонных к сохранению традиционных устоев.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Накроет ли Украину "варфоломеевская ночь"

Накроет ли Украину "варфоломеевская ночь"

Павел Скрыльников

Киевские власти обещают не допустить кровопролития из-за создания автокефальной церкви

0
1895
Решится ли Франциск на настоящую революцию

Решится ли Франциск на настоящую революцию

Станислав Минин

Саммит епископов по теме насилия над детьми – имиджевый, а не практический ход

0
934
Новости религий

Новости религий

0
205
Вслед за Украиной – Абхазия?

Вслед за Украиной – Абхазия?

Андрей Мельников

Новоафонская братия ожидает своей очереди на «параде автокефалий»

0
5170

Другие новости

Загрузка...
24smi.org