0
5853
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

20.08.2014 00:01:00

Теология made in China

Тэги: китай, протестанты


китай, протестанты Китайским протестантам предстоит выступать в унисон с мнением официального Пекина. Фото Reuters

«Китайские протестанты – одна из самых быстро прогрессирующих религиозных общин в современном мире», – отметил в начале августа Гао Фэн, председатель Китайского христианского совета. Тогда же с сенсационным заявлением выступил его коллега, глава Государственного управления по религиозным делам Ван Чжуан. По словам чиновника, власти Китая намерены создать особую протестантскую теологию, цель которой будет заключаться в том, чтобы «адаптировать эту религию к китайским национальным условиям и интегрировать ее в нашу культуру». В российском протестантском сообществе инициативу Пекина поддержали. Как рассказал в интервью «НГР» председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) епископ Сергей Ряховский, речь идет о «позитивном процессе, несмотря на наличие болевых точек». СМИ Запада, напротив, критически восприняли планы китайского руководства. Пекин обвиняют в намерении втиснуть религиозное меньшинство в прокрустово ложе государственной идеологии.

Согласно официальной китайской статистике, к настоящему времени в КНР проживают от 23 до 40 млн протестантов. По другим данным, которым доверяет Сергей Ряховский, их численность может достигать 80 млн. В соответствии с оценкой американского профессора Ян Фэн-гана, к 2030 году число почитателей Евангелия в Поднебесной составит 250 млн. Если это произойдет, Китай станет первой по числу верующих христианской страной в мире. В Пекине признают, что каждый год происходит приблизительно 500 тыс. новых крещений. Протестанты в числе новообращенных существенно преобладают над католиками: последних насчитывается около 12 млн.

Трудности «китаизации» христианства в значительной степени связаны с тем, что правящая организация КНР – Коммунистическая партия (КПК) придерживается атеистических ценностей. От протестантов и католиков Пекин требует не только признания существующего порядка вещей, но и подчинения административной власти неверующих. Применительно к протестантам это означает переход в ведение «Трехсоставного патриотического движения». Эта организация, ранее только регулировавшая деятельность общин, отныне, по всей вероятности, станет играть ключевую роль в выработке теологического стандарта для них. Вместе с тем нет сведений, что партия будет вмешиваться в вероисповедные традиции протестантов. По всей видимости, дело ограничится согласованием вероучения с ценностями патриотизма. С другой стороны, от религиозного меньшинства могут потребовать уважения к социалистическим идеям, что чревато ростом несогласия между ним и китайскими властями.

На вероятность подобного развития событий указывает недавнее заявление Ван Чжуана, предложившего совместить протестантизм и «ориентацию на социалистический путь развития», о чем 7 августа сообщает издание China Daily. К настоящему времени конкретного наполнения эта инициатива не получила. Неясно, будет ли толковаться уважение к социализму китайскими властями как простое выражение лояльности или предполагать более глубокие перемены в деятельности общин – например, их официальной риторике.

Status quo во взаимоотношениях Китая и религиозных общин на нынешнем этапе был сформирован решениями 1982 года, когда в рамках ревизии маоистской модели Пекин дал согласие на легализацию вероисповедных групп, и ранее действовавших на территории КНР. Право на проповедь было предоставлено представителям пяти религий: католицизма, протестантизма, буддизма, даосизма и ислама. Стремление Китая контролировать деятельность каждой из них привело к расколам. Половина католиков КНР до сих пор вынуждена существовать нелегально, поскольку не признает директиву властей, требующую разорвать отношения с Ватиканом.

В первой половине с.г. тяжелую руку Пекина почувствовали на себе мусульмане. В ряде районов КНР было запрещено ношение мусульманской одежды в общественном транспорте, существенным образом сокращены квоты на совершение хаджа, приняты меры против постящихся в священный месяц Рамадан. Тогда же власти Китая вступили в конфронтацию с христианской общиной города Вэйнчжоу: в городе снесли церковь, построенную одной из зарегистрированных общин. Кроме того, власти потребовали удалить кресты с куполов ряда храмов страны как не соответствующие градостроительным стандартам. Действия КНР вызвали международный резонанс: в поддержку христианского меньшинства выступила супруга президента США Мишель Обама.

По мнению Сергея Ряховского, негативный опыт католиков и мусульман не будет иметь существенного значения для его единоверцев-протестантов. Институциональная автономность их общин и готовность сообразовывать свои действия с требованиями социального окружения позволят избежать существенного конфликта с Пекином, считает епископ. Вместе с тем он признает, что для части протестантов подобная конфронтация неизбежна. Трудности в отношениях между Пекином и религиозными группами Ряховский считает преодолимыми, поскольку в основе их видит не вероисповедные, а культурологические причины.

«На мой взгляд, в происходящих событиях больше позитивного, чем негативного. Китайские власти готовятся сообразовать протестантское вероучение с такими ценностями, как патриотизм, приверженность геополитическим интересам государства. Протестантизму по самой его природе свойственны такие добродетели, как консерватизм, тяготение к традициям, кроме того, это очень нравственная вера. Все эти качества КНР может использовать», – говорит председатель РОСХВЕ. «Я хотел бы высказаться аккуратно, чтобы никоим образом не повредить моим братьям в Китае, но, как мне кажется, в последние годы наметилась тенденция на большее признание протестантских общин властями», – добавляет он.

Власти КНР, со своей стороны, не намерены смягчать риторику в отношении религиозных объединений, характерный пример которой можно найти в выступлениях Ван Чжуана. В 2013 году чиновник высказался о положении конфессиональных объединений в китайском обществе как о необходимом зле: «Правящая партия в нашей стране придерживается марксизма. Это означает, что мы должны помогать людям сформировать правильное мировоззрение, выработать основанное на науке отношение к таким явлениям, как рождение, старение, болезни и смерть. То же касается богатства и бедности, жизненного успеха и его отсутствия. Нам нужно популяризовать научные знания. Что же до религии, то она существует с давних пор. Если мы попробуем добиться результата немедленно, освободив людей от ее влияния, то добьемся лишь противоположного эффекта: множество людей ударится в веру», – объясняет официальный представитель КНР.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
679
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
881
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
727
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
597

Другие новости