0
5767
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

07.09.2016 00:01:00

Счастье мусульман не за горами

Тэги: ислам, иг, игил, абдуль куддус ашарин, антитеррор, турне, хизб уттахрир, средняя азия, пропаганда, русские мусульмане, ваххабизм


ислам, иг, игил, абдуль куддус ашарин, антитеррор, турне, хизб ут-тахрир, средняя азия, пропаганда, русские мусульмане, ваххабизм Муфтий Абдуль Куддус Ашарин старается, чтобы его воспринимали не как начальство. Фото со страницы Абдуль Куддуса Ашарина в Facebook

Духовное управление мусульман Свердловской области – Центральный муфтият (ДУМ СО – ЦМ) уникально на Урале не только тем, что оно не входит ни в одно из крупных исламских объединений, но и тем, что его возглавляет принявший ислам русский житель Екатеринбурга Николай Ашарин, принявший мусульманское имя Абдуль Куддус. Во второй половине августа с.г. Центральный муфтият инициировал религиозно-просветительское турне по всем районам огромной области. Главная задача вояжа – профилактика экспансии на Урале идей «Исламского государства» (ИГ, ИГИЛ, запрещенная в России террористическая организация). В сентябре турне подошло к концу. О его итогах, а также о жизни мусульман Урала муфтий Абдуль Куддус АШАРИН рассказал обозревателю «НГР» Артуру ПРИЙМАКУ.

– Абдуль Куддус хазрат, в региональных СМИ вашу поездку объясняли тем, что в Свердловской области задержали 70 вербовщиков ИГ. Можете рассказать, что это за люди, кого и где они вербовали?

– Если точнее, задержали 69 человек. Это уроженцы Средней Азии. Вербовали они через соцсети. Часть вербовщиков уже депортирована, в отношении оставшихся возбудили уголовные дела.

– Приходилось ли вам общаться с общинами приезжих мусульман – выходцев из Средней Азии? Находят ли они общий язык с местными мусульманами?

– У нас в селах живет много таджиков. Они занимаются сельским хозяйством, держат по 10 и более коров, а молоко и мясо возят к нам в Екатеринбург на продажу. В основном те, кто приезжает из Средней Азии, занимаются у нас в области подъемом нашего сельского хозяйства. Местные жители сейчас мало держат скотину.

– Какие социальные или национальные сообщества региона, на ваш взгляд, могут оказаться в группе риска по инфицированию идеологией джихадистов?

– Это знает только Всевышний Аллах. Мне пришлось общаться с родителями тех семи жителей области, которых в феврале этого года задержали по подозрению в подготовке терактов в Екатеринбурге, Москве и Петербурге. Все они оказались адептами ИГ. Часть были местными жителями, другая – приезжими из Средней Азии. Этих боевиков я не знал, но с родителями пообщался. Мне хотелось понять самому, из какой среды вышли эти задержанные боевики. Оказалось, что у них хорошие родители советского воспитания, примерно моего возраста. Кто-то художник, кто-то животновод или полевод… В таких хороших благополучных семьях могут быть дети, которые уходят в терроризм. Вывод: предрасположенность к терроризму закладывается не в семье. Дело в группировках, члены которых пристают к людям с вопросами вроде: «Брат, какая у тебя акыда (вероубеждение. – «НГР»), каким ученым ты следуешь?» и т.п. А большинство сельских или городских тружеников-мусульман просто совершают намаз и не вникают в глубинную суть. Таких людей легко сбить с толку вопросами про акыду и прочее. Этот человек будет чувствовать свою вину за то, что мало знает об исламе.

– Почему потребовалась такая форма работы, как объезд общин? Верующие недостаточно общаются с мусульманским духовенством?

– Нет, не поэтому. В больших городах области – Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, и в райцентрах мы часто проводим разные круглые столы, семинары, лекции, беседы… А в селах мы ранее не появлялись. В этот раз приехали мы в село, мой заместитель говорит, что муфтий области приехал. Сельчане были в изумлении. Они и подумать не могли, что кто-то из областного центра у них появится, что они вообще кому-то нужны. Сразу стали говорить о проблемах. Кто-то вспомнил, что у них в селе давно не возглашался азан (призыв к молитве. – «НГР»), не освящался дом. Мы по просьбе людей совершали обряды, в которых сельчане нуждались. Я сам освящал жилища людей, читал азан, совершал намаз… Есть в селах и непрактикующие мусульмане. Особенно казахи, которых в наших деревнях очень много. Наши визиты в села стали для сельчан неожиданным дорогим подарком. Мы слишком часто думаем о глобальных проблемах, а о семье и человеке как основе государства забываем. Если человек живет в 250 километрах от областного центра и он занят работой и семьей, ему некогда по пятницам ездить на намаз в мечеть. А в деревнях, как правило, мечетей нет. Если есть мулла, то бывает, что он один на 10 деревень. Люди рады нашему приезду. Они нас в дом приглашают, пытаются дастархан накрыть, самое лучшее поставить на стол.

– А как обстоит ситуация в области с мусульманами из новообращенных русских? Многие мусульманские деятели России относятся к русским мусульманам очень настороженно, видя в них потенциальных Саидов Бурятских.

– Аллах посылал пророков Ибрагима, Мусу, Ису и Мухаммеда не к иудеям или арабам, а ко всему человечеству. Те, кто считает, что русским в исламе не место, это люди, пораженные националистическими идеями. Деление религий по национальным признакам – это симптом духовной болезни. Если хочет человек идти за Исой-Иисусом, Мусой-Моисеем, за Мухаммедом – пусть идет. Все эти пророки – от Бога. Я ранее говорил, что мечеть открыта не только для татар или таджиков, а для всех людей, включая русских.

– Как вы выбирали людей, с которыми следует говорить? Как верующие воспринимали ваше желание общаться с ними напрямую? Они были открыты или воспринимали вас как «начальство»?

– Мы не правоохранительные органы, чтобы кого-то выявлять, карать… Мы несем людям Божье слово. Поэтому должны прийти с этим словом, что-то пояснить, что-то рассказать, в чем-то помочь. Когда мы приезжали куда-то, нас звали в дом. Когда мы усаживались в доме, то старались общаться друг с другом как братья и сестры, без начальственного тона.

Мы были в гостях у таджика из Богдановичского района области. Он купил избушку, пристроил-надстроил ее. Хозяйство завел, коров. У него много детей. Нам было приятно у него сидеть. И к нему, таджику, заходят в гости русские. Увидели, что мы к этому таджику зашли, попросились послушать, о чем мы говорим. Мы этим русским рассказали о 69 задержанных вербовщиках. Потом наш брат позвал своих русских соседей за наш дастархан.

– Возможно ли вообще агитировать против ИГ, ведь никто открыто не признается в симпатиях к запрещенной в России организации?

– Мы не Всевышний Аллах. Заглянуть в души людей не в наших силах. Мы проповедуем доброе слово, а Всевышний Аллах, если будет на то Его воля, Сам отложит наше слово в человеческих сердцах. Если хоть малейшее наше слово отложится в сердце наших слушателей, это значит, что от Аллаха нам будет дана большая награда как в этой, так и в вечной жизни.

– К каким аргументам вы прибегали, агитируя против ИГ? Почему, по вашему мнению, именно эти доводы должны отвратить верующих от экстремизма?

– Каких-то глобальных задач по выявлению экстремистов мы не ставим. Мы пытаемся донести до людей наши устоявшиеся российские исламские традиции, показать, что российские мусульмане – такие же люди, ничем не отличающиеся от остальных россиян. Существует устоявшийся миф, что у христиан и мусульман якобы напряженные отношения, что они не могут существовать вместе. Ерунда. Взять любое наше село. Если сельчане не алкоголики, а работяги, то их сосед-мусульманин будет поддерживать с ними хорошие отношения. Наши мусульмане в основном – замечательные люди, которые о своем соседе всегда говорят только хорошее. Неважно, кто сосед: христианин, мусульманин, иудей или вообще неверующий.

– Какие представления об исламе бытуют среди мусульман Урала?

– В плане нашей поездки – 194 села и 5 городов. В райцентре Камышлов – мечеть, там есть имам от нашего муфтията – Даврон хазрат Садыков, таджик. По поводу знаний там в основном так называемый бабайский, еще советский ислам, оставшийся от дедушек и бабушек. Там все рукописное: от сур Корана до того, как совершать намаз. Пожелтевшие от времени тетрадные листочки. Например, в переписанном арабском тексте Корана там изменено произношение. Когда по таким листочкам совершают намаз, то бывают ошибки. В этом плане там будет надо немножко почистить, исправить. А в остальном ничего плохого в бабайском исламе нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
835
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1120
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
882
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
721

Другие новости