0
11554
Газета Факты и комментарии Печатная версия

31.10.2023 16:09:00

Сложный союз креста и полумесяца

При внешних восторгах от поворота на Восток внутри церковного сообщества зреет ревность к мусульманам

Анастасия Коскелло

Об авторе: Анастасия Сергеевна Коскелло – журналист.

Тэги: рпц, патриарх кирилл, православие, ислам, мусульмане, вера, общество, трудовая миграция, преступность, крест, полумесяц, символика, деньги, скандал


рпц, патриарх кирилл, православие, ислам, мусульмане, вера, общество, трудовая миграция, преступность, крест, полумесяц, символика, деньги, скандал На фото встреча патриарха Московского и Всея Руси Кирилла со студентами Московского государственного педагогического университета 24 октября 2023 года. Фото Сергей Власов\patriarchia.ru

Во время встречи со студентами Московского государственного педагогического университета 24 октября патриарх Московский и всея Руси Кирилл сделал неожиданно острое заявление о проблеме трудовой миграции в РФ. «Как будто в этом не должно быть ничего плохого, но есть один риск: такого рода люди не становятся нам близки ни по вере, ни по культуре. У них своя вера и своя культура. Образованный, интеллигентный русский человек должен с уважением относиться и к вере, и к культуре других людей, но если иная вера, иная культура будут так распространяться, что в какой-то момент они сравняются или, не дай Бог, станут доминировать, то мы потеряем страну, мы потеряем свою идентичность», – сказал он.

При всей неожиданности выступления это уже второй случай, когда патриарх высказывает подобные суждения. Те же самые тезисы он обнародовал в декабре 2022 года на московском епархиальном собрании. Тогда он заявил, что миграция в Россию носителей других культур и обычаев опасна для русского народа, особенно когда страна подвергается «непрекращающемуся давлению извне». «Появление в значительном количестве носителей иных обычаев может серьезно изменить жизнь нашего народа, в том числе нести угрозу сохранению его духовных основ и традиций – как это было, к примеру, в Косово. В связи с этим многие справедливо задаются вопросами: какие ценности, какой уклад жизни несут мигранты? Как они относятся к коренному населению нашей страны, к святыням нашего многосоставного народа, к нашей истории и нашим традициям? Не пора ли говорить о необходимости не только количественного сбережения народа, но и заботы о сохранении его идентичности?» – задался вопросом глава РПЦ.

Критика не ислама как такового, а трудовой миграции в последние годы становится одной из форм мягкого «наезда» РПЦ на российскую умму. В качестве попытки смягчить дискурс и перевести его в конструктивное русло может рассматриваться заявление врио пресс-секретаря патриарха и председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, сделанное в июне 2023 года. Легойда предложил конкретную меру для того, чтобы нивелировать негативные последствия миграции: ввести ценз на знание приезжими русского языка и культуры.

Популистские речи патриарха, безусловно, ориентированы на «внутренний рынок» РПЦ, а не на Межрелигиозный совет России. Подобная критика все чаще звучит на нижних этажах церковной иерархии. Митрополит Курганский и Белозерский Даниил (Доровских) в августе 2023 года потребовал от губернатора области Вадима Шумкова «остановить рост мигрантской преступности в Зауралье». «В нашем спокойном регионе, в котором всегда царила атмосфера межнационального мира и согласия, наблюдается тревожная тенденция. Приезжающие из соседних государств граждане не только не чтят наши традиции и устои, но и подсаживают зауральскую молодежь на наркотические вещества, лишая нас будущего, – заявил иерарх. – Как глава Курганской митрополии и сопредседатель регионального отделения Всемирного русского народного собора (ВРНС), как священнослужитель и просто русский человек я считаю, что подобную ситуацию нужно пресекать на корню».

«Антимиграционные» настроения в РПЦ, очевидно, подхлестнул недавний эпизод с тысячерублевой банкнотой. На дензнаке нового образца «забыли» изобразить крест на православном храме, но зато очень четко прорисовали полумесяц над минаретом (на самом деле башня Сююмбике – даже не минарет, но в данном случае это уже не так важно).

Скандал из-за купюры обнажил, помимо прочего, всю нынешнюю сложность взаимоотношений между РПЦ и мусульманским сообществом. То, что символ ислама попал на купюру, а о символе христианской религии, наоборот, забыли, вызвало небывало острую ревность у православных верующих. И она объяснима. В последние годы Россия становится страной с «двухконфессиональной» символикой, и прежних единоличных хозяев – православных – это начинает раздражать. Всю гамму их эмоций по поводу эпизода с купюрой одной фразой выразил священник-блогер Павел Островский. «Вы что там, товарищи, совсем страх потеряли?» – написал он в своем Telegram-канале.

В недавнем прошлом чиновники от православия смотрели на мусульман как на «младших братьев», которые не представляют никакой опасности для РПЦ. В бытность патриарха Кирилла митрополитом Смоленским и Калининградским и председателем Отдела внешних церковных связей среди церковных чиновников было принято говорить о мусульманах исключительно доброжелательно. Митрополит Кирилл неоднократно в той или иной форме заявлял, что «отказ от взаимного прозелитизма» между православными и мусульманами «является одним из важнейших условий добрососедского сожительства» и что «как таковой проблемы перехода этнически православных людей в ислам не существует».

В начале 2000-х годов православные полагали, что переходов из ислама в РПЦ гораздо больше, чем в обратном направлении – а значит, беспокоиться священноначалию не о чем. «Действительно, ежегодно несколько десятков русских принимают ислам в результате духовных исканий или смешанных браков, однако еще больше этнических мусульман сегодня становятся христианами по этим же причинам», – говорил митрополит Кирилл. Его предшественник патриарх Алексий II в официальных выступлениях всегда защищал российских мусульман от нападок и дискриминации по религиозному признаку. «Ислам не проповедует терроризм, не проповедует насилие… Конфликты привнесены извне теми, кто хочет разделить страну еще и по вероисповедальному принципу», – говорил предыдущий патриарх.

Первым тревожным звонком оказался кейс бывшего протоиерея Вячеслава Полосина. По его словам, став священником еще при советской власти, в 1983 году, в 1990-е он разочаровался в РПЦ, так как чувствовал себя «не воином Бога, а официальным колдуном». В исламе же он увидел «истинное христианство, которое ищут сегодня многие христиане». В 1999 году Полосин официально принял ислам, сменил имя на Али, устроился на работу в Совет муфтиев России (сейчас эта организация фактически поглощена Духовным управлением мусульман РФ) и даже стал редактором «Мусульманской газеты». Шок священноначалия РПЦ от этого события был, впрочем, вскоре сглажен тем, что Полосин стал проповедовать на тему «Союз мусульман и православных – основа стабильности Российской Федерации».

Следующим острым эпизодом, гораздо более болезненным, стало убийство в 2009 году московского священника Даниила Сысоева, совершенное (то ли случайно, то ли намеренно – теперь уже не узнать) в канун дня рождения патриарха Кирилла. Сысоев был известен своей активной проповедью среди мусульман, в частности, московских мигрантов. Его книга «Брак с мусульманином» была воспринята многими мусульманами как оскорбительная. Тогдашний сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов называл Сысоева «русским Салманом Рушди», имея в виду пакистано-британского писателя, которого иранский режим приговорил к смерти за «богохульство», и собирался подать на священника в суд. Следствие установило, что мотивы убийства были религиозными. Тогдашний пресс-секретарь патриарха протоиерей Владимир Вигилянский пытался сгладить ситуацию и сказал, что миссионера убили «из-за его активной позиции». Тем не менее патриарх Кирилл, лично прибывший на отпевание, по сути, признал факт мученичества в смерти священника: «Если человека убивают за Божию правду, это значит, что правда сия разит людей, ее не приемлевших».

Дело Сысоева было активно продолжено его учениками, в частности, священником Георгием Максимовым. Максимов ведет активную полемику с мусульманами в соцсетях, защитил диссертацию по теме «Византийская полемика с исламом» и преподает курс «Ислам в современной России» на курсах повышения квалификации для клириков столичной епархии при Московской духовной академии.

Руководство Московского патриархата, несмотря на все почтительные слова лично о Сысоеве, закономерно видит в «сысоевщине» угрозу для межрелигиозного мира. В 2010 году, после событий на Манежной площади, патриарх Кирилл выступил с заявлением, в котором призвал к сохранению межконфессионального согласия и «духа мира» в России, а случившееся назвал «столкновением радикализмов».

С началом СВО, когда огромную роль в Российской армии стали играть военнослужащие из традиционно мусульманских регионов, чтобы уравновесить исламофобский дискурс сысоевцев и им подобных, священноначалие стало поощрять рост противоположных, исламофильских настроений в праворадикальном крыле РПЦ. Протоиерей Андрей Ткачев прямо заявил о религиозном характере украинских событий, в которых православие и ислам сражаются рука об руку с мировым злом. «Наша война должна быть религиозной. Чеченцы и дагестанцы помогут нам в этом, потому что у них совершенно идентичное отношение к этому. Они по-своему молятся, и они застегнутые, мобилизованные внутри себя. Они как мужчины к этому относятся, поэтому смотрите на них и берите пример», – посоветовал он православным верующим.

Тем не менее общее недовольство экспансией мусульман прогрессирует. Любопытно, что еще в 2014 году в РПЦ был принят документ об отношении к приезжим под названием «Принципы и направления работы с мигрантами в Русской православной церкви». Содержательно он предельно мягок и доброжелателен. Забота о мигрантах описана в нем как «христианский долг», о миссии среди гостей РФ ничего не сказано, зато поощряется «культурологическое знакомство с религиозными традициями страны пребывания».

Но получается, что все эти годы практической реализацией документа никто не занимался. Так или иначе, но задача священноначалия РПЦ на ближайшее будущее – сохранять хрупкий баланс между межрелигиозной дружбой в верхах и растущей исламо-и мигрантофобией в низах, и по возможности развести первое и второе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
1951
Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Левые настроения в обществе вовсе не отражают влияние левых партий

0
2603
Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.04.24

0
3394
Никпэки вне закона:  спасение или потеря для граждан и государства

Никпэки вне закона: спасение или потеря для граждан и государства

Сергей Агафонов

0
1477

Другие новости