2
4445
Газета Вера и общество Печатная версия

10.06.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Красная карточка для РПЦ

Бразильские епископы ради бедных критикуют подготовку к чемпионату мира по футболу

Игорь Гашков

Об авторе: Игорь Сергеевич Гашков – корреспондент «НГ-религий».

Тэги: бразилия, епископы, футбол, рпц


бразилия, епископы, футбол, рпц Фото Reuters

Национальная конференция епископов Бразилии (НКЕБ) – верховный орган духовной власти южноамериканской страны – издала брошюру, в которой подвергается критике подготовка к проведению чемпионата мира по футболу. По мнению высокопоставленных клириков, власти потратили на проведение спортивного праздника чрезмерные средства, которые следовало бы употребить на развитие здравоохранения и образования. Помимо прочего правительство упрекают в том, что при строительстве стадионов систематически нарушались права местных жителей. Одна из страниц буклета оформлена в виде красной карточки: Церковь показывает ее властям в знак того, что она не согласна.

Можно было бы трактовать инициативу бразильских епископов упрощенно, как выступление против чемпионата. В действительности это не так: на другой странице брошюры перечисляются преимущества, которые стране может принести проведение состязаний. Таким образом, с клерикальной враждебностью к зрелищам действия НКЕБ ничего общего не имеют.

Чего же хотят прелаты? Прежде всего уважения прав человека. С этого словосочетания и начинается буклет. Епископы страны требуют, чтобы «трудовое законодательство в ходе кубка безусловно соблюдалось», чтобы «никого не лишали права работать в общественных местах», чтобы правительство «эффективно вело борьбу с принудительным трудом» и не дискриминировало тех, кто живет поблизости от мест проведения матчей. Бразильская Церковь становится на защиту бедных: «Мы озабочены углублением неравенства и ущербом для окружающей среды», вызванными подготовкой к Кубку мира.

Новости из Бразилии, бесспорно, вызывают желание задаться вопросом, как к большим спортивным соревнованиям относится  РПЦ. Ответ на него дать трудно: подавляющее большинство громких стартов Церковь игнорирует. В тех случаях, когда она высказывается, то делает это с позиции патриотизма. Так, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) обличил иностранных лидеров, бойкотировавших Олимпиаду в Сочи, назвав их политику «сатанинской и антихристовой».

Сопоставление позиций бразильских и российских церковных лидеров по вопросу о спорте может оказаться продуктивным. Вот цитата из бразильской брошюры, которую можно встретить в российском оппозиционном издании: «Миллионы граждан были лишены доступа к информации о работах по подготовке чемпионата и возможности оказывать влияние на них». А вот проблема, актуальная и в нашей стране, и в Бразилии: «Мы осуждаем приватизацию спорта большими корпорациями, осуществляемую с согласия государства». Читая брошюру, трудно избавиться от дежавю, когда сталкиваешься с подобным: «Мы осуждаем насильственное переселение людей и общин ради строительства спортивных объектов». Проблемы-то схожие! А вот позиции Церквей различаются.

Интересная деталь: у бразильских церковных лидеров идея о связи спорта и патриотизма практически отсутствует. В брошюре последовательно перечисляются и плюсы проведения чемпионата мира, но упоминания об укреплении престижа страны благодаря соревнованиям среди них нет.

Какой вывод может быть сделан? Воздержимся от представления РПЦ обычной конформистской организацией. В действительности представители Русской церкви многократно критиковали спортивные олимпийские мероприятия. Вот только делали это… не с «бразильской» точки зрения. Характерный пример резкой, но совершенно не социальной критики крупных спортивных событий дал протодиакон Андрей Кураев. По мнению клирика, зло Олимпиады связано прежде всего с ее нехристианским содержанием: «Есть смысл приостановить навязчивую языческую ритуализацию олимпийского движения. У нас есть возможность спросить: а что вы со своей молитвой языческим богам лезете к нам?» Когда олимпийский факел погас у стен Кремля, Кураев, не скрыв удовлетворения, написал, что «святыни не пустили этот огонь в себя». Но социальной критики от представителей Русской церкви так и не прозвучало.

Наблюдается забавный парадокс: РПЦ, более всего возражающая против помещения себя в «гетто», желающая играть важную роль в жизни общества, на проверку загоняет себя в угол сама. Можно вспомнить, как представители Церкви отвечают на вопросы: «Почему вы не обличаете нуворишей?» – «Мы вне экономики». – «А почему не поддерживаете демонстрации?» – «Церковь вне политики».

В Бразилии же и – шире – в западном мире Церковь не в последнюю очередь еще и правозащитная организация. Именно рассмотрение себя в качестве правозащитной силы позволяет Католической церкви выполнять цивилизаторскую миссию. Ватикан успешно отстаивает права своих единоверцев на пространстве от Дальнего Востока до Восточной Европы.

В этом контексте неудивительно, что Латинская Америка знала в свое время явление «красных епископов», высокопоставленных клириков, поддерживавших народные движения. А один из национальных героев Мексики – священник Идальго, возглавивший национально-освободительное движение против испанцев.

Представляется, что не столько близость к Кремлю, сколько отсутствие правозащитной риторики и практики является причиной того, что РПЦ теряет свое влияние на пространстве бывшего Советского Союза. В самом деле, если Церковь не критикует адресно ни одного чиновника или несправедливо нажившегося богача, то на чем основывается ее не духовный, а моральный авторитет? И точно ли большинство общества станет его признавать?

Среди помощников Робин Гуда мы находим фигуру священника – Брата Тука. В нашем культурном контексте подобное представить себе трудно.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Мартин Бергман 13:04 10.06.2014

то не только в Браилии, где уничтожили трущобы ничего не компенсировав владельцам, то место, куда приходит чемпионат мира по футболу везде страдает беднейшая часть общества, от строительства ли самих стадионов или еще от каких причин. Следовало бы проаналиировать чемпионат мира и у нас на предмет социального влияния, а то уж очень озаботились власти зрелищами, забыв о хлебе.

Мартин Бергман 13:08 10.06.2014

В Бразилии же и – шире – в западном мире Церковь не в последнюю очередь еще и правозащитная организация. Именно рассмотрение себя в качестве правозащитной силы позволяет Католической церкви выполнять цивилизаторскую миссию. Ватикан успешно отстаивает права своих единоверцев на пространстве от Дальнего Востока до Восточной Европы. Автор передергивает, католики латинской америки то не католики вообще, достаточно вспомнить выступление итальянской монашки в конкурсе ГОЛОС. Как говорится если соль потеряет силу то останется только бросить ее вон на попрание людям.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Куда ж нам бить? Сказ о реформах, полезных для российского футбола

Куда ж нам бить? Сказ о реформах, полезных для российского футбола

Фалет

0
1258
Дилма Руссефф вступает в последний бой

Дилма Руссефф вступает в последний бой

Алексей Забродин

Бразилия устала от коррупционеров в политике

0
989
ФСИН и РПЦ разработают программу по предотвращению деятельности экстремистов в местах лишения свободы

ФСИН и РПЦ разработают программу по предотвращению деятельности экстремистов в местах лишения свободы

0
516
Госэкзамен для министра образования

Госэкзамен для министра образования

Ольга Васильева может преподать урок отношений авторитарной власти и Церкви

0
2960

Другие новости

24smi.org