0
1188
Газета Факты, события Интернет-версия

05.07.2007 00:00:00

Стихи – это страшная сила

Тэги: родионов, поэзия


На днях у Андрея Родионова выходит новая книжка стихов. Этот поэт появился на горизонте российской поэзии сравнительно недавно – в начале века. На мой взгляд, он – один из самых интересных современных авторов, умеющий превратить мутный, хаотичный поток жизни в стихи, поражающие не только смыслом, но и ритмом.

Многие из слушателей потом становятся его верными читателями – Андрей Родионов ведет свой ЖЖ.

Иногда он может показаться современным двойником раннего Маяковского, эпатировавшего столичную публику около ста лет назад необычными темами и желтой кофтой футуриста. В Родионове чувствуются та же сила поэзии и слабость обнаженной души.

Накануне выхода книги мы разговариваем с ним в кафе «ОГИ».

– Андрей, что изменилось с момента выхода предыдущего сборника?

– Количество френдов в «Живом журнале» возросло. Шутка. Да ничего, наверное, особо не изменилось. Работаю, как и раньше, в красильном цехе в театре Станиславского, пишу, выступаю. Словом – колыбель качается, стихи орут, на волю просятся┘

– А как по-вашему, где сейчас находится колыбель русской поэзии?

– Не знаю, смотря какой поэзии┘ Она сейчас очень разнообразная, довольно мелкая, не только в смысле направлений, но и по качеству фигур.

– Думаете, что сейчас нет больших поэтов?..

– Нет. Но, я думаю, что они скоро появятся. Все как-то развивается потихоньку. Буквально неделю назад я разбирал на работе бумажки какие-то старые, десятилетней давности. Такие милые, трогательные тогда были листки, какие-то совсем маленькие, но очень благородные общества, не в пример современным, компьютерным компаниям┘

– Поэтам нужна компания?

– Конечно, нужна. Кому-то человеческая, кому-то творческая. Александр Сергеевич Пушкин тоже к гусарам бегал, шампанское с ними пил, ну и писал для них. А теперь мы все читаем и думаем, что это для нас. А он ведь для друзей писал, чтобы компанию поддержать.

– Но ведь литературная среда может и погубить поэта. Взять хотя бы Есенина┘

– С Есениным все гораздо сложнее, мне кажется. Этот человек себя убивал сам и в конце концов убил. Он выбирал себе соответствующих людей, которые не очень-то его и жалели. И в последний день жизни – он в двери стучал, ему не открыли.

Все поэты взывают о помощи, и никто никому не помогает. С этого, наверное, поэзия и начинается┘

– У вас именно с этого все и началось?

– Нет, у меня в самом начале были чужие стихи, я их читал запоем. Все подряд. В конце 80-х можно было только в букинистических магазинах что-нибудь интересное купить. Гумилева или Мандельштама. А потом, в начале 90-х, все это начали издавать.

– И что больше всего нравилось?

– Ох┘ Меня всегда пугает этот вопрос ужасный. Он практически постоянно возникает – и когда интервью даю, и просто так. «Кто твои любимые авторы?» У меня на этот вопрос нет определенного ответа. Наверное, люди, которые наиболее тонко чувствуют действительность, бывали во все времена, и сейчас они есть. Если о сегодняшнем времени говорить, это и те, кто стихи пишет, и просто знакомые, которые добры ко мне и прекрасно образованны.

– Маяковский сказал в свое время: «Я поэт и этим интересен», сразу заткнув рот тем людям, которые интересовались его личной жизнью. Представьте себе, что через 20–30 лет снимут фильм о московских поэтах начала века. Вы хотели бы оказаться одним из его персонажей?

– Представить такое, может быть, я и смог бы, но увидеть бы точно не захотел.

– Почему?

– Сам не знаю. Наверное, наше время – оно не для кино. Оно, конечно, интересное, но не настолько┘ Какое-то странное сейчас время. Нет, я себя персонажем такого фильма не чувствую. Поэзия сейчас – скорее декоративный элемент здания, а не несущая балка, как это было, например, в 60-х годах.

– Андрей, а вот как по-вашему, какое поколение родит нового гения в поэзии? Наши дети или наши внуки?

– Может быть, не дети, а племянники какие-нибудь. Что-то происходит, я это замечаю. В глазах людей, когда в метро еду, – такие огоньки сверкают. В 90-х годах такого народу было меньше. Может быть, это какие-то новые люди. Детьми нашими их не назовешь. Просто это новое племя, молодое, незнакомое. Надеюсь, что и я к нему тоже принадлежу.

– В одном из ваших интервью есть такая интересная фраза: вы сказали, что Россия не изменилась со времен Ивана Грозного. Но ведь это страшное, мрачное время, опричнина, массовые казни, кошмары всякие.

– У нас в 90-х годах тоже были массовые казни. Я родился и вырос в Мытищах. Так вот, класс, который на два года старше меня, весь на кладбище лежит. Кто в перестрелках погиб, кто от дешевой водки умер┘ От нищеты, от нереализованности. Ничего в России не меняется, жизнь человеческая по-прежнему ни копейки не стоит┘ А таких людей, которые могут этому всему противостоять, да еще и говорить красиво и авторитетно, сейчас таких совсем мало. И вообще, по-моему, количество людей, внутренне свободных во все времена, было примерно одинаково. Один из моих любимейших писателей, Юрий Тынянов, хоть и творил при советской власти, но привязать его к определенному времени просто невозможно. Он мог бы жить или родиться в любое время, как Пушкин. Настоящему писателю – ему все равно, в какое время и в каком месте родиться.

– Андрей, а не кажется ли вам, что, когда талантливый человек покидает то место, где он родился, его творчество заметно мельчает, нивелируется. Вот вы родились и выросли в Мытищах, совсем рядом с Москвой. А огромное количество современных поэтов перебрались в столицу из глубокой провинции┘

– Я думаю, тут чисто практические вещи имеют значение. Там, где важны деньги, там, безусловно, ни о какой самобытности речи быть не может. Но ведь это очень сложно – словами торговать. Особенно когда мужчина занимается литературой. Какая разница, где он живет, в Москве или в Нью-Йорке? В Нью-Йорке, наверное, еще тяжелее...

– А если, предположим, вам пришлось бы уехать из Москвы, где бы вы хотели жить, кроме этого города?

– На даче. Я бы жил на даче, не выезжал бы с нее никогда. Или в Питере – этот город мне всегда очень нравился. И еще маленькие такие провинциальные городки, где дома двухэтажные, снизу каменные, наверху – деревянные, кривые улочки, старые деревья┘ В доме – книжные полки по стенам, полы дощатые, печка – эдакая писательская идиллия. Я в таких городках раньше часто бывал, а теперь уже не езжу – некогда. Подозреваю, что сейчас, наверное, уже и там сложности начались. Мегаполис и туда щупальца распростер.

– Для поэта где лучше родиться – в маленьком городе или в мегаполисе?

– Для поэта, конечно, в мегаполисе. Тут все, что для поэта надо, – тусовка, читатели, журналы литературные, критики┘

– Понятно. Чтобы быстрее заметили. А вдруг новый поэтический гений родится в глуши – и никто его не откроет?

– Нет, нет. Так не бывает. Поэт – это человек, который сразу выходит, и ты понимаешь, что это – поэт. Дело в том, что есть не только сила тьмы, сила природы, сила больших городов, сила государства. Есть еще и сила поэзии. Невероятная сила, и тут стесняться нечего.

– Поэзия может изменить мир?

– Нет. Зачем менять мир? Мир внутри человека может изменить только сам человек.

– Андрей, когда вы видите, что коллега написал что-то истинно прекрасное, вам не бывает завидно?

– Ну так, немного┘ Но с другой стороны – очень приятно, что вот, твой знакомый, и так здорово пишет. Вот, например, поэт Вячеслав Емелин прекрасное стихотворение написал, про посады где:

...Чтили батьку усатого
И как камень ко дну
Уходили солдатами
На любую войну.
На Страстной яйца красили,
Чтоб держаться корней,
Отмечали все праздники,
Девять дней, сорок дней┘

Я когда это прочитал – просто обалдел, как это здорово сказано. И сразу начал это распространять среди всех своих знакомых. Даже среди тех, кто вообще никакого отношения к поэзии не имеет. Ведь настоящий поэт – он пишет для всех, только не все, к сожалению, его понимают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
981
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1327
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1012
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
839

Другие новости