0
1923
Газета Факты, события Интернет-версия

16.05.2013 00:01:00

Тукай, «Ладомир» и весна

Тэги: поэзия, татарстан, ладомир, фестиваль


поэзия, татарстан, ладомир, фестиваль Хозяйка фестиваля Лилия Газизова (в центре) показывает казанские достопримечательности гостям из Санкт-Петербурга – Евгению Мякишеву и Майе Шереметевой. Фото Александра Эшкинина  

Весна в Татарстане – самый литературный сезон. Во-первых, день рождения Габдуллы Тукая, «солнца татарской поэзии», во-вторых, Ладомир – Международный Хлебниковский фестиваль, который можно назвать традиционным, поскольку в этом году он прошел во второй раз. И много других литературных вечеров, праздников и конкурсов. Но сейчас – о Хлебникове и поэтах. Будетлянин провел в Казани около 10 лет. Поэтому не случайно, что в этом городе, где «пересекаются параллельные», мирно уживаются «разное и разные», появился Хлебниковский фестиваль «Ладомир». Этот форум – своеобразное продолжение прошедшего также в Казани в декабре 2012 года Международного поэтического фестиваля имени Лобачевского. «Я – Разин со знаменем Лобачевского», – писал о себе Хлебников, который, подобно создателю неевклидовой геометрии, совершил переворот, но в поэзии.
Официальному открытию форума, состоявшемуся в старинном особняке Оконишникова, Доме писателей Татарстана, предшествовала экскурсия по хлебниковским местам, которую провела Александра Биряльцева. Начался путь у главного здания Казанского федерального (Приволжского) университета, иначе говоря, на «сковородке» – излюбленном месте встреч казанских студентов, прямо у подножия памятника Володе Ульянову. Кульминацией экскурсии стал показ знаменитой кукушки. Точнее, ее чучела, созданного рукой Хлебникова. Этот вид кукушки, встречающейся в Поволжье, был им, поэтом Хлебниковым,  впервые описан.
Состав участников отличался эклектичностью, характерной для казанских фестивалей. Поэты разных поэтических школ и направлений, редко пересекающиеся за пределами толерантной столицы Татарстана, не только мирно уживались, но и вступали во вполне дружеский и продуктивный диалог.
Специально к фестивалю был издан альманах поэзии «Пушкиноты», в который вошли не только стихи участников, но и стенограмма круглого стола «Самовитое слово в XXI веке», состоявшегося на первом фестивале, редкие фотографии Казани конца XIX – начала XX века. Это издание Международного Хлебниковского фестиваля «Ладомир» планируется выпускать ежегодно.
На празднике поэзии в университете Евгений Степанов представил сотый номер журнала поэзии «Дети Ра», который уделяет много внимания творчеству казанских авторов. Безусловно, событием стал приезд в Казань поэта Александра Тимофеевского, который за три фестивальных дня не раз признавался в любви к Хлебникову. В музее Василия Аксенова прошли творческие встречи с Александром Переверзиным (интервью с ним читатйте на стр. 2 этого номера «НГ-EL»), который не только читал свои стихи, но и представил книги своего издательства «Воймега», а также с Вадимом Терехиным, Александром Навроцким и Милошем Камилем Манастерским (Польша), Еленой Ивановой-Верховской, представившей новую книгу «Другая память», Ириной Суглобовой и др.
Одно из самых загадочных произведений Хлебникова называется «Доски судьбы». Оно находится на пересечении параллельных прямых поэзии, языкознания, истории, математики и философии. Поэт говорит о том, что в нашем мире все подчиняется определенным числовым закономерностям, надо только найти их – и жизнь изменится в лучшую сторону. Подобные интуитивные озарения, своеобразные творческие ассоциативные взаимопроникновения мыслей, образов, чувственных восприятий имели место и в выступлениях участников Хлебниковского фестиваля на круглом столе «Поэт-будетлянин сегодня: штрихи к портрету».
Второй фестивальный день совпал с международной акцией «Библионочь», в рамках которой прошла встреча с поэтами Санкт-Петербурга Арсеном Мирзаевым, Евгением Мякишевым, Секвой Гуревичем, Майей Шереметевой.
На закрытии фестиваля были вручены дипломы творянина и памятные плакетки работы казанского художника Рашида Тухватуллина. Их обладателями стали Александр Тимофеевский, Арсен Мирзаев, Евгений В. Харитоновъ, Александр Навроцкий и Алексей Остудин.
Девятнадцатилетним студентом Хлебников написал о себе: «Он связал время с пространством». Идея объединения времен встречается в его творчестве неоднократно. Время – мера мира. Наступила эра Велимира.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
511
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
638
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
541
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
444

Другие новости