0
5484
Газета Факты, события Интернет-версия

07.11.2013 00:01:00

Шел, куда хотел

Андрей Краснящих.

Об авторе: Андрей Петрович Краснящих – прозаик, эссеист.

Тэги: саша соколов, юбилей


саша соколов, юбилей Саша Соколов, которого не поймут наши дети, но поймут наши внуки. Фото Сергея Шахиджаняна / PhotoXPress.ru

Когда он писал «Школу для дураков» (1976), «Между собакой и волком», «Палисандрию» (1985) – романы, навсегда изменившие ход русской литературы, – ею заправляли вадим михалычи, георг мокеичи, сергей сергеичи, анатоль владимирычи, указывая, куда идти. А они – Саша, Веничка, Эдичка – не шли, не печатались, шли, куда хотели, и так и остались в литературе Саша, Веничка, Эдичка.

Национальному русскому писателю не следует жить в России, там всегда все давит и нечем дышать, и, чтобы не задавило, нужно сбегать. Как Гоголь – с детства и дотеперь любимый писатель Соколова. Саша Соколов сбегал, его ловили на границе, в 19 лет – на советско-иранской, даже посадили в тюрьму, а отец – военный, разведчик – вытащил. Отец родил его (как Авраам Исаака) в Канаде, где служил в посольстве, и Саша рос там до трех лет, пока отца не выдворили. А потом вернулся, эмигрировав. А сейчас, национальный русский, русский, живет в Израиле и в России жить не хочет, приезжает.

Первый раз когда приехал, в 1989-м, оказалось – очень интересно, – что все пишут, как когда-то он. Будто бы он все это написал, напечатал под разными псевдонимами и забыл. И Саша Соколов перестал писать и не писал долго, вот до последнего времени, только несколько эссе (они собраны в книжку «Тревожная куколка», она вышла в 2007-м). Но ходили слухи, что все-таки пишет, что написал четвертый роман, и это вообще. Что роман сгорел (рукопись сгорела) во время пожара вместе с домом в Греции.

В одном интервью Саша Соколов рассказал, что в Греции его познакомили с самой-самой лучшей писательницей (о ней все так и говорили). Ей 50, она написала очень много (Саша Соколов видел шкаф и рукописи), но не опубликовала ни строчки. Просто не хотела, ей это не нужно. И Саша Соколов позавидовал ее свободе.

Но и свобода – это свобода меняться и все менять. В 2007-м, 2009-м, 2010-м вышли «Рассуждение», «Газибо», «Филорнит» – поэзия? проза? что-то свободное от них? – части «Триптиха», вышедшего целиком в 2011-м, а «Триптих» – это часть (небольшая?) из написанного за то время, когда он не писал.

И снова все были не готовы, а как они могут быть готовы, к тому, что Саша Соколов – это уже не «Школа для дураков» и «Палисандрия»; к тому, что Саша Соколов – это Саша Соколов. Ведь сегодня Саша Соколов – это не Саша Соколов, а Михаил Шишкин, Денис Осокин, десятки, да, хороших, да, неплохих писателей, им и премии.

А «Триптих» премию, «Русскую», не получил – лонг-лист, и даже в шорт не вошел – потому что опять непонятно что, и куда, и вообще – «барин шалит», а может, и из ума выжил.

Да, вы уже догадались. Лет через 10, 15, 20 прочитайте «Газибо», и «Рассуждения», и «Филорнит» сейчас и сравните – все будут писать так. А Саша Соколов останется Сашей Соколовым и напишет, за это время, еще – то, что не поймут наши дети, но поймут наши внуки. 

Харьков


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
333
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
428
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
342
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
292

Другие новости