0
1207
Газета Здоровье Интернет-версия

11.06.2004 00:00:00

Истерика от невежества

Тэги: вич, общество, отношение


Российскому обществу в высшей степени свойственна нетерпимость. В какой-то мере это наследие советских времен. Известный горьковский лозунг «Кто не с нами – тот против нас», можно сказать, въелся в плоть и в кровь. И стал пониматься расширительно. Не с нами другой. Другой, не такой, как я, не так себя ведущий, не так одетый, не так живущий, не так разговаривающий. Он плохой, он страшный, он враг. Несчастья тоже объясняют происками врагов. Кругом заговор – капиталистов, американцев, сионистов. В теории заговоров у нас особенно легко верят. Писали, что и СПИД тоже специально запущен американцами. Но даже если это не происки врагов, то все равно ВИЧ-инфицированные – страшная, смертельная опасность. То есть опять нечто враждебное. Это одна сторона.

Другая сторона заключается в подсознательном убеждении, что все плохое случается не с нами. Естественный охранительный инстинкт, но тоже усиленный советским прошлым. Когда-то работник «органов» объяснял советскому человеку: «Права человека – это не про вас, это про негров». В советские времена многое было не про нас – и хорошее, как права человека, путешествия по всему миру, и плохое – как уголовные преступления, терроризм, катастрофы, даже природные катаклизмы. И, конечно, эпидемии. Возможно, это осталось в генах, возможно, это расчет на русское авось, но только нам кажется, что беда не может настигнуть нас, она настигает кого-то другого, и этот другой скорее всего сам виноват в своем несчастье. В 37-м году так рассматривали чей-то арест (даже если верили, что арестованный не вредитель, – «он слишком распускал язык, рассказывал анекдоты, общался с иностранцами»). Про ВИЧ-инфицированных говорят: сами виноваты – наркоманы, проститутки, развратники, гомосексуалисты.

В июле–декабре 2003 г., то есть совсем недавно, фондом «Восток–Запад» и «Фокус-медиа» проводился опрос по поводу ВИЧ-инфекции жителей Москвы в возрасте от 15 до 50 лет. Больше половины опрошенных ответили, что испытывают по отношению к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, страх, а больше 10% – даже гнев. Большинство из всех возрастных групп ответили, что постараются избегать контактов, некоторые (7,5% в возрасте от 15 до 19 лет и около 10% в возрасте 45–50 лет) – что постараются уйти как можно быстрее, а кое-кто, особенно в группах старше 35 лет, – что потребуют, чтобы этого человека удалили из общественных мест. Более половины опрошенных сказали, что если бы узнали, что среди детей в детском саду есть ВИЧ-инфицированные, то перевели бы своего ребенка в другой детский сад.

Подавляющее большинство опрошенных хотели бы, чтобы ВИЧ-инфицированные честно и открыто рассказали бы о том, что инфицированы, а 10% – чтобы они не прикасались к здоровым и вообще держались от них подальше. Почти половина считают, что государство должно изолировать их от общества, создав для этого специальные медицинские и социальные учреждения, нечто вроде лепрозориев.

В отношении к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, преобладает чувство жалости (86%), хотя у 54% жалость сочеталась со страхом. В основном к ним относятся более мягко, чем к наркоманам. Видимо, это связано с разной концепцией виновности. Если наркоман воспринимается как человек, сам во всем виноватый и несущий наказание за свое поведение, то в отношении ВИЧ постепенно приходит понимание, что заразиться может любой.

Очень большое значение для отношения к живущему с ВИЧ/СПИДом имеет знание пути заражения. Если оно произошло в медицинском учреждении или даже через гетеросексуальный половой контакт, то инфицированный может восприниматься как невинная жертва. Однако, как выяснилось, от жестокости не застрахованы уж безусловно невинные жертвы.

В Усть-Ижоре Ленинградской области после трагических событий – заражения ВИЧ в больницах Ростова, Элисты и Волгограда 270 детей – был организован Российский детский центр СПИДа. Этому центру пришлось пережить то же, что переживает каждый ВИЧ-инфицированный: раздавались требования закрыть больницу, перевести ее в тайгу, обнести непроницаемой стеной. Местные власти распространяли в средствах массовой информации ложные сведения о том, что ВИЧ передается через рукопожатия, воду и воздух. Закрыть центр не удалось. Там продолжают исследовать и лечить больных СПИДом, благо в 1996 г. появились средства для этого. Сейчас из 270 детей живы 100. Они уже взрослые, из них пять зараженных девочек сами стали матерями и родили здоровых детей. Какой будет судьба этих детей? Ведь обыденное сознание инертно, и мифические представления о путях заражения ВИЧ сохраняются.

Положение людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в России, да и не только в России, трагическое. Желание населения знать о том, что кто-то из окружения (сосед, сослуживец, знакомый) ВИЧ-инфицирован, с одной стороны, законное, поскольку опасность заражения существует. С другой стороны, такая информация неизбежно приведет к дискриминации. В трудной ситуации оказываются и медики, которые обязаны соблюдать врачебную тайну (к сожалению, соблюдают ее далеко не всегда, что приводит порой к трагедиям), но и несут ответственность за здоровье людей, окружающих пациентов с ВИЧ.

Заразиться ВИЧ можно в четырех ситуациях: при проникающих сексуальных контактах (вагинальном, оральном, анальном) без использования презерватива, при пользовании общими иглами и шприцами, при переливании зараженной крови, ребенок, если не проводятся профилактические мероприятия, может заразиться от ВИЧ-положительной матери во время беременности, родов, кормления грудью.

Вопреки страшным легендам ВИЧ не передается при рукопожатии и объятиях, через пот или слезы, при кашле и чихании, через общую посуду или постельное белье, через унитаз и ванну, при совместной работе, занятиях спортом, в общественном транспорте, через укусы животных или насекомых, при поцелуе. Реально гораздо легче заразиться другими страшными заболеваниями, например, гепатитом С, чем ВИЧ.

Многие инфекции были поначалу фатальными и проходили в виде уносящих жизни эпидемий. Таким, в частности, был когда-то сифилис. С течением времени, однако, люди находили методы лечения и профилактики, и болезни переставали внушать ужас. Существуют уже сейчас лекарства, позволяющие на долгие годы продлевать жизнь ВИЧ-инфицированных. Пока они дороги, но разработают и более дешевые. У ВИЧ-инфицированных есть все шансы не погибнуть от СПИДа. Гораздо меньше шансов не погибнуть от жестокости общества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
809
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1068
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
855
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
696

Другие новости