0
2312
Газета Здоровье Интернет-версия

25.10.2011 00:00:00

Злокачественная опухоль ждать не будет

Тэги: рак, лечение, квота


рак, лечение, квота Рак молочной железы у женщин как раз хорошо поддается лечению, если оно начато своевременно.
Фото Reuters

Генеральная Ассамблея ООН месяц назад приняла Политическую декларацию по борьбе с неинфекционными заболеваниями и профилактике их. В России они становятся причиной 60% смертей, а среди неинфекционных заболеваний 80% занимает рак.

Депутаты Госдумы РФ, представители общественных организаций, медики обсудили проблемы профилактики онкологических заболеваний и борьбы с ними на круглом столе «Новые медицинские стандарты и реформа финансирования медицинской помощи в России. Изменят ли они положение онкологических пациентов?». По данным Онкологического научного центра имени Блохина, онкологическая заболеваемость в нашей стране за последние 10 лет выросла в полтора раза. Ежегодно выявляется около 500 тыс. новых больных, и практически каждый третий пациент умирает в течение 12 месяцев после постановки диагноза. Россия делит с Украиной второе место в Европе по смертности от онкологических заболеваний. И это в ситуации, когда все больше видов рака поддается лечению.

Нельзя сказать, что ничего в этой области не делается. Как подчеркнул заместитель председателя Госдумы по науке и наукоемким технологиям Игорь Игошин, огромную роль сыграла программа «Семь нозологий» (самая финансируемая программа закупки лекарств), которая фактически подарила жизнь многим детям и взрослым.

Дмитрий Борисов, исполнительный директор общественной организации «Равное право на жизнь», отметил, что государственное финансирование с 2004 года выросло в 10 раз, улучшилась инфраструктура для лечения раковых больных. Однако в программу «Семь нозологий» входит только одна разновидность рака крови, планов по увеличению финансирования широко распространенных онкологических заболеваний нет. В «Семь нозологий» не включены рак молочной железы, толстого кишечника, легких, желудка, злокачественные опухоли женской репродуктивной системы.

Под действие программы, 40% средств которой предназначены на онкологию, подпадают только 55 тыс. из 2,5 млн. больных раком в стране. В результате остальным часто, после того как им поставлен диагноз рака, месяцами не начинают лечение: больной должен получить инвалидность, попасть в списки пациентов, для которых будут закупаться лекарства, дождаться, пока поступит очередной бюджетный транш. При таком заболевании, как рак, промедление с началом терапии фатально – многие погибают, так и не дождавшись лечения, хотя необходимая и своевременная медицинская помощь гарантирована законом.

Характерный пример – рак молочной железы, самая распространенная форма рака среди женщин, которая как раз хорошо поддается лечению, если оно начато своевременно. Но в России каждый четвертый случай рака молочной железы выявляется на поздних стадиях. И даже если он выявлен в ранней стадии, далеко не всегда его начинают лечить сразу и современными средствами. Цифры говорят сами за себя: при I–II стадиях уровень так называемой пятилетней выживаемости составляет в США 98%, в России – 63%.

Подписав Декларацию ООН по неинфекционным заболеваниям, Россия приняла на себя обязательства увеличить бюджетные ассигнования на лечение и диагностику онкологических заболеваний. Сегодня они в три раза меньше, чем рекомендуемые. Согласно мировым исследованиям, минимальная сумма на современное лечение одного онкологического больного равна 10 евро. В странах Европы она составляет от 9 до 35 евро, в России – 3,3 евро. При этом львиная доля выделенных бюджетных средств тратится на закупку дорогостоящего оборудования, ремонт лечебных учреждений.

Все это необходимо, кто бы спорил. Но получается так, что диагноз поставлен, а больного не могут лечить – нет денег на современные лекарства. Или этих лекарств мало, и врач поставлен перед выбором, кого ими лечить, а кому отказать. Онкологи работают под административным прессингом и не имеют возможности назначать необходимые препараты.

Да, необходимы скрининговые программы, то есть проведение простых и безопасных исследований больших массивов населения для выделения групп риска, как об этом говорил на круглом столе доцент кафедры онкологии I Московского медицинского университета Александр Петровский. Да, надо ломать барьер боязни лечения. Но никакой мотивации проходить обследование у населения нет – что толку, если лечение недоступно, как во многих регионах и даже в больших городах.

Ситуация с лечением онкологических заболеваний в стране действительно серьезная, констатировал заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. Финансирование здравоохранения увеличилось на 20–30%, но и сегодня на душу населения в России приходится всего 11 тыс. руб. в год (в США 80 тыс. долл.). По тратам на душу населения мы находимся на 53–54-м месте в мире, а по эффективности еще дальше – на 130-м.

Остается нерешенной проблема лекарственного страхования, без этого государственного возмещения стоимости препаратов для онкологических больных не будет. В России доля государственного возмещения стоимости лекарств – 22%, в странах Европы – 65%. По словам Сергея Колесникова, в ближайшей перспективе ждать существенного улучшения финансирования не приходится, несмотря на дополнительные 2% в Фонд обязательного медицинского страхования.

«У всех нас есть паспорта, где написано, что мы граждане России», – сказал Дмитрий Борисов обозревателю «НГ». – В каком регионе ни жил бы больной, он имеет право получать все, что декларирует государство, – лечение рака по единым стандартам при едином уровне доступности. Пациенты должны знать о своих правах, о существующих возможностях лечения. Необходим общественный контроль за тем, как тратятся бюджетные деньги».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1109
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3016
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1700
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2053

Другие новости