Газета Здоровье Интернет-версия

26.04.2016 00:01:00

Шизофрения всплывает из глубин мозга

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: исследование, шизофрения, болезнь, мозг, допамин, гарвард

исследование, шизофрения, болезнь, мозг, допамин, гарвард Шизофрения возникает в результате нарушений в генерации вещества удовольствия – допамина. Фото Reuters

Название этой болезни, шизофрения, переводится как «разделенный мозг». Но, по существу, оно не имеет смысла, поскольку мозг действительно разделен на два полушария. Нейробиологи полагают, что шизофрения возникает в результате нарушений в мозговой системе генерации допамина. Это вещество – один из важнейших нейротрансмиттеров (медиаторов), которые необходимы для передачи нервных сигналов.

Допамин крайней важен для поддержания жизнеспособности нервных клеток. Поэтому при гибели допаминовых нейронов так называемой Черной субстанции, локализующейся в глубине мозга, моторные клетки также начинают гибнуть и развивается болезнь Паркинсона. Но не только.

Шизофрению в первую очередь связывают с расстройством когнитивных, или умственных способностей, локализующихся в коре головного мозга. Поэтому психиатры долго не обращали внимания на сообщения нейробиологов, указывавших на то, что истинным местом «коренения» ума являются глубины мозга с их подкорковыми ядрами. Например, так называемый Бледный шар (Globus pallidus) – перекресток чувствительных импульсов и моторных сигналов, а также эмоций. Вообще подкорковые ядра – это группы клеток, не имеющие в отличие от коры упорядоченных слоев. Еще три года назад ученые из Гарвардского университета показали наличие в глубине мозга путей, состояние которых ведет к развитию болезни Паркинсона и различным зависимостям. Тогда же журнал Alcoholism поместил результаты исследования мозга мышей, полученные в Национальной лаборатории Брукхейвена (США). У мышей при выключении гена допаминового рецептора развивалась типичная алкогольная зависимость, состояние мозга при этом фиксировали с помощью магниторезонансного томографа.

И вот теперь окончательную точку в старом споре поставили сотрудники того же Гарварда. Авторы исследования, результаты которого опубликованы в одном из последних выпусков журнала Nature, рассмотрели отношения между нервными клетками подкорковых «узлов»-ганглиев и коры. Ученые показали, что изменения в глубинных отделах мозга определяют состояние коры и что их связь осуществляется буквально «на раз», то есть с помощью всего одного синапса (синапсы – точки соединения нервных клеток).

Психиатры лечат различные патологические состояния людей с помощью так называемых нейролептиков (транквилизаторов), к которым относятся, в частности, анксиолитики (они снижают уровень неоправданной обеспокоенности). Но врачи не знают, на что действуют предлагаемые ими лекарства, отсюда и сложность лечения.

Выявление односинаптической петли двух подотделов мозга позволяет создать модель шизофрении. На ней можно будет опробовать новые нейролептики – безопасные и эффективные (при долговременном приеме нейролептиков появляются симптомы паркинсонизма). Нейрофизиологам после этой публикации придется пересмотреть свои устоявшиеся взгляды на организацию мозга приматов и мышей. В основе этих воззрений, излагаемых в университетах, лежит мнение, что кора как бы физиологически «отделена» от Бледного шара.

Новый метод, с помощью лазера подсвечивающий и активирующий генетически модифицированные нейроны, показал наличие прямой связи двух важнейших отделов. Открытие, сделанное в Гарварде, с одной стороны, упрощает и «спрямляет» внутримозговые пути из глубины к коре, с другой же – открывает новые перспективы проникновения в святая святых нашего самого главного органа.

Не будем забывать, что специалисты по стволовым клеткам, в том числе и нервным, давно показали, что будущие нейроны мигрируют в кору из самых что ни на есть мозговых глубин. Вполне возможно, что «мигрантам» для своего функционирования более одного синапса и не требуется.