0
1362
Газета День в Истории Интернет-версия

09.12.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 9–11 декабря

Тэги: история, литература, поэзия, дикинсон


история, литература, поэзия, дикинсон Была поэтесса-затворница. Осталось одно-единственное достоверное изображение.
Дагеротип Эмили Дикинсон. 1847

«Поэт – человек по профессии», – сказал Александр Блок. А 10 декабря – День прав человека; 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о человеческих правах. Так что в этом выпуске календаря будет очень кстати поговорить преимущественно о поэтах.

11 декабря – 190 лет со дня рождения Николая Некрасова (1821–1878). Поэта, стоящего в ряду русских классиков наособицу, с самого начала вызывавшего у читателей и ценителей стихов размежевание: вот приемлющие, вот отвергающие. И дело здесь не только в гражданской акцентированности самой по себе, но и в том, что поэтическая речь Некрасова, как многие отмечали, сродни газетной. «Вчерашний день, часу в шестом,/ Зашел я на Сенную...» – а дальше сцена телесного наказания молодой крестьянки. Сюжет, имеющий прямое касательство к правам человека, хотя термин этот, кажется, тогда еще не был в ходу.

Однако я сейчас о другом сюжете. С происшествиями из городской жизни соседствовали в тогдашних русских газетах люди, как сейчас их называют, статусные. И один из них мало того что родился с Некрасовым почти в один календарный день, 11 декабря, но еще и вошел в историческую память, припечатанный в эпиграфе к поэме «Железная дорога». Там мальчик «в кучерском армячке», едущий по Николаевской дороге (Москва–Петербург), спрашивает: «Папа, кто строил эту дорогу?» И тот, «в пальто на красной подкладке», ответствует: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!»

Так вот, Петр Клейнмихель (1793–1869) был начальником штаба аракчеевских военных поселений, главноуправляющим путями сообщений и пользовался особым доверием Николая I. Ему и было поручено руководить прокладкой железной дороги между двумя столицами. Девиз Клейнмихеля на одной из его наград – «Усердие все превозмогает» – перефразировали создатели Козьмы Пруткова: «Иногда усердие превозмогает разум».

Притом страдальцем на этой стройке Клейнмихель не был, а вот строители – были. И свою точку наблюдения Некрасов правозащитно-поэтическим жестом совместил со страдальческой, а не с графско-сиятельной.

Но мы несколько отвлеклись от поэзии. Между тем репортерское начало, свойственное Некрасову, подразумевает одну основополагающую вещь: поэт ходит по свету, изучает жизнь и пишет о том, что увидел и услышал. Может быть, конечно, и такая поэтическая стратегия. Но как общий рецепт, универсальный принцип – нет, увольте. Человеку вообще и поэту как человеку-профессионалу достаточно просто вглядываться и вслушиваться в то, что его окружает, а не специально «изучать жизнь». Можно даже сидеть безвылазно у себя дома, подобно отшельнику. Все сферы действительности равноправны, в том числе ближайшие.

Таким поэтом была американка Эмили Дикинсон, родившаяся 10 декабря 1830 года (ум. 1886). Всю жизнь она прожила в родном провинциальном городке Амхерсте штата Массачусетс и в этом своем уединении написала 1800 стихотворений. Опубликовала из них не больше десятка; все прочее – посмертные издания. Поэтическую индивидуальность Дикинсон наши ценители сравнивают с Цветаевой, называют ее даже самой русской из зарубежных поэтесс. И в этом суждении действительно что-то есть. «Стихи мои – посланье Миру,/ Но он не отвечает мне./ Пишу о том, что мне Природа/ Поведала наедине.// Рукам незримых Поколений/ Ее Вестей вверяю свод./ Кто к Ней неравнодушен – верю –/ Когда-нибудь меня поймет!» (перевод Анатолия Кудрявицкого).

Драма этого уединенного переживания очевидна. Но в наши времена с их историческим опытом никуда не деться от мысли о том, каким, по меркам прошлого столетия, щадящим был этот образ жизни. Тем более что календарь преподнес нам наглядное напоминание: в этот же день 10 декабря исполняется 120 лет со дня рождения поэтессы Нелли Закс (1887–1970), немецкой еврейки, изгнанницы из Германии. Ей удалось претворить в поэзию то, что такому претворению неподвластно, – мир это оценил Нобелевской премией. А вот как в этом контексте перечитывать и Дикинсон, и Некрасова, и вообще мировую культуру – тема огромная, неподъемная для этих заметок. .


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1795
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1183
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1440
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
905

Другие новости