0
1300
Газета День в Истории Интернет-версия

14.12.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 14 декабря

Тэги: история, айкидо


история, айкидо Мастера айкидо, по заветам Уэсибы, не просто борются, но обретают гармонию.
Фото Reuters

«И вся-то наша жизнь есть борьба», – есть такая точка зрения, прозвучавшая в марше Буденного. Красные кавалеристы – не первые, для кого главной фигурой в картине мира был человек с оружием в руках.

Рыцари, воинская этика... 14 декабря 1702 года в Японии, в городе Эдо (современный Токио), 47 самураев, ставших ронинами, то есть оставшихся без господина, отомстили за его смерть, за то, что он был приговорен к сэппуку (ритуальному самоубийству) после нападения на чиновника, который его оскорблял. Ронины этого чиновника убили и сами были осуждены на сэппуку. История, многократно воплощенная в японском театре, кино, изобразительном искусстве.

Для традиционного общества борьба, применение силы нередко являются предметом особого культа. В той же Японии, но уже в период модернизации, 14 декабря 1883 года родился Морихой Уэсиба (ум. 1969), основатель айкидо – боевого искусства, основанного на элементах старинных единоборств. Боевое искусство – оксюморонное, если вдуматься, словосочетание; объяснение и оправдание здесь в синтезе силовых приемов с религиозными и философскими заповедями, эстетическими правилами и т.д. Борец наносит удар, но, оказывается, не абы как, а используя силу противника против него самого. И обретает желанную гармонию. Хоть стой, хоть падай (это уже мой каламбур).

Европейские рыцари, японские самураи – это, конечно, не про нас. Но литературные и мифологические образы, каноны, параллели витают в воздухе, мало считаясь с границами и с властной тяжестью почвы. 190 лет назад, 14 декабря 1821 года, появился на свет русский поэт Николай Щербина (ум. 1869), вошедший в историю словесности прежде всего как мастер антологической лирики, то есть стихов по древнегреческим мотивам. Сын украинца и гречанки, он вырос в Таганроге, где жили в основном греки. И первая книга его называлась «Греческие стихотворения». Однако Эллада была тогда темой не только вечной, но и злободневной: борьба с османским игом создавала актуальный контекст. И эти мотивы у Щербины контрастировали с античными.

Но с тех пор, когда писал Щербина, много воды утекло, и он, наверное, не мог предвидеть, какие переакцентировки суждены его наследию. Хотя, если вдуматься, все логично. «Я любимое чадо природы,/Я опасный соперник богов, –/ И за дар благодатной свободы/ Я поспорить с богами готов», – сказал он. И этот мотив противоборства по-своему повторился в стихотворении «После битвы», которое стало военно-морским романсом Александра Гурилева, а романс этот уже в советское время превратился в песню «Раскинулось море широко», исполненную Леонидом Утесовым. О Щербине при этом уже мало кто помнит.

И еще одна перекличка с советской эпохой, неотделимой от идеи борьбы, битвы. Это фильмы родившегося 14 декабря 1898 года кинорежиссера Ефима Дзигана (ум. 1981). Сейчас их уже не очень-то смотрят. А вот названия кинокартин носятся в воздухе, они эмблематичны. «Мы из Кронштадта», «Первая Конная», «В едином строю», «Железный поток», одиозная «Если завтра война...» Военное сознание – вот что это такое. Ну а тому, кто пожелает заняться сопоставительным анализом советской оборонной/наступательной утопии и боевых искусств Востока, откроется, может быть, немало интересного.

По закону контраста, где-то рядом с Дзиганом должен быть его антипод, тоже деятель искусства, но с иными эстетическими и ценностными ориентирами. Не человек «мы», а человек «я». Такой сосед по календарю у автора «Мы из Кронштадта» есть. Это драматург и киносценарист Сергей Ермолинский (1900–1984). Как будто тот же советский уклад, журналистская работа в «Правде» и «Комсомолке», написание сценариев для вполне ортодоксальных лент. Но постепенно что-то сдвигается, какие-то акценты выделяют Ермолинского из массы – не говоря уже о круге общения, тесном знакомстве с Михаилом Булгаковым, о котором Ермолинский потом напишет мемуары. И вот в 1940 году оборонный романист, секретарь СП СССР Петр Павленко лично подписывает ордер на арест Ермолинского. Тюрьмы, ссылка. Вытащили его в этом статусе пораженного, привлекли снова к работе Сергей Эйзенштейн и Николай Черкасов. И когда в 1967 году Ермолинский поддержал Солженицына, в письме к писательскому съезду потребовавшему отмены цензуры, – это был выношенный выбор.

Борьба, борьбы, борьбе, борьбою, о борьбе... Неизбывная материя. Вот еще одна любопытная фигура. 14 декабря 1853 года родился итальянский революционер Эррико Малатеста (ум. 1932). Революционер особого направления – анархо-коммунист. Друг Бакунина, приверженец свободы – все честь честью. И вот в 1877 году он – совместно, кстати, с русским революционером Сергеем Степняком-Кравчинским – поднял в Италии восстание. Провозгласили, что власти короля больше нет, и – внимание – сожгли налоговые регистры. То-то народу радость.

Потом, конечно, были подавлены. А коммунизм и анархизм начали бесконечную череду взаимосближений и взаимоотталкиваний.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1829
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1197
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1461
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
917

Другие новости