0
1359
Газета День в Истории Интернет-версия

16.03.2012 00:00:00

День в истории. 16–18 марта

Тэги: история, литература, наука


история, литература, наука Джон Апдайк вошел в историю литературы как автор книг, ставших символами и вехами.
Фото Reuters

Вся наша жизнь – это обмен сигналами. Передаются, принимаются, расшифровываются знаки, образы, символы. Поддерживаются связи – прямые и обратные...

16 марта 1859 года родился Александр Попов (ум. 1906), человек, при имени которого сразу вспоминается запавшее со школьных лет: изобретатель радио. Впрочем, вопрос о том, кто изобрел беспроводную электромагнитную связь, несколько сложнее, чем эта формула. Но факт есть факт: преподаватель Кронштадтского технического училища, принадлежавшего военно-морскому ведомству, действительно работал над этой задачей. Работал на досуге, а не по государственному заказу.

В распоряжении Попова был прибор, который разработчик его новейшего тогда образца, британец Оливер Лодж, назвал когерером. В нем металлические опилки реагировали на радиосигнал – их проводимость менялась. Позже, во время Первой мировой, не знавший слова «когерер» русский военный писарь, у которого будущий академик Сергей Вавилов принимал по описи полевую радиостанцию, обозначил в акте это устройство как «непонятное в баночке».

Попов сделал очень существенный шаг к полноценной радиосвязи: он дополнил схему автоматической обратной связью и в 1895 году прочел лекцию о своих опытах. На календаре было 7 мая (по новому стилю), с советских времен это День радио. Но о радио в полном смысле слова Попов говорил лишь как о чем-то, что станет возможно в будущем. В следующем, 1896 году итальянец Гульельмо Маркони сумел передать сигнал на 3 км. Так что на самом деле радиоприемники и радиопередатчики – изобретение коллективное. Существенно и то, что Попову мешал режим секретности в военном ведомстве: опять-таки проблемы и с прямой связью, и с обратной.

До советских времен и тем паче до пропаганды в духе «Россия – родина слонов» Попов не дожил. Иной вариант – судьба родившегося 17 марта 1857 года русского биохимика Алексея Баха, автора учения о процессах клеточного окисления. Специфика у Баха состояла прежде всего в том, что он был народоволец, причем активный и заметный. Это была революционная фаза его биографии, ранняя. А поздняя (он умер в 1946 году, будучи уже Героем Соцтруда и сталинским лауреатом) оказалась сугубо охранительной. Он стал одним из тех деятелей старой России, которые своими заслугами и благородными сединами придавали моральную легитимность тоталитарной системе. Да рассудит их Бог.

Способов отмечать выдающихся людей и наделять их особым статусом известно много. В свободном мире это, например, негосударственные премии. В их воображаемом рейтинге Нобелевская, конечно, на самой вершине. А первым лауреатом Нобелевской премии по литературе стал французский поэт и эссеист Франсуа Арман Сюлли-Прюдом, который родился 16 марта 1839 года (ум. 1907). Нельзя сказать, что он был очень яркой звездою, – нет, скорее воплощал норму тогдашних представлений о поэтичности. Его «Разбитая ваза», где заглавный образ-символ синонимичен разбитому сердцу, стала хрестоматийной. И поэтическая школа, с которой он был связан – парнасцы, – находилась одно время в центре внимания.

А потом, как всегда и бывает, фортуна от парнасцев отвернулась, и как бы на смену им пришел символизм. 18 марта 1842 года появился на свет Стефан Малларме (ум. 1898), начинавший в «Парнасе», а потом ставший одним из лидеров в кругу символистов. Но символисты – термин, так сказать, академический. Был еще и другой, куда более экспрессивный: «прОклятые поэты». Ударение в данном случае весьма существенно; замечу только, что, коль скоро возможны два его варианта, то это значит, что второй, «неправильный», не исчезает вовсе, а как бы маячит на заднем плане. Для кого-то эти поэты были прОклятыми, а для кого-то и проклЯтыми. Свобода выбора.

ПрОклятость эта состояла, однако, не в непризнанности самой по себе, а в глубинном конфликте между поэтом и обществом. Точнее, в неприятии того среднего слоя повседневности, который находится между возвышенным и низменным и составляет, собственно, нормальную человеческую жизнь. Романтическая эстетика в чистом виде, противоречие, которое поддается разрешению, но лишь постепеннному, шажок за шажком, путем некоей конвергенции (здесь уместна параллель с социальными идеями Андрея Сахарова) между буржуазным и идеально-гуманным. Высокая поэтическая судьба – и мучительная жизнь.

Что же касается низового слоя повседневности, то о ней много писал американский прозаик и эссеист Джон Апдайк, 80-летие со дня рождения которого отмечается 18 марта (он умер в 2009 году). У нас его узнали в 60-е годы – по роману «Кентавр». Античный образ в заглавии, система мифологических ассоциаций, которая пронизывала всю эту книгу об американском учителе биологии. Сам Апдайк потом говорил: «Мой конек – маленький американский городок, протестантская среда, средний класс». Широко известен его цикл романов о баскетболисте по прозвищу Кролик («Кролик, беги» и последующие). Бегство – это способ существования, символ непристроенной жизни. «Все наше достояние – это жизнь. Это странный дар, и я не знаю, как мы должны им распорядиться, но жизнь – единственное, что мы получаем в дар, и дар этот дорогого стоит».

О таких книгах говорят – «культовые». Дурное какое-то слово. Книги-вехи, книги-символы, символы многого на этом свете.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1021
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1138
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
966
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
797

Другие новости