0
1745
Газета День в Истории Интернет-версия

26.03.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 26 марта

Тэги: история, кино


история, кино У сильного человека, сыгранного Алексеем Петренко, своя картина мира. Со слабым ему не сойтись.
Кадр из фильма «Жестокий романс»

«Широк, слишком широк человек. Я бы сузил», – говорил герой Достоевского. Жизнь то и дело сталкивает нас с правотой этих слов, за которыми неразменное золотое обеспечение – бездны, таящиеся в глубине натуры гомо сапиенса.

Британец сэр Бенджамин Томпсон, граф Румфорд (или Рамфорд), родившийся 26 марта 1753 года (ум. 1814), представлен в сетевой энциклопедии тремя характеристиками: 1) ученый и изобретатель, 2) авантюрист, 3) государственный и общественный деятель. Сочетание второго с третьим в общем-то неоригинально и не вызывает особых вопросов. А вот первое и второе по идее не должны уживаться в одном человеке. Однако поди ж ты...

Участник войны против североамериканских колоний, добивавшихся независимости, позднее – советник и военный министр при баварском дворе, Томпсон сотрудничал с английской разведкой, а заодно состоял в Лондонском королевском обществе и основал Королевский институт. Потом ему пришлось перебраться в Париж, где он и умер. И Жорж Кювье в надгробной речи сказал о Томпсоне: «Не любя и не уважая своих собратьев по человечеству, он все же оказал им множество услуг».

Что за двойственность? Как физик Томпсон первым показал возможность превращения механической работы в теплоту и много чего изобрел? Калориметр, кофеварку, паровое отопление, армейскую полевую кухню... Вот тут – стоп.

Еще в Баварии Томпсон предложил рецепт дешевого супа для прокормления нищих и солдат – «похлебки Румфорда». (Считается даже, что он основал диетологию.) Всячески ратовал за макароны и другие дешевые и сытные блюда. А рецепт вышеупомянутой похлебки стал в «Капитале» Маркса поводом для критики капиталистической эксплуатации. Массово-индустриальное начало вплоть до военно-полевого...

И сегодня же день рождения американского поэта Роберта Фроста (1874–1963) с абсолютно иной, диаметрально противоположной картиной мира. Он не обращался к народам и массам, был для этого слишком индивидуалистичен. Его лирический герой – одинокий человек лицом к лицу с природой, которая, может быть, и величественна, но неудобна для жизни. «И непонятно лошаденке,/ Зачем им здесь в ночной поземке/ Стоим, где пасмурные ели/ Глядятся в белые потемки...» («Зимним вечером у леса», перевод Олега Чухонцева). Позднейшим экологическим надеждам здесь места нет. Остается лишь дух стоицизма.

Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции назвал Фроста в числе поэтов, чье влияние испытал в наибольшей степени. И характерно, что прозвучавшее там же возражение Бродского Достоевскому – «мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно» – перекликается с американским поэтом.

А теперь – наши современники, люди искусства, живущие сегодня. Два талантливых русских артиста. Что примечательно, в чем-то близкие по духу.

26 марта 1938 года родился актер театра и кино Алексей Петренко. Мастер очень яркий, фактурный. Его заметили еще в фильме Григория Козинцева «Король Лир» (1970), где он сыграл Освальда. Потом был Петр I в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты, и – Распутин в «полочной» ленте Элема Климова «Агония». Понятна логика взаимоотбора, режиссерского и актерского? Что касается «Агонии», то там историко-документальная точность была не на первом месте. Реальный Распутин богатырским видом и пышущей жизненной силою не отличался. Но поставили в итоге картину о бездне русской души, о столкновении страстей. И сейчас можно оценивать такое видение лишь как художественный факт.

Еще одна типичная, не имеющая готовых и окончательных решений творческая задача – интерпретация классики. Эльдар Рязанов в 1984 году выпустил свой «Жестокий романс» по мотивам «Бесприданницы» Александра Островского. Петренко – Кнуров, богатейший купец города. И сквозь всю картину – сетование на тему, что «без денег жизнь плохая, не годится никуда». Кто без денег, тот слаб и беззащитен, как бесприданница Лариса и Карандышев. А кто с деньгами, те опять-таки энергичны и сильны. И от этого два шага до сентенций в почвенном духе, какие любит, например, Никита Михалков. Роль для Петренко – генерал Радлов – нашлась в его «Сибирском цирюльнике». «Он русский. Это многое объясняет» – слоган именно оттуда.

В один календарный день с Алексеем Петренко, 26 марта 1951 года, появился на свет актер Алексей Булдаков, прославившийся ролью генерала Иволгина в фильме Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты». Тоже с запомнившимися фразами, растиражированными и обыгранными всюду и везде. Это и название ленты, и реплика «Ну, вы, блин, даете!». В целом – вариации на тему народной почвы и буйства произрастающей на ней растительности. Ну а блины... уж не сэру Томпсону ли привет с его казарменною едой?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
415
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
490
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
423
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
336

Другие новости