0
908
Газета Идеи и люди Печатная версия

18.12.1999

Прощание с шестой Государственной Думой

Алексей Сурков

Об авторе: Алексей Сурков - кандидат юридических наук.

Тэги: Дума, выборы


Увы! До них у депутатов руки Где остальные?
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

ПОСТЕПЕННО мы начинаем свыкаться с необходимостью периодического обновления власти на всех уровнях. И нас уже не удивляет, что смена власти вершится без революционных потрясений и гражданских войн. Все происходит по закону, в меру пристойно, выборным путем. Вот и сейчас мы являемся не просто свидетелями, но непосредственными участниками перевыборов депутатского корпуса нижней палаты.

Можно не сомневаться, что большинство россиян примет 19 декабря участие в голосовании. Только вот как определиться с выбором? Не думаю, что он будет основан на программных речах и заверениях партийных лидеров или независимых кандидатов. Обещаниями сейчас никого не купишь. Сегодняшний избиратель способен разобраться во многом. За годы реформ его не раз надували не только Мавроди, "Хопры-инвесты" и "Гермесы", но и сладкоречивые политики с "мандатом народного доверия" на депутатство.

Понял избиратель и значимость для успешной работы парламента слаженной команды. Если она нацелена на конструктивную работу, то через законотворческий процесс и консолидацию усилий с другими ветвями власти Дума способна существенным образом влиять на правовое обустройство жизни общества и государственное развитие в целом. Если же большинство депутатов ориентировано на политиканство, то парламент легко превращается в митинговую площадь. Избирателю от этого точно лучше жить не станет.

К сожалению, в короткой истории российского парламентаризма как раз митинговщины было более чем достаточно.

* * *

В истории Руси народное представительство во власти прослеживается со времен правления киевских князей и Великого Новгорода. Что касается возникшего в Европе двухпалатного парламента, то он пришел в Россию в начале ХХ века. В соответствии с изданным 17 октября 1905 г. Николаем II Манифестом "Об усовершенствовании государственного порядка" в 1906 г. в Российской империи была учреждена Государственная Дума как законодательно-представительный орган. Применительно к структуре парламентов европейских государств Госдума являла собою нижнюю палату. В качестве верхней палаты выступал действующий при царе с 1810 г. высший законосовещательный орган - Государственный совет.

Компетенция царя в период деятельности Думы была близка к компетенции сегодняшних президентов многих стран. Царю подчинялась исполнительная власть. Он единолично назначал министров, руководил внешней политикой, в его подчинении были вооруженные силы, он объявлял войну, был вправе вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. В перерывах между сессиями Думы царь вправе был издавать от своего имени новые законы.

Стремление либерального монарха перенести на российскую почву двухпалатный парламент вначале оборачивалось смутой в верхах власти, что понуждало царя прибегать к разгону Думы. Справедливости ради следует отметить, что и сегодня в большинстве конституций государств мира имеется норма о досрочном роспуске именно нижней палаты народных представителей, которые ради своекорыстных политических амбиций часто спекулируют на социально-экономических трудностях, создавая угрозу национальной безопасности. Яркий пример тому - наша отечественная история.

Первая Дума просуществовала с 27 апреля по 8 июля 1906 г., проведя всего одну сессию. За столь короткий промежуток времени она успела вступить в жесткую конфронтацию с исполнительной властью, вынесла резолюцию о полном недоверии правительству, потребовав его отставки. Вместо законотворческой деятельности все 72 дня своего существования Дума посвятила формулированию почти 400 запросов о незаконных действиях правительства. Не видя перспектив умиротворения народных избранников, царь распустил Думу.

Вторая Дума просуществовала чуть дольше: с 20 февраля по 2 июня 1907 г., проведя одну сессию и тратя время на баталии по процедурным вопросам, вместо того чтобы рассматривать вносимые правительством законопроекты. В результате 3 июня 1907 г. царь изменил закон о выборах и снова распустил Думу.

Лишь избранная по новому закону Третья Дума проработала положенный ей пятилетний срок (с 1 ноября 1907-го по 9 июня 1912 г.), проведя пять сессий.

Четвертая Дума начала свою законотворческую деятельность 15 ноября 1912 г. и работала до 25 февраля 1917 г., хотя формально существовала до октября 1917 г. В этой Думе слишком много времени отводили, говоря современным языком, "личностным разборкам". После поражений русской армии на фронтах в 1914 г. Дума вступила "в острейший конфликт с исполнительной властью". Царь собирался ее разогнать, но ограничился периодическими роспусками. Последний такой роспуск произошел с 16 декабря 1916-го по 14 февраля 1917 г. Вновь Дума была распущена 25 февраля 1917 г. и больше официально не собиралась.

6 (19 по новому стилю) октября 1917 года Временное правительство, где фактически верховодили большевики, окончательно распустило Думу и Госсовет в связи с подготовкой Учредительного собрания, которое должно было определить форму правления в Российской империи. Но, не получив должного для себя количественного перевеса, большевики, опираясь на обманутых солдат, матросов и люмпенизированные массы, в январе 1918 г. разогнали Учредительное собрание, узурпировав власть и развязав братоубийственную Гражданскую войну.

Так большевиками была похоронена весьма привлекательная идея русского царя о создании российского парламента европейского типа.

После 1917 г. о подлинном народоправлении не могло быть и речи. Последователи большевиков создали псевдозаконодательные карманные органы - однопалатные Советы народных депутатов, в основном лишь утверждающие одобренные высшими партинстанциями законы. Что примечательно, законы Советского государства уступали статусу постановлений ЦК КПСС, которые, будучи принятыми директивными парторганами, были обязательны для всех.

Как отмечают исследователи Фонда развития парламентаризма в России, Верховный Совет СССР, являясь высшим законодательным органом страны, за период с 1938-го по 1988 г. самостоятельно принял менее 1% действовавших в СССР законов. В основном он утверждал списком законодательные акты, утвержденные указами Президиума Верховного Совета.

Возрождение российского парламентаризма стало возможным в ходе распада СССР и утраты Коммунистической партией статуса "руководящей и направляющей" силы общества. Именно в этот момент (начало 90-х) Россия смогла приступить к полноценному государственному строительству. Пытались не отстать и союзные лидеры. Правда, делалось все это только для виду.

Так, в дополнение к однопалатному Верховному Совету СССР зачем-то был учрежден Съезд народных депутатов СССР. Внешне это смахивало на двухпалатный парламент, а по сути было пародией на него. Ибо в двухпалатном парламенте палаты независимы, формируются по разным принципам, имеют собственную компетенцию.

Учрежденный советскими лидерами съезд, состоявший более чем из двух тысяч депутатов, был не чем иным, как несуразной надстройкой все того же однопалатного советского парламента. Члены Верховного Совета являлись депутатами съезда и вместе со всеми голосовали на нем за принятые ими на Верховном Совете законы. Учитывая, что двухтысячной массой нельзя серьезно заниматься законотворчеством, съезд постепенно превращался в штамповщика заготовок Верховного Совета и его аппарата. Возможно, устроители парламентской надстройки надеялись, что общество и Запад поверят в реальность перехода Советского Союза к демократическим институтам госуправления. Но на практике работа съезда все больше походила на хорошо срежиссированную работу съезда Компартии, которым функционеры могли легко манипулировать для принятия кулуарно подготовленных решений.

Аналогичную гипертрофированную парламентскую структуру: съезд - Верховный Совет - союзные лидеры навязали и Российской Федерации. Но продержалась она недолго.

16 мая 1990 г. в Москве начал работу Первый съезд народных депутатов РСФСР, сформированный свободным волеизъявлением граждан. Принятая съездом Декларация о государственном суверенитете не оставляла союзным лидерам никаких надежд на возможность и дальше третировать Россию, по своему произволу транжирить ее богатства для укрепления коммунорежимов во всем мире.

В тот период даже российские коммунисты искали сближения с депутатами-демократами. Дело в том, что демократическое крыло депутатского корпуса хоть и было в меньшинстве, но активно выступало за государственное равноправие РФ в составе СССР, поскольку союзная власть игнорировала Россию как государственное образование. На этом фоне депутаты-партфункционеры стремились заполучить республиканскую партавтономию. Они добивались от ЦК КПСС права иметь российскую Компартию по аналогии с компартиями Украины, Узбекистана, Грузии и других союзных республик. Поэтому и заигрывали с депутатами-демократами, голосуя за демократические законопроекты, расширяющие компетенцию РФ.

Это уже потом, после распада СССР, почувствовав себя вне партконкуренции и размечтавшись о воссоздании в России прежней партдиктатуры, российские левые станут ярыми антагонистами курса реформ. В качестве главной цели коммунистами был взят курс на реванш советской власти с ее тоталитарной системой. Пропагандируя большевистский лозунг "Вся власть Советам!", коммунисты превратили Съезд народных депутатов в трибуну для борьбы с правительством страны, главой государства, провоцируя население на гражданское неповиновение.

Чтобы удержать страну от гражданской войны, президент России 21 сентября 1993 г. издал Указ #1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", которым прервал "осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов" до начала работы "нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального собрания", который и приступил к работе в 1994 г.

Так прекратил в России существование парламент советского типа. Без своей главной опоры - коммунистической системы - он был нежизнеспособен.

Принятая в декабре 1993 г. на всенародном референдуме Конституция России восстановила историю российского двухпалатного парламента. Согласно главе 5 Конституции Федеральное собрание является парламентом РФ, ее представительным и законодательным органом. Состоит парламент из двух независимых палат: верхняя палата - Совет Федерации, в который входят по два представителя каждого субъекта Федерации; нижняя палата - Государственная Дума, в которой 450 депутатов.

11 января 1994 г., то есть 77 лет спустя после прекращения работы Четвертой Думы Российской империи, состоялось первое совместное заседание вновь избранного двухпалатного парламента Российской Федерации.

Председателем первой Государственной Думы РФ (или пятой по исторической хронологии) был избран бывший народный депутат РФ, член фракции "Коммунисты России" Иван Рыбкин. Эта Дума весьма плодотворно проработала положенный двухгодичный срок.

Состав нынешней Госдумы был избран в декабре 1995 г. и отработал полный конституционный срок - четыре года. В немалой степени именно отношение к нему будет определять выбор россиян 19 декабря. А претензий к Думе, в которой председательствовал также коммунист - Геннадий Селезнев, у избирателей предостаточно.

Спикеру не удалось справиться с непростой задачей: удержать Думу от чрезмерной политизации.

В итоге коэффициент полезного действия "селезневской" Госдумы составляет менее 13%, а по количеству принятых новых законов - около 4-5%.

Многие принятые Думой законы отклонялись либо Советом Федерации, либо президентом. По состоянию на конец ноября 1999 г. общее количество таких законов составило почти 42%.

Анализ же принятых Думой законов показывает, что многие из них финансово не обеспечены, а значит, обречены на неисполнение.

Не исключено, что столь недоброкачественное законотворчество обусловлено отсутствием должной проработки законопроектов в думских комитетах. Только вот откуда им взять на это время? Вспомним только трехдневные майские дебаты по досрочному отрешению от должности главы государства. Три дня думцы упражнялись перед телекамерами в "плетении словес", пытаясь обвинить президента в совершении государственных преступлений. Затея провалилась на глазах всей страны.

В этом же ряду думского политиканства неоднократные попытки левых по перекройке Конституции России.

Настораживает и то обстоятельство, что абсолютное большинство законов "селезневской" Госдумы составляют такие, которые переделывают действующие законы, т.е. дополняют или изменяют их суть.

Как бы там ни было, ясно, что превращение Думы в орган политической борьбы причиняет явный ущерб правовому обустройству России. На протяжении четырех лет президент в своих посланиях парламенту обращал внимание на необходимость скорейшего принятия таких важных законов, как:

- Земельный кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс государственной службы;

- новую редакцию закона "О чрезвычайном положении";

- законов, направленных на укрепление вертикали исполнительной власти и повышение ответственности руководителей субъектов РФ, и т.д.

Увы! До них у депутатов руки так и не дошли. Зато уйма времени тратилась на разработку и многоразовое обсуждение явно курьезных либо мало чем мотивированных законопроектов.

Но верхом депутатской бестактности по отношению к нам, избирателям, явилось принятие "селезневцами" решения о возможности передоверия своего голоса. Депутаты освободили себя от обязательного личного участия в нудных дебатах при постатейном обсуждении законопроектов. А ведь ради этого мы и избираем их в парламент! О какой легитимности подобного законотворчества и качестве законов можно говорить? (Возможно, новая Дума начнет с изменения и дополнения поспешно принятых предыдущими составами думцев законов.)

Обходится же нам подобное законотворение недешево. Если исходить из годовой суммы расходов федеральных средств на Госдуму (более 820 млн.руб.), то каждый вступивший в силу закон обошелся налогоплательщикам примерно в 4 млн.руб.

Вот и получается, что избирателям надо хорошо подумать, придя на избирательный участок.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выборы в Мосгордуму: соперничество почти в каждом округе

Выборы в Мосгордуму: соперничество почти в каждом округе

Татьяна Попова

Избирательная кампания в столице идет полным ходом

0
224
На пороге выбора. Эксперты оценили политические перспективы страны

На пороге выбора. Эксперты оценили политические перспективы страны

Татьяна Попова

0
437
Памфилова не справляется  с Петербургом

Памфилова не справляется с Петербургом

Иван Родин

Горизбирком настаивает на сохранении дополнительных участков в Ленинградской и Псковской областях

0
1290
Для экспертов ужесточат уголовную ответственность

Для экспертов ужесточат уголовную ответственность

Екатерина Трифонова

В Госдуме обратили внимание на дела, возбужденные после заведомо ложных заключений

0
1003

Другие новости

Загрузка...
24smi.org