0
3597
Газета Идеи и люди Печатная версия

19.06.2001

Ваххабиты в России побеждают умеренных мусульман?

Тэги: экстремизм, ваххабизм, ислам, религия, террор


ВО ВРЕМЯ посещения президентом РФ Владимиром Путиным уфимской мечети Ля-Ля-Тюльпан 10 июня 2001 г. председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин заявил: "Мы не хотим, чтобы у нас в стране были ваххабиты и те, кто из чужих стран нас хочет учить". Он отметил, что у нас "испокон веков православие и ислам шли вместе, в течение 300 лет в России они были основой государства". У Талгата Таджуддина была плодотворная 45-минутная встреча с президентом, однако вопрос о том, почему и при чьей поддержке ваххабиты в России усиливают свое влияние, так и не был поставлен ребром.

ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН

Талгат Таджуддин, занимающий пост главы ЦДУМ (Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ) с 1980 г., - не единственный исламский лидер в РФ. Из 3048 мусульманских общин верховному муфтию подчиняются 1859, то есть более половины.

Остальные мусульманские общины в большинстве своем входят в Совет муфтиев России (СМР) во главе с Равилем Гайнутдином. Ядром СМР и единственной структурой, полностью подконтрольной его председателю - муфтию Равилю Гайнутдину, является Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР), в составе которого значится порядка 150 общин.

Среди союзников ДУМЕР и активных членов СМР - ДУМ Башкортостана муфтия Нурмухаммада Нигматуллина (150 общин), ДУМ Поволжья имама Мукаддаса Бибарсова (27 общин, 25 из них в Саратовской области), Бугурусланский муфтият Исмаила Шангареева (20 общин), ДУМ Ульяновской области Тагира Шангареева (5 общин).

Созданное в феврале 1998 г. по личной инициативе Минтимера Шаймиева ДУМ Республики Татарстан во главе с муфтием Гусманом Исхаковым (контролирует большую часть из 900 общин Татарстана), несмотря на враждебность к ЦДУМ, до сих пор не вошло в СМР.

Координационный центр духовных управлений мусульман Северного Кавказа (КЦДУМСК) во главе с муфтием Ингушетии Магомедом Албогачиевым формально является коллективным членом СМР, но фактически это автономная организация, не подчиняющаяся никому. В качестве почетного члена КЦДУМСК входит и в Высший религиозный совет народов Кавказа (ВРСНК), возглавляемый председателем ДУМ Закавказья шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде. Почетное членство в ВРСНК и СМР позволяет северокавказским мусульманам пользоваться информационным и властным ресурсом этих организаций. Входя в Совет муфтиев России, муфтии Северного Кавказа в то же время благожелательно относятся к ЦДУМ и не подписали ни одного обращения, направленного против Таджуддина.

Часть ДУМов (ДУМ Тюменской области, альтернативный ДУМ Татарстана, национальные ДУМы Дагестана и Карачаево-Черкесии) не состоят ни в одном из существующих блоков.

Некоторые общины, не выходя из юрисдикции Таджуддина, вошли и в структуры Гайнутдина, так как у последнего больше финансовый, властный и медийный ресурс.

РАСКОЛ В РОССИЙСКОМ ИСЛАМЕ

Первая попытка создать альтернативную ЦДУМ организацию была предпринята в 1992 г. татарским муфтием Габдуллой Галиуллой (именно с ним муфтий Татарстана Гусман Исхаков ездил в Саудовскую Аравию). К 1996 г. созданный им Высший координационный совет духовных управлений мусульман России (ВКС ДУМР) покинули последние заметные коллективные члены, а ВКС возглавил Нафигулла Аширов (сопредседатель Совета муфтиев во главе с Гайнутдином с 1998 г.). Аширов в 1990 г. прошел обучение в исламском университете имени Амира Абдель-Кадира (г. Константина, Алжир) - признанном центре исламского радикализма. По мнению некоторых мусульман, сан муфтия Аширов получил неканоническим путем. В России Аширов организовал Духовное управление мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР), объединяющее теперь, после скандального выхода из него Тюменского муфтията Галимзяна Бикмуллина, не более двух-трех десятков общин, большинство из которых не имеют ни мечетей, ни прихожан (с уверенностью можно говорить лишь о 5 реальных общинах). Многие сибирские мусульмане (преимущественно татары) относятся к ДУМАЧР с недоверием, так как опора Аширова в регионе - выходцы из Казахстана, Азербайджана и Таджикистана. Кроме того, и сам Аширов предпочитает в последнее время чаще гостить в Москве, а не в Сибири, - благо в 1999 г. депутатом Госдумы стали несколько представителей движения "Рефах" (духовным наставником которого является Аширов), в том числе и его лидер Абдул-Вахед Ниязов.

Небезынтересно, что именно Аширов оказался единственным мусульманским лидером России, кто фактически одобрил вандализм талибов, разрушивших в марте 2001 г. все буддийские, индуистские и античные памятники культуры в Афганистане. "Афганистан - моноконфессиональное государство, там живут только мусульмане, там нет буддистов, и решение, должны ли находиться в мусульманской стране памятники языческого прошлого, - внутреннее дело Афганистана. Западная истерика по поводу уничтожения афганских будд имеет исключительно политическую природу... Талибы, они политические противники, и их травят тогда, когда грехи других предпочитают не замечать", - заявил Аширов ("НГ-религии", 14.03.2001 г.).

Но самым удачливым "раскольником" оказался Равиль Гайнутдин, который в 1988 г. стал главным имам-хатыбом Московской соборной мечети. Поставив эту мечеть под свой контроль, Равиль Гайнутдин сделал ее штабом всех раскольничьих инициатив, последнюю из которых - Совет муфтиев России - сам и возглавил. Позже по его инициативе при мечети была создана "служба безопасности". На учредительном меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России 29 января 1994 г. Гайнутдин был избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР, позже переименовано в ДУМЕР). 23 февраля 1994 г. ДУМЦЕР зарегистрировано в Минюсте РФ. При ДУМЕР открылся исламский колледж с преподавателями из Саудовской Аравии и Турции. 17 января 1995 г. в Уфе съезд мусульман России и европейских стран СНГ, представляющий 2,5 тыс. мусульманских общин, лишил Гайнутдина сана и отстранил от исполнения обязанностей священнослужителя "за поддержку раскольничьих действий арабских организаций, за нарушение традиционных канонов российского ислама".

ВАХХАБИЗМ И ДРУГИЕ ТЕЧЕНИЯ ИСЛАМА

Разбираясь во внутриисламских конфликтах, нелишне вспомнить, что в суннитском исламе есть четыре правовые школы (мазхаба). В России распространены два мазхаба: ханафитский - на всей территории РФ, кроме Дагестана и Чечни, и шафиитский, который исповедуют в Чечне и Дагестане. При этом традиционно отсутствовал ханбалитский мазхаб, ответвлением которого является ваххабизм. Ваххабизм - официальную государственную идеологию Саудовской Аравии - большинство российских мусульман считают ересью, отрицающей любые национальные особенности и мистические школы в исламе, проповедующей формализм в обрядах, нетерпимость и экспансионизм. Однако Равиль Гайнутдин придерживается другого мнения: "ваххабизм - это официальная идеология Саудовской Аравии, где нет ни терроризма, ни экстремизма, которые основывались бы на ваххабизме. Ваххабизм основан на учении Корана и Сунны Пророка. А учение ислама против любого терроризма и насилия, требует любить ближнего, распространять мир и любовь между народами. Принятие в России какого-либо закона о запрете ваххабизма будет означать ущемление прав и конституционных свобод наших граждан-мусульман. Не наступит ли для мусульман 37-й год, когда сосед или оппонент любого человека заявит, что тот или иной верующий является ваххабитом и его нужно судить?" ("НГ-религии", 29.11.2000). То, что в Саудовской Аравии (где почти 100% населения - ваххабиты) нет терроризма, не может служить доказательством миролюбия этого радикального течения в исламе - не будут же его сторонники убивать сами себя.

Равиль Гайнутдин не только пытается обелить ваххабитов, но и прямо признает свое сотрудничество с ними: "В начале 90-х годов несколько сот наших молодых людей поехали в институты и университеты Королевства Саудовской Аравии. Потому что Королевство Саудовской Аравии оплачивало все расходы пребывания наших студентов в своих исламских высших учебных заведениях. Ни одна другая страна исламского мира не смогла принять столько абитуриентов в свои исламские центры. Королевство Саудовской Аравии благодаря тому, что мы обращались в Министерство исламских дел с соответствующими просьбами, приняло наших студентов и подготовило их".

Более того, Гайнутдин признает тот факт, что на обучение в ваххабитское государство были посланы совсем молодые мусульмане с еще не сформировавшимися взглядами: "В начале 90-х подростков 12-14 лет направляли на учебу в исламские учебные заведения Турции, Саудовской Аравии, Кувейта" ("НГ-религии", 29.11.2000).

Необходимо отметить, что ваххабитские преподаватели приезжают из Саудовской Аравии не только в Москву. Практически во всех крупных местных общинах, подчиняющихся Равилю Гайнутдину, организуются подобные колледжи с преподавателями из Саудовской Аравии. Недавно заместитель ульяновского муфтия Тагира Шангареева говорил, что и в Ульяновске был организован "татарско-арабский колледж, в котором читали лекции преподаватели из Саудовской Аравии, Иордании, Туниса, Алжира и Египта" ("НГ-религии", 31.01.01).

Да и другие муфтии, подчиненные Гайнутдину, не слишком открещиваются от учения Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба. Так, заместитель муфтия Пензенской области (ДУМЕР) Абдуррауф Забиров в интервью "НГ" прямо признался, что читал книгу Ваххаба и "не нашел в ней ничего плохого".

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИСЛАМСКИХ ЛИДЕРОВ С ВЛАСТЯМИ

Поразительна в свете этого позиция российских властей. С 1991 г., когда Талгат Таджуддин заодно со светскими лидерами мусульманских республик заявил о лояльности к ГКЧП, у Равиля Гайнутдина сложились отличные отношения с администрацией президента и московской мэрией. С тех пор Гайнутдин неизменно получал поддержку властей во всех своих начинаниях. С 1996 г. хорошие отношения с Кремлем наладил и другой активист СМР Абдул-Вахед Ниязов (в документе, который был обнаружен Коржаковым после обыска в ельцинском штабе и датирован 17 мая 1996 г., одна из статей расходов на избирательную кампанию гласит: "Союз мусульман России. Исламский культурный центр (Ниязов). 650 млн. р. Утверждено"). С тех пор на все сколько-нибудь заметные мероприятия, проводимые кремлевской администрацией, приглашаются исключительно Гайнутдин, Ниязов, иногда Аширов. Приглашения же Талгату Таджуддину блокируются.

О политической ориентации Ниязова свидетельствуют и его встреча с Джохаром Дудаевым, и тот факт, что в 1996 г. Ниязов уступает лидерство в своем Союзе мусульман России Надиру Хачилаеву, с которого в 1998 г. была снята депутатская неприкосновенность в связи с обвинением в попытке свержения законной власти в Дагестане и захвата здания Госсовета республики. Хачилаев организовал турне по России лидера экстремистской организации "Нация ислама" Луи Фаррахана (которого в США называют "антисемитом" и "фашистом"), а в 1999 г. был участником обороны ваххабитского селения Карамахи.

СКОЛЬКО В РОССИИ МУСУЛЬМАН?

Бездействие властей не оборачивается спокойствием и бездействием сторонников Гайнутдина, которые все больше чувствуют себя хозяевами России. 24 апреля 2001 г. Равиль Гайнутдин торжественно заявил: "Сегодня сбылось то, что сто лет назад казалось мечтой, - России суждено стать одной из крупнейших мусульманских стран, что никак не умаляет ее значения как великой христианской державы". По словам главы ДУМЕР, в Москве проживает от полутора до двух миллионов мусульман, что делает столицу крупнейшим исламским городом в России: "Москва может называться основным мусульманским духовным центром всероссийского масштаба". Во всей же России насчитывается, полагает он, 20 млн. мусульман; некоторые деятели ДУМЕР заявляют даже, что в России каждый пятый житель - мусульманин (то есть мусульман 29 млн.!). Стоит ли говорить, что эти "данные" не подтверждаются ничем, кроме фантазий некоторых исламских радикалов. В ходе опросов фонда "Общественное мнение" назвали себя мусульманами 4,2% россиян и 2,9% москвичей в июне 2000 г. и 5% россиян и 2% москвичей в апреле 2001 г. (К началу 2001 г. в РФ постоянно проживали 145 млн. человек, в том числе в Москве - 8,4 млн.) По итогам опросов службы Мониторинг.ру, в декабре 2000 г. верующими считали себя 55% россиян, из них 91% - православные и только 5% - мусульмане. Согласно опросу РОМИР (сентябрь 1999 г.) мусульманами называют себя 4,2% россиян, а по данным опроса Института социально-политических исследований РАН (ноябрь 1999 г.) мусульмане составили 6% россиян. Даже с учетом того, что удельный вес мусульманских регионов в выборке некоторых социологических организаций немного меньше, чем доля мусульман в населении РФ, численность граждан РФ, считающих себя мусульманами, составит 7-9 млн., из них в Москве, включая временно проживающих, 200 тыс.

По переписи 1989 г. этнические мусульмане составляли в России 11,83 млн. человек, а в 1999 г., по расчетам, проделанным демографами под руководством Анатолия Вишневского на основе данных Госкомстата о естественном приросте и миграциях, - 13,17 млн. или 9% населения. Вряд ли надо пояснять, что ислам исповедуют не все этнические мусульмане, так же как и православие исповедуют не все русские. По данным опроса татар, живущих в Татарстане, в 1996 г. из них считали себя мусульманами 60% горожан и 88% селян. А в ходе опроса 1999 г. в Татарстане назвали себя верующими 77% татар (из них 7% - православные). Если учесть, что доля приверженцев ислама среди этнических мусульман в русских областях ниже, чем в республиках, а по всей России не наберется и тысячи русских, исповедующих ислам, то станет ясно, что реальные мусульмане составляют примерно 6% населения РФ (8-9 млн. человек).

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ

Из числа россиян, относящих себя к мусульманам, значительная часть не посещает мечеть даже один раз в год (в русских областях большинство называющих себя мусульманами не посещает мечеть ни разу в год; в Москве из 200 тыс. мусульман еженедельно посещают мечеть 5-10 тыс. человек, в Ростовской области - 3 тыс. из 50 тыс.). Большинство российских мусульман не слишком религиозны; даже в Дагестане был случай, когда молодого имама-фанатика, закрывшего в ауле винный магазин, мужчины заставили вновь открыть его. Однако у российских мусульман нет иммунитета против ваххабизма и других форм исламского экстремизма. Большинство мусульман - довольно аморфная масса, как и большинство православных. Ваххабиты же представляют собой самую активную и целенаправленную группу мусульман в России. Кроме того, сторонники ваххабитов и лояльные к ним деятели СМР фактически выиграли информационную войну у умеренных мусульман Таджуддина (Талгат Таджуддин всегда демонстрировал свою лояльность к России и православию и даже говорил, что мусульманин может праздновать Рождество Христово, когда родился упоминаемый в Коране пророк Иса). Мусульманские телепередачи и на канале РТР (15-минутная "Тысяча и одна ночь" в 8.30 в пятницу), и на канале "Культура" (10-минутная "Все суры Корана" в 17.30 в среду) фактически принадлежат сторонникам Гайнутдина, причем наиболее радикальным из них. В российском исламе при попустительстве и даже содействии российских властей, которые не отдают себе в этом отчета, сложилась такая ситуация, что противником ваххабизма быть невыгодно, а иногда даже опасно. Сейчас не только явные, но даже и тайные ваххабиты находятся в меньшинстве. Но если через несколько лет ситуация в руководстве страной изменится и наступит период политической нестабильности, то организованное, богатое и целеустремленное ваххабитское меньшинство может прийти к власти во многих национальных республиках, которые сейчас входят в состав РФ. Конечно, это маловероятно, но если такое произойдет, то ваххабиты, безусловно, поставят перед собой цель захватить всю Россию. Они уже сейчас не скрывают, что стремятся к исламизации России и русских. (Правда, добровольная исламизация идет безуспешно: пока в ислам перешел только бывший лидер христианских демократов Вячеслав Полосин.) Нет никакого сомнения, что следующей их целью можете стать мировое господство.

Предотвратить столь чудовищное развитие событий могут сейчас только президент России и его администрация, если они, наконец, поймут, что невозможно бороться с ваххабизмом в Чечне и культивировать его в Москве, и перестанут поддерживать Гайнутдина. Бросается в глаза разница между структурами Таджуддина и Гайнутдина: число сторонников у каждого из них примерно одно и то же, но у второго твердых сторонников в 10 раз меньше. Если Гайнутдин лишится властных, финансовых и медиа-ресурсов, которыми он сейчас обладает, то и идущих за ним людей станет на порядок меньше.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На родине ваххабизма тепло отнеслись к еврею в саудовской одежде

На родине ваххабизма тепло отнеслись к еврею в саудовской одежде

Артур Приймак

Посетивший мечеть Пророка в Медине израильтянин призывает к миру на всем Ближнем Востоке

2
1177
Миграционные потоки слабо контролируются

Миграционные потоки слабо контролируются

Екатерина Трифонова

Гастарбайтерам обещают хорошие условия труда в обмен на отказ от радикальных настроений

0
957
Петит

Петит

Дмитрий Мониава

0
166
В Тбилиси нейтрализована террористическая группа

В Тбилиси нейтрализована террористическая группа

Юрий Рокс

Осада и штурм жилого дома в грузинской столице продолжались почти сутки

0
3504

Другие новости

Загрузка...
24smi.org