0
9036
Газета Идеи и люди Печатная версия

29.09.2001

Ислам в неисламском мире

Тэги: мусульмане, ислам

После терактов, совершенных в США, почти все государственные и общественные лидеры мусульман в мире заявили, что осуждают их, многие одобряют и нанесение бомбовых ударов по талибам, однако рядовые мусульмане в большинстве своем если не рады горю американцев, то, во всяком случае, выступают категорически против акций возмездия. По данным опроса, проведенного в Эр-Рияде Центром стратегических исследований, 95% граждан Саудовской Аравии (а ваххабиты составляют, согласно разным оценкам, от 50 до 95% населения страны) настроены против военной операции США в отношении Афганистана или любого другого исламского государства. Только 5% считают, что США и их союзники действуют правильно, те же 5% уверены, что арабским и исламским странам необходимо присоединиться к возглавляемой США антитеррористической коалиции. В Пакистане 62% жителей не поддерживают проамериканскую политику своего правительства. А в Палестине доля тех, кто выступает за войну с Израилем, выросла с 70 до 84,6% (то есть теракты вдохновили большинство палестинцев, не скрывавших своей радости). У мусульман, живущих в Европе, картина вряд ли диаметрально противоположная: ведь почти все они выходцы из мусульманских стран.

БОЛЬШИНСТВЕ европейских и других развитых государств имеются значительные группы мусульман и мусульманские организации, характеристике которых и посвящена эта статья, основанная на данных статистики. Статистические данные - объективный источник информации о любом социальном явлении. Поэтому некоторые религиозные организации (особенно этим прославились мусульмане и сайентологи) стараются завысить количество своих приверженцев, чтобы придать себе дополнительный вес. В США в 2000 г., по данным Исламского общества Северной Америки (ИОСА), было 7 млн. мусульман, а по данным Исламского верховного совета Америки - даже 15 млн., в то время как социологические опросы показывают от 2 до 5 млн. В Великобритании в конце 90-х гг., по объективным данным, было 1,5 млн. мусульман, а по заявлениям некоторых исламских организаций - 4-5 млн. Во Франции, согласно социологическим исследованиям, в 2000 г. ислам исповедовали 2,5 млн. человек, по заявлениям некоторых мусульман - 6-7 млн. В РФ, по данным всех проведенных социологических исследований, мусульманами считают себя 4-9 млн. жителей (православными - 70-100 млн.), тогда как по словам Талгата Таджутдина - 15 млн., Равиля Гайнутдина - 20 млн., Гейдара Джемаля - 30 млн. Чем радикальнее исламский деятель, тем более неадекватную цифру он называет.

США

По данным крупнейшего американского специалиста в области религиозной статистики Дэвида Баррета, в 1900 г. в США жили 10 тыс. мусульман, в 1970 г. - 800 тыс. (из них 200 тыс. афроамериканцев), в 2000 г. - 4,1 млн. (в том числе 1,7 млн. афроамериканцев). Самый большой и всесторонний опрос - Национальный опрос религиозной идентификации (113 тыс. респондентов) - был проведен в 1990 г. учеными из академии Нью-Йоркского университета во главе с Барри Косминым и Сеймуром Лачманом: доля мусульман в населении США составила 0,30%, причем выше среднего она оказалась в штатах Нью-Йорк (0,8%), Калифорния, Нью-Джерси, Вашингтон (по 0,6%); Иллинойс, Массачусетс, Огайо, Род-Айленд (по 0,4%).

В 1980-1996 гг., как утверждает Бюро переписи, в США приехали 234,2 тыс. жителей Ирана, 131,8 тыс. - Пакистана, 71,5 тыс. - Ливана, 57,6 тыс. - Иордании, 50,6 тыс. - Бангладеш, 46,4 тыс. - Ирака, 40,2 тыс. - Афганистана, 37,2 тыс. - Сирии, 36,6 тыс. - Турции, 40-50 тыс. - исламских республик бывшего СССР. Мусульманами являются примерно половина из 59,3 тыс. приехавших на постоянное жительство в США египтян (остальные - копты-христиане), примерно четверть из 498,2 тыс. жителей Индии, а также значительная часть из 73,2 тыс. нигерийцев и 59,2 тыс. эфиопов.

По данным газеты "Лос-Анджелес таймс", в 2000 г. 42% мусульман составляли черные мусульмане, 25% - выходцы из Индии, Пакистана и Юго-Восточной Азии; кроме того, по другим данным, 17% американских мусульман составляют арабы и 8% - персы. В США 1500 мечетей, а количество мусульманских школ, согласно ИОСА, возросло с 49 в 1989 г. до 120 в 1996 г.

Наиболее активная группа сегодняшних американских мусульман - черные мусульмане. Фактически это не мусульмане в традиционном смысле, а черные расисты, переделавшие ислам под свою идеологию (Бог создал сначала черных, которые являются высшей расой, Христос и Мухаммед были черными и т.д.). Лишь небольшая группа - "черные ханафиты" - относится к традиционным мусульманам-суннитам. Хотя черный ислам в США появился еще в 1913 г. в лице организации Мавро-американский научный храм (число приверженцев его по сей день составляет около 100 тыс. человек), но до 80-х гг. он не имел широкого распространения. В 1931 г. Али Мухаммедом была основана "Нация ислама", но число ее приверженцев вплоть до середины 80-х гг. не превышало 100-150 тыс. Черный ислам стал фактором американской общественной жизни только после того, как "Нацию ислама" возглавил Луис Фаррахан. Принятие ислама стало для афроамериканцев не просто переходом из одной религии в другую, а в первую очередь протестом против американского общества и власти. Важнейшим элементом идеологии черных мусульман является антисемитизм: составляющие их большую часть сторонники Фаррахана приводят множество фактов, свидетельствующих об активном участии евреев в работорговле.

Основную пропаганду Фаррахан развернул среди заключенных: в последнее время в тюрьмах принимают ислам 35 тыс. негров в год (негры составляют до 90% заключенных в США), а, как указывает газета "Индиан экспресс", 30% американских мусульман (и большая часть черных мусульман) находятся в тюрьмах. К 1995 г. Фаррахану удалось обратить в ислам 5% афроамериканцев, но к 2000 г. эта доля не увеличилась - наметился некоторый спад интереса негров к исламу. В конце 90-х гг. среди афроамериканцев баптистов было 56%, методистов - 14%, пятидесятников - 18%, мусульман - 5%, католиков - 2,5%, иудеев - 0,5%, неверующих - 4%. В 60-х гг. 2/3 афроамериканцев составляли баптисты и 1/4 - методисты, а изменения в религиозной принадлежности черных произошли не из-за успехов черного ислама, а из-за привлекательности для негров пятидесятничества. Полным провалом закончился план Фаррахана по привлечению негров на сторону Республиканской партии: 90% афроамериканцев в 2000 г. по-прежнему отдали голоса кандидату демократов, а за Буша проголосовали лишь 8% (да и среди мусульман, отдавших Гору лишь четверть своих голосов, Буша поддержали не более половины, а каждый четвертый проголосовал за кандидата "зеленых" ливанца Надера, несмотря на призывы "Нации ислама" не распылять голоса).

В 1980 г. в среде черных мусульман возникла террористическая организация "Джамаат ул-Фукра" (она же "Совет джихада в Северной Америке"). Со временем она распространила влияние на Пакистан, где тесно сблизилась с пакистанской разведкой. Организация создает изолированные поселения в сельской местности, чтобы практиковаться в вере и уберечься от влияния западной культуры. В США и Канаде немало таких поселений. Ныне центр "Джамаат ул-Фукра" находится в Лахоре (Пакистан), американская штаб-квартира - в Нью-Йорке. Осуществляла теракты в Аризоне, Колорадо, Нью-Йорке, Пенсильвании, Канады, Кашмире, в США предпринимала вооруженные нападения и взрывы против умеренных мусульман, кришнаитов, индусов, иудеев. В своих рядах насчитывает 300 боевиков и 3000 сторонников.

Первой организацией, пытавшейся объединить всех мусульман, стала основанная в июне 1952 г. штате Айова "Федерация исламских ассоциаций в США и Канаде", контактирующая с просаудовскими Всемирной исламской лигой и Всемирным исламским конгрессом и имеющая представительство при ООН. 1 января 1963 г. на конференции в Иллинойсском университете была основана Мусульманская студенческая ассоциация США и Канады, входящая в Международную исламскую федерацию студенческих организаций. В 1972 г. в Вашингтоне основана и Исламская партия. Активно действуют в США просаудовские фонды "Тайба" и "Ар-Рахма", известные наряду с участием в строительстве мечетей финансированием террористов.

Шейх Хишам Мухаммад Каббани создал в США три крупные организации: Исламский верховный совет Америки (ИВСА), Американская мусульманская помощь (АМА), "Фонд Хаккани". Они активно участвуют в акциях по возрождению ислама в СНГ, поддерживают суфийский орден "Накшбандия" и являются основными каналами переправки финансов из США в Чечню. В 1998 г. ИВСА пригласил Масхадова в США, в феврале 2000 г. принял министра иностранных дел Ичкерии. В начале 2000 г. представители AMA по приглашению Масхадова посетили Чечню. В феврале-марте 2001 г. AMA перечислила средства зарегистрированной в РФ Международной ассоциации социальной поддержки граждан для помощи чеченским беженцам в Ингушетии. Кроме того, в США действуют не менее 24 организаций, финансирующих чеченских боевиков. Часть этих организаций связана с ЦРУ, в том числе Совет по американо-исламским отношениям (имеет 12 отделений в крупнейших городах США и Канады).

ГЕРМАНИЯ

По данным Центрального института истории ислама (ZIA), в 2000 г. общее число мусульман в Германии составило 3040 тыс. (3,7% населения; возможно, это завышенные данные: согласно "Британнике", в 1995 г. их было 2,1%), в том числе мусульмане-сунниты - 2187,1 тыс. (в основном турки), алевиты (либеральное направление в шиизме) - 340 тыс., иранские и турецкие шииты - 170 тыс., приверженцы "Аль-ахмадийи" (смесь ислама с индуизмом и христианством) - 22 тыс. (пакистанцы), суфизма - 10 тыс., исмаилиты - 1,2 тыс. Из 3 млн. мусульман в 2000 г. (по переписи 1970 г., мусульман было 0,9 млн.) немецкое гражданство имели 310 тыс., в том числе 10,9 тыс. - немецкого происхождения (перешедшие из христианства или выходцы из таких семей).

Большинство мусульман вообще не посещают мечети и молельные дома, хотя число мечетей растет: в 1997 г. их было 26, а к началу 2000 г. - 66, кроме того, постоянно действуют более 2,2 тыс. молельных домов. Крупнейшими объединениями мечетей являются Турецко-исламский союз религиозных учреждений (объединявший, согласно его собственным заявлениям, 110 тыс. верующих в 1996 г.), "Милли герюс" (27 тыс.), Союз исламских культурных центров (20 тыс.), Турецко-исламский союз (11 тыс.), общество "Джамаат ун-Нур" (5-6 тыс.). Всего в Германии более 50 мусульманских организаций. Самые большие из них - "Союз исламских организаций Европы" и "Исламское общество Франкфурта". В стране действуют отделение "Исламской помощи", "Американская мусульманская община в Европе" (создана американскими военнослужащими-мусульманами, расположена во Франкфурте-на-Майне), близкие к панисламистской организации "Братья-мусульмане" (финансируемой Саудовской Аравией и др.), "Общество Ханс" (Мюнхен), Исламский центр (Аахен), "Объединенная организация студентов-мусульман в Европе" (Брауншвейг). Уровень ксенофобии в Германии средний для Европы: по данным "Евробарометра", в 1997 г. 34% испытывали сильную неприязнь к инородцам и иноземцам.

БЕЛЬГИЯ

По данным энциклопедии "Британника", в 1995 г. в стране проживало 250 тыс. мусульман (в начале 70-х гг. - 60 тыс.). Бельгия занимает первое место в Европе по уровню ксенофобии: как указывает "Евробарометр", 55% испытывают ее в сильной степени и лишь 19% не испытывают вообще. В стране действуют Генеральное собрание мусульман Бельгии, отделение "Исламской помощи", а также организация под говорящим названием "Мусульманские экстремисты", которая взяла на себя ответственность за убийство служителей мечети в Брюсселе в 1984 г. (из-за осуждения ими фундаментализма) и президента Координационного комитета евреев в Бельгии Ж.Вибрана в 1989 г.

БОЛГАРИЯ

Если в 1900 г. мусульмане составляли 17,2% населения страны, то в 1992 г. - лишь 7% (а от числа верующих - 13,1%). Это сокращение вызвано сокращением числа верующих, а также проводившейся в первой половине XX века политикой христианизации "помаков" (болгар, принявших ислам под давлением турецких оккупантов) и славянизации (замены тюркских имен на славянские) турок во второй половине минувшего столетия, а также выездом турок на историческую родину.

С 1997 г. введено преподавание Закона Божьего в болгарских школах, а с 20 марта 2000 г. - еженедельное 35-минутное факультативное преподавание основ ислама в общеобразовательных школах 22 населенных пунктов юга и северо-востока страны, где турецкий язык преподается также факультативно. В парламенте Болгарии 13 депутатов-турок являются членами Движения за права и свободы, отстаивающего интересы мусульман.

В Болгарии легально действует организация "Исламская помощь", а нелегально - Турецкая демократическая партия, заявляющая о готовности к вооруженной борьбе за свободу турецкого меньшинства, и "Братья-мусульмане".

В конце марта 2000 г. в Болгарии разгорелся скандал: в интервью софийской газете "Стандарт" председатель фонда "Верный путь болгарских граждан турецкого происхождения" Ашим Хаджиасан предупредил о растущем влиянии ваххабитов в Болгарии, заявив, что проводником их интересов в стране является главный муфтий Мустафа Алиш Ходжа. Хаджиасан выступил с утверждением, что иорданец Абдул-Рахман Тахан, который считается правой рукой Усамы бен Ладена на Балканах, финансировал выборы нового главного муфтия, дав "семизначную сумму в долларах" местным турецким лидерам, поддержавшим его протеже. В результате, по словам Хаджиасана, простой имам, имеющий за плечами лишь несколько лет обучения в одной из иорданских школ бен Ладена, стал духовным лидером болгарских мусульман.

В июле 2001 г. впервые в состав болгарского правительства были включены мусульмане, занявшие посты министра сельского хозяйства и министра по чрезвычайным ситуациям, а также помощников министров финансов, экономики, строительства, окружающей среды и обороны.

ФРАНЦИЯ

Как рассказала нам московский корреспондент газеты "Монд" Мари Пьерр Сюбтил, в 50-е гг. во Франции не хватало рабочих на автомобильных заводах, поэтому правительство санкционировало въезд в страну рабочих из Алжира, Марокко, Туниса, Турции, Сенегала, Мали и Ливана, но без семей. В 70-е гг. им было разрешено привезти свои семьи, после чего приехали во Францию не только жены и дети рабочих, но и другие родственники. Французское население относится к мусульманам хуже, чем к неграм-христианам, отметила корреспондент "Монд".

Сильные ксенофобские настроения французов подтверждаются и опросами "Евробарометра": 48% испытывают сильную или очень сильную неприязнь к людям другой религии, расы, культуры и только 25% совершенно не испытывают подобной неприязни. 69% французов считают, что уже достигнут допустимый предел допуска инокультурных иностранцев в страну. По данным МВД Франции, количество выходцев из мусульманских стран выросло с 2 млн. в 1978 г. до 4,5 млн. в 2000 г. (из них 0,5 млн. имеют французское гражданство), однако не все из них являются мусульманами. Согласно опросам, в 1997 г. исповедовали ислам 5,5% жителей Франции, а в 2000 г. - 4,3% (2,5 млн.). Большинство мусульман вообще не посещают мечети. По данным отдела религий МВД, в 1997 г. 1621 мечеть и молитвенный зал посетили 150 тыс. человек. В стране насчитывается 900 имамов.

Самые крупные организации мусульман во Франции - Соборная парижская мечеть, "Федерация исламских организаций Франции" и "Национальная федерация мусульман Франции", Центр связей "Ислам - Запад". Соборная парижская мечеть построена сразу после первой мировой войны в благодарность алжирцам, воевавшим во французской армии, и до сих пор финансируется Алжиром. В 1979 г. в Париже открылось отделение "Мирового исламского единства", финансируемого Саудовской Аравией (тогда король Саудовской Аравии во время визита в Париж объявил о выделении этой организации 26 млн. долл.). В 1981 г. при поддержке Саудовской Аравии учреждено "Исламское единство", называющееся сейчас "Федерацией исламских организаций" и включающее до 150 организаций, в основном фундаменталистских. В 1985 г. основана "Национальная федерация мусульман Франции", объединяющая в настоящее время до 140 организаций и финансируемая Марокко. В стране функционирует также отделение "Исламской помощи".

НИДЕРЛАНДЫ

По данным государственного учета, в 1997 г. мусульмане составляли 4,3% населения (670 тыс. человек; в начале 70-х гг. - чуть более 100 тыс.). В стране действует отделение "Исламской помощи", а в Гааге - организация "Пан тюрк", являющая, как считают западные спецслужбы, филиалом турецкой организации "Серые волки". В январе 2000 г. госсекретарь министерства образования Аделмунд и Либеральная коалиционная партия выразили озабоченность отсутствием в исламских школах целостной системы обучения и тем, что в этих школах ученикам не прививается толерантность и уважение к законам Нидерландов, а зачастую пропагандируется фундаментализм. По закону исламские школы, как и все другие учебные заведения в Нидерландах, обязаны воспитывать учеников в духе терпимости и восприятия "других культурных, ментальных и религиозных ценностей". Согласно данным "Евробарометра", 31% населения испытывают сильную неприязнь к людям иной религии и культуры, а полностью свободны от ксенофобии 24%.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

По данным на 1997 г., из 1,5 млн. британских мусульман 610 тыс. - выходцы из Пакистана, 200 тыс. - Бангладеш, 160 тыс. - Индии, 350 тыс. - с Ближнего Востока и из Африки, 180 тыс. - из остальных стран (включая Нигерию и Малайзию). Численность мусульман в Англии ежегодно увеличивается на 30 тыс. человек. В английском парламенте четыре мусульманина: три члена Палаты лордов и один - Палаты общин. Как заявил в феврале 2001 г. лорд-мусульманин Назир Ахмад, в местных парламентских структурах Великобритании работают 160 мусульман, в стране насчитывается 2 млн. мусульман, 2 тыс. мечетей и молельных домов, 80 медресе. По статистике "Евробарометра", 32% британцев испытывают сильную неприязнь к людям иной религии и культуры и 35% не испытывают подобных чувств вовсе.

Главный английский муфтий Абу Хамза после начала войны в Чечне объявил России джихад и открыто заявил, что готовит добровольцев к отправке в Чечню, в Иран, Пакистан и Афганистан. В феврале 2001 г. английский парламент принял новый закон по борьбе с терроризмом, внесенным министром внутренних дел. В законе имеется список из 21 террористической организации, в том числе 14 мусульманских. Председатель Исламского комитета по правам человека Великобритании Масуд Шаджара заявил, что "нет никаких оснований считать движения, которые оказывают сопротивление индусам и евреям, захватившим территории мусульман, террористическими". В то же время Шаджара не уточнил, будут ли эти организации "оказывать сопротивление" христианам, если христианские государства, например, начнут бомбить Афганистан.

В Лондоне находится штаб-квартира Исламского совета Европы, созданного по решению Организации Исламская конференция (Саудовская Аравия) в мае 1973 г. В Бирмингеме в 1984 г. основана организация "Исламская помощь", возглавляемая Гани Аль-Бани, отец которого был казнен за участие в покушении на президента Египта Насера. По данным СВР РФ, "Исламская помощь" контролируется и финансируется спецслужбами Великобритании и Саудовской Аравии, а Аль-Бани в сентябре 1997 г. нелегально выезжал в Чечню и встречался там с Масхадовым. В 1962 г. в Лондоне учреждена "Исламская миссия Соединенного Королевства", ставящая своей целью распространение ислама и заявляющая о необходимости дружеских отношений между мусульманами и немусульманами. Ее центры при крупных мечетях ведут активную миссионерскую деятельность среди молодежи, распространяя газету "Молодой мусульманин". В 1970 г. в Лондоне при поддержке саудовских организаций создан "Союз мусульманских организаций Соединенного Королевства и Европы", координирующий деятельность большинства исламских общин и организаций страны. В сентябре 1979 г. основан Союз исламской прессы. Всемирная исламская лига (Саудовская Аравия) открыла Исламский культурный центр в Лондоне. В стране существует организация "Исламская благотворительность", финансирующая террористов, а также миролюбивая секта "Аль-Ахмадийя".

ИТАЛИЯ

В начале 2000 г., по данным благотворительного агентства "Каритас", в стране проживали 525 тыс. мусульман (на 2% больше, чем в начале 1999 г.). Согласно сведениям "Евробарометра", 30% испытывают сильную неприязнь к людям иной религии и культуры, не испытывают к ним неприязни 35%.

В стране действуют Исламский центр Милана, Исламский центр в Риме (связан с "Братьями-мусульманами"), отделение "Исламской помощи", а с 1984 г. - террористическая "Революционная организация мусульман-социалистов". В апреле 1988 г. дала о себе знать группа "Бригады джихада" (взрыв в американском армейском клубе в Неаполе - 5 убитых, 17 раненых).

ШВЕЦИЯ

В середине 90-х гг. в стране жили 73 тыс. мусульман (по данным последнего опроса, 17% считающих себя мусульманами посещают мечеть еженедельно, 45% не посещают вообще). В стране действуют 150 различных мусульманских организаций и 4 мусульманские школы. Функционируют отделение "Исламской помощи" и экстремистское "Радио ислама", пропагандирующее среди мусульман Европы "Протоколы сионских мудрецов", "Майн кампф" и прочие "антисионистские" произведения. Шведская мусульманская ассоциация включает в себя 45 исламских обществ, в том числе турецкое, боснийское, бангладешское, сомалийское, арабское. В Федерацию мусульманской молодежи Швеции входит 36 молодежных мусульманских организаций, объединяющие около 8,5 тыс. членов. В Швеции низкий уровень ксенофобии: по данным "Евробарометра", 18% испытывают сильную неприязнь к людям иной религии и культуры и 42% совершенно не испытывают ее.

СТРАНЫ БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ И АЛБАНИЯ

Если, по данным переписи 1953 г., в Югославии исповедовали ислам более 12% населения (почти 2,1 млн. человек), то сейчас - свыше 17% (почти 4 млн.). Во всех государствах действуют отделения "Исламской помощи", в Боснии имеются также различные экстремистские организации ("Активная исламская молодежь", зарегистрированная в 1995 г. и возглавляемая сыном президента Изетбеговича Бакиром; "Эдзир", финансируемая бен Ладеном; "Аль-Моджахед", проводящая вместе с инструкторами из Саудовской Аравии, Турции и Чечни на базах в горах 90-дневную подготовку боевиков; все три организации занимаются отправкой боевиков в Чечню), в Албании, Косово и Македонии - Освободительная армия Косово и "Братья-мусульмане" (филиалом "Братьев" является и Исламский центр молодежи в Скопье). Несмотря на невысокую религиозность албанцев (с 1967 по 1990 г. в Албании было запрещено исповедание всех религий, и сейчас лишь около 40% населения страны считают себя мусульманами), мусульманские организации активно участвуют в межнациональных конфликтах, а глава Федерации мусульман Македонии шейх Ареф Амин обвиняет славян в "этнических и религиозных чистках".Только во время сербско-албанского конфликта 1998-1999 гг. пропали без вести 2500 албанцев и 1300 сербов.

КИТАЙ

В середине 90-х гг. в стране насчитывалось 18 млн. мусульман, причем численность их растет не быстрее, чем население Китая в целом. Они живут в социально наиболее отсталых районах страны (в основном это уйгуры). Крупнейшая организация китайских мусульман - Исламская ассоциация Китая, основанная в 1953 г. и подчиняющаяся "Бюро религиозных дел Китая". Действуют до 27 неподконтрольных властям террористических групп, крупнейшая из которых - Объединенный национальный революционный фронт Восточного Туркестана, отстаивающий идею создания независимой Уйгурии и специализирующийся на взрывах, убийствах солдат и полицейских, ограблениях банков, диверсиях на линиях связи, электролиниях, водопроводах (фронт имеет 90 лагерей по подготовке террористов). Особенно прославились члены фронта взрывами в Урумчи в феврале - ноябре 1997 г. Кроме того, активно действуют "Искра Родины" - организация, специализирующаяся на покушениях и похищении оружия (в 1996 г. похитили 6 тыс. стволов оружия), "Движение ислама Восточного Туркестана" (500-600 боевиков, прошедших боевую подготовку в лагерях движения "Талибан" и у Хаттаба), "Ислом диний харакати" (боевики этой организации связаны с исламистами Киргизии и "Талибаном").

ЯПОНИЯ

По данным Министерства культуры, в 1998 г. (при условии отнесения одного человека только к одной религии) мусульмане составляли 0,1% населения, то есть чуть более 1 тыс. человек. В начале 2001 г. более 3 тыс. граждан Японии являлись мусульманами, а с учетом иностранцев - до 100 тыс. В стране построено 180 мечетей. Крупнейшая мусульманская организация - Исламская лига, открывающая в этом году 4 медресе и Центр по изучению арабского языка (для этого приглашены преподаватели из египетского исламского университета "Аль-Азхар"). Председатель Исламской лиги Халид Джалюш заявляет, что его цель - построить мечеть в каждом японском городе. С 1961 г. также действует Исламский центр, пропагандирующий ислам через печатные издания на японском языке.

РОССИЯ

По переписи 1989 г. этнические мусульмане составляли 11,83 млн. человек, а в 1999 г., по расчетам демографов, основанным на данных Госкомстата о естественном приросте и миграциях, - 13,17 млн., или 9% населения РФ. Из них 5821 тыс. татар, 1473 тыс. башкир, 1085 тыс. чеченцев, 262 тыс. ингушей, 2120 тыс. дагестанцев, 910 тыс. представителей других народов Северного Кавказа (кроме осетин), 463 тыс. азербайджанцев, 691 тыс. казахов и 0,29 млн. среднеазиатов. Из 13 млн. этнических мусульман исповедуют ислам 8-9 млн., из них молятся хотя бы раз в год 3 млн., посещают мечети хотя бы раз в год 2 млн. Истинный мусульманин должен молиться 5 раз в день, но таких мусульман в России не более 0,5 млн.

Из числа исламских политических организаций имеют всероссийскую регистрацию (по старому закону о партиях) Всероссийский исламский конгресс Асламбека Аслаханова, Исламская партия России Магомеда Раджабова (образована на базе движения "Нур"), партия "Евразия" Абдул-Вахед Ниязова (до 2001 г. - движение "Рефах"). Все эти организации по новому закону о партиях не имеют шанса быть зарегистрированными и сойдут с политической арены. Активно действует "Исламская помощь", которая финансирует московского муфтия Равиля Гайнутдина и сибирского Нафигуллу Аширова. В январе 1999 г. официально зарегистрировано отделение "Исламской помощи" в Нальчике, которое финансируется из Великобритании, Кувейта и Саудовской Аравии, а в начале 2001 г. в Назрани открыта миссия этой организации, которую возглавил Магомед-Али, прибывший из Саудовской Аравии. Также активно функционируют саудовские фонды "Ибрагим бин Абдулазиз аль Ибрагим" и "Хаят уль-Игаса", финансирующие организации Гайнутдина и Аширова, а также фонд "Тайба", на средства которого велось строительство ваххабитского медресе "Йолдыз" в Набережных Челнах (с "Тайбой" контактировал глава Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин).

ДРУГИЕ СТРАНЫ

Рост численности мусульман происходил в последние десятилетия и в других странах: в Канаде она выросла с 98 165 человек по переписи 1981 г. до 253 260 человек по переписи 1991 г., в Австрии - с 0,2% по переписи 1971 г. до 2,1% в 1995 г., в Финляндии - с 1 тыс. в 1965 г. до 10 тыс. в 1998 г., в Польше - с 1 тыс. в середине 60-х гг. до 5123 мусульман в 6 общинах в 1995 г., в Испании - с 300 тыс. в 1993 г. до 450 тыс. в 1996 г., в Португалии - с 10 тыс. в 1995 г. до 30 тыс. в 2001 г., в Норвегии - с 1006 человек в 4 общинах в 1980 г. до 62 общин с 47 438 человек в 1997 г. (но в 1998 г. их стало меньше: 56 общин и 46 634 мусульман), в Австралии - с 22 тыс. по переписи 1971 г. до 200 885 человек по переписи 1996 г., в Новой Зеландии - с 2544 мусульман по переписи 1986 г. до 13 362 по переписи 1996 г. Только в Греции доля мусульман осталась неизменной: и в 1961, и в 1995 гг. они составляли 1,3% (из них 80% - турки, остальные греки). Единственной европейской страной, где мусульман практически нет, остается Исландия: в 1995 г. там жили всего 100 мусульман. При этом во всех европейских странах мусульмане остаются самой молодой и самой "мужской" религией (то есть потенциально самой активной): в Ирландии по переписи 1991 г. из 3875 мусульман было 2407 мужчин; в Новой Зеландии мусульманами являются 7320 мужчин и 6042 женщины, в возрасте 60 лет и старше находятся 2,4% мусульман, а моложе 30 лет - 59,3%. Более молодежной и более "мужской" религиозной группой, чем мусульмане, в Новой Зеландии (как и в европейских странах) являются только сатанисты: из 903 их приверженцев в 1996 г. 77% составляли мужчины моложе 30 лет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мечеть, да не та

Мечеть, да не та

Милена Фаустова

В Екатеринбурге власти обещают возвести новый молельный дом для мусульман, а старый – снести

0
735
Новости религий

Новости религий

0
988
Священный майнинг

Священный майнинг

Милена Фаустова

В иранских мечетях обнаружили биткоин-фермы

0
1610
Служанки еврейского богословия

Служанки еврейского богословия

Андрей Мельников

Как астрология и магия предшествовали нобелевским лауреатам

0
712

Другие новости

Загрузка...
24smi.org