0
2942
Газета Идеи и люди Интернет-версия

28.02.2002 00:00:00

Самая естественная монополия

Тэги: транснефть, монополии


Стержневые элементы системы регулирования на железнодорожном транспорте и в газовой промышленности - государственные отраслевые монополии со статусом естественных монополий. Это дает государству возможность активно использовать административный ресурс, сохраняя низкие внутренние тарифы на продукцию и услуги обеих отраслей и нормируя поставки газа на экспорт и российским потребителям при сильном диспаритете цен.

Система магистральных нефтепроводов как единое целое имеет статус естественной монополии и находится в полной собственности государства, а "Транснефть" осуществляет хозяйственное управление ею. В этом одно из важнейших отличий современной организации российской нефтяной отрасли от социалистической и капиталистической. Например, в США конкурируют между собой частные компании на всех уровнях: в добыче, переработке и транспортировке нефти. В последнем случае действует примерно 150 нефтепроводных компаний. Таким образом, отечественная нефтяная промышленность отличается неоднородной структурой собственности и сложными отношениями внутри нее между системами добычи и сбыта продукции, с одной стороны, и ее магистральной транспортировки - с другой.

Долгое время роль "Транснефти" выглядела со стороны относительно простой. Российские нефтяные компании, преодолевая спад 90-х гг., стремились наращивать добычу и особенно экспорт сырой нефти. Достигнув в 1999 г. в добыче "дна" - 295 млн. тонн, они в 2001-м увеличили ее до 348 млн. (на 26,6%), а экспорт опережающими темпами - с 118 млн. до 170 млн. тонн (на 44%), при том что в отличие от добычи он рос все 90-е гг. В таких условиях государство ограничивалось в основном тем, что использовало свой контроль над магистральной транспортировкой нефти для сохранения баланса между поставками ее на экспорт и российским потребителям.

"Транснефть" и нефтяная геополитика

Первые изменения в этой области начались со сменой в 1999 г. руководства "Транснефти", а первыми шагами стали строительство силами компании ветки нефтепровода Баку-Новороссийск в обход Чечни, ветки Суходольная-Родионовская нефтепровода "Дружба" в обход Украины, разработка проекта со схемой финансирования и строительство Балтийского магистрального трубопровода (БМТ, прежде Балтийская трубопроводная система - БТС), выводящего российскую и транзитную нефть к морю по территории России, а не стран Балтии. Но этих положительных сдвигов стало недостаточно после того, как в прошлом году произошли события, которые резко изменили обстановку в мире и вокруг России. И в качестве одного из следствий настоятельно потребовали серьезно переосмыслить все элементы нефтяной политики России. Речь идет, во-первых, об усилении интереса США к азербайджанской и казахстанской экспортной нефти, которая течет уже сейчас и, как ожидают, потечет намного обильнее в ближайшем будущем. Но пока неизвестно куда. Во-вторых, о быстром снижении мировых цен на нефть и вызванных этим изменениях в отношениях между Россией и ОПЕК.

В изменившихся условиях новые проблемы и новые задачи встали и перед компанией "Транснефть" как субъектом реализации не только нефтяной политики государства, но и его геостратегии. И реакция на них со стороны компании уже последовала. Она выразилась в достижении предварительной договоренности между руководителями АК (Семен Вайншток) и компании "ЛУКОЙЛ" (Вагит Алекперов) о строительстве перемычки (Тихорецк-Кропоткин) между нефтепроводами Баку-Новороссийск (входящим в систему "Транснефти") и Тенгиз-Новороссийск (Каспийский трубопроводный консорциум, КТК). Ее оператором должна стать "Транснефть", а входящие в консорциум российские нефтяные компании ("ЛУКОЙЛ" и "Роснефть") должны обеспечивать согласованные объемы нефти для прокачки через перемычку. Таким образом, государство в лице "Транснефти" и российские участники КТК как коммерческой структуры сообща сделали первый шаг в поиске решения сложной задачи: усилить российский контроль над той нефтью, поток которой из Казахстана может в перспективе многократно возрасти. До настоящего момента отношения между этими двумя организациями можно было охарактеризовать как конкурентные.

Разумеется, это лишь первый шаг. В Каспийском регионе еще много нерешенных проблем. Прежде всего пока не определилась политика российского правительства по вопросу о нефтепроводе Баку-Джейхан на тот случай, если он все же будут построен. В то время как участники этого международного проекта, получая поддержку США, демонстрируют растущую уверенность в успехе и усиливают активность. Прежняя официальная российская позиция сводилась лишь к усилиям дискредитировать данный проект как экономически несостоятельный и политическими средствами удерживать отечественные нефтяные компании от присоединения к нему. Но теперь этого уже явно недостаточно. Однако никаких конкретных идей насчет того, как реагировать на неблагоприятные изменения, пока не слышно. Что все же делать, если проект Баку-Джейхан будет быстро реализовываться?

Зато в новой ситуации ярче высвечивается стратегическое значение тех проектов, которые были реализованы "Транснефтью" в самое последнее время. Прежде всего БМТ. В совокупности с продолжающим развиваться маршрутом с Каспия на Новороссийск он открывает новые возможности для транзита на экспорт казахстанской нефти в направлении уже освоенных Россией, а не гипотетически возможных в перспективе внешних рынков нефти. Транспортировка нефти по этому маршруту должна обходиться на 2 долл. дешевле, чем при вывозе через латвийский порт Вентспилс. Неудивительно, что строительство второй очереди БМТ становится приоритетной задачей "Транснефти" на 2002 г.

Российский нефтяной экспорт: порядок

или хаос?

Уже сейчас налицо конфликт между планами нефтяных компаний и политикой поддержания высоких цен нефти на мировом рынке путем манипулирования экспортом и добычей. Он может разрешиться сам собой только в одном случае: если на мировом нефтяном рынке будут одновременно расти и цены, и спрос. Но этого сейчас трудно ожидать. Политика сдерживания экспорта нефти при помощи ограничительных мер со стороны "Транснефти" - это тактическое решение. Она способна, правда, подтолкнуть ВИНК к увеличению инвестиций в нефтепереработку, но сильным ограничителем для этого окажется медленный рост внутреннего спроса на нефтепродукты. Внутренне противоречива и политика текущей поддержки нефтяных компаний путем снижения экспортных пошлин в обмен на ограничение вывоза нефти. По мнению вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, установление с 1 февраля экспортной пошлины на нефть в 8 долл. за тонну сразу же привело к переполнению экспортных маршрутов. За одну только первую декаду февраля была вывезена почти половина месячного объема экспорта.

Кроме того, в январе ожидалось увеличение экспорта российской нефти за счет вывоза ее через морские порты при сокращении отгрузки по системе "Транснефти", что противоречит соглашению с ОПЕК. Некоторые крупные нефтяные компании вообще избрали стратегию увеличения своего танкерного флота. В первую очередь "ЛУКОЙЛ", который построил для себя морской терминал в Варандейской бухте Печорского моря. Также обращает на себя внимание активное стремление российских нефтяных компаний скупать нефтеперерабатывающие заводы на Украине, в Белоруссии, Польше. Все это в совокупности чревато в перспективе ослаблением государственного контроля над экспортом нефти и, следовательно, ставит перед правительством новые вопросы в отношении его нефтяной политики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
978
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1317
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1007
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
836

Другие новости