0
1008
Газета Идеи и люди Интернет-версия

04.03.2005 00:00:00

Легенды и фобии СНГ

Тэги: билалов, снг, кризис, перспективы


билалов, снг, кризис, перспективы Ахмед Билалов уверен, что именно Россия должна показать пример и заявить о своих прагматических интересах в рамках СНГ.

-Ахмед Гаджиевич, что, на ваш взгляд, можно сегодня сказать о СНГ – пациент скорее жив, чем мертв, или наоборот?

– Давайте разграничим два понятия: первое – это события, то есть «фасад» происходящего, и второе – непосредственно суть проблемы. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что и первое и второе явно свидетельствуют о глубочайшем кризисе, переживаемом СНГ. Возьмем для примера недавнее предложение России по углублению сотрудничества в деле борьбы с терроризмом. Какова была реакция государств – членов СНГ? Украина отказалась, указав на необходимость сохранения Содружества в качестве исключительно экономической организации. Грузия увязала этот вопрос с проблемой вывода российских войск с ее территории. Другие промолчали – вроде бы как и не заметили предложения из Москвы, решили выждать, как отреагируют «ведущие» игроки. Единственный, кто поддержал Москву и даже развил поступившее из Кремля предложение, – Минск. Но оно и понятно.

– В чем же, по-вашему, причина кризиса?

– В том, что СНГ сегодня является международной организацией лишь по своей форме. По сути – это набор мифов и фобий. Все страны – участницы «проекта СНГ» с момента образования организации преследуют свои, подчас весьма иррациональные цели. Эти цели не имеют ничего общего с объективными экономическими интересами или, например, стремлением к расширению своего политического влияния в том или ином регионе. Но самое главное, что над тем Содружеством, которое мы сегодня имеем, довлеет советское прошлое. Как мы ни старались, избежать появления связанной с этим фобии внутри СНГ не получилось.

– О чем идет речь?

– До сих пор, по крайней мере на уровне подсознания, а то и вполне осознанно, некоторые страны-участницы воспринимают СНГ как некоего «троянского коня», оставленного в их стане Россией, жаждущей восстановить былую империю и вновь вернуть их в круг своего подчинения. В России, в свою очередь, витают иные настроения: мол, Содружество, конечно, может поспособствовать консолидации усилий на постсоветском пространстве, но это затратный и убыточный проект, сосущий соки из российской экономики. Пока такие настроения будут сохраняться, а СНГ будет рассматриваться через призму СССР или как инструмент появления новой империи (пусть на новых условиях, но Империи с большой буквы и с центром в Москве), до тех пор на постсоветском пространстве не удастся создать живой и прибыльной организации межгосударственного сотрудничества, как принято сегодня говорить, «наподобие Евросоюза».

– Так что же, по-вашему, следует сделать?

– С учетом того, что альфой и омегой в СНГ по-прежнему является позиционирование по отношению к России, именно Москве нужно подать пример. Для начала четко заявить о своих интересах в отношении каждой из стран. Может быть, это будет не слишком дипломатично (хотя и такое заявление можно сделать с соблюдением всех необходимых формальностей и протокольных церемоний), но по крайней мере снимет часть тех иррациональных страхов, что глубоко укоренились в менталитете наших партнеров по Содружеству. И лейтмотивом нового отношения России к СНГ должна стать выгода. Даже так: Выгода с большой буквы. Мы должны дать понять нашим визави, что мы выстроили эту организацию не потому, что мы великие благотворители или плохие экономисты, а потому, что нам это выгодно. Где-то это экономическая выгода – например, на Украине, с которой тесно связана российская промышленность. Где-то это прежде всего стратегическое партнерство, необходимое для решения вопросов безопасности, как, например, в отношениях с Грузией. И так далее.

– Но Россия вроде как уже неоднократно заявляла о своих планах и намерениях?

– Значит, или не слишком конкретно, оставляя для партнеров возможность додумывать «подноготную» наших действий и искать опять же проявление имперских амбиций, или тон в диалоге был выбран неверный. Наши власти предержащие сами не замечают, как время от времени сбиваются на эдакий покровительственный тон. Нет-нет да и прозвучат в СМИ хорошо знакомые словосочетания о «старшем брате», о необходимости «объединения вокруг одного центра» и тому подобное. И депутаты Госдумы грешат этим не меньше других чиновников, если не больше. Я понимаю, что это делается в большинстве случаев подсознательно – нас так воспитали, но пора научиться тщательнее себя контролировать.

– А какие действия можно было бы предпринять уже в ближайшем будущем?

– Еще раз повторюсь: для России, как и для других стран – членов СНГ, экономически выгодно развивать межгосударственные отношения в рамках Содружества. Помимо Украины, Грузии, Белоруссии, есть еще, например, Казахстан, который уже по целому ряду показателей заявил о себе как о развитой европейской державе. С другой стороны, подписаны сотни межправительственных документов о сотрудничестве, но вы где-нибудь видели, чтобы в поездках в страны СНГ первых лиц России сопровождали бизнесмены? Почему-то в Европу или США они едут десятками, а вот на пространстве Содружества каждый решает свой бизнес-вопрос как может. Здесь почему-то действует принцип: государственные интересы – отдельно, бизнес – отдельно. А это неправильно! Надо делать так, как делают во всем мире: первое лицо встречается с тамошними бизнесменами или организуется встреча для российских бизнесменов с тамошним первым лицом. Только на таких встречах и можно решить все интересующие вопросы и снять большинство проблем.

– Истина всегда конкретна. О каких проблемах может идти речь?

– Например, об ограничении доступа на рынки. И не только товаров. Как сопредседатель Российско-Казахской межпарламентской межпалатной комиссии я недавно столкнулся с тем, что многие наши авиаперевозчики могут потерять возможность летать в Казахстан. Казахская сторона ввела европейский норматив на системы предупреждения о сближении самолетов. И теперь для полетов в воздушном пространстве Казахстана надо устанавливать систему TCAS II. В России действуют другие нормативы. А установка системы возможна только в заводских условиях. Мы подсчитали расходы и увидели, что наши перевозчики даже не сумеют окупить затраты на ее установку. А результат? Одна только авиакомпания «Ютэйр» вынуждена в этом году отказываться от открытия рейсов в Казахстан из Москвы, Сургута, Тюмени, Новосибирска, Самары, Магнитогорска и Екатеринбурга. А если бы вовремя вопрос обсудили на должном уровне, то и связи с Казахстаном (в том числе и человеческие) были бы куда более интенсивными.

– Ваш рецепт реанимирования СНГ понятен. Но ведь может существовать и другой способ. Например, выбрать новую цель существования Содружества – скажем, безопасность и защиту от терроризма. Ведь помогла такая смена целей в НАТО?

– Так это потому, что НАТО – военный блок. Для него смена одной военно-стратегической доктрины на другую приемлема и даже необходима в нынешних условиях. Другое дело СНГ – организация, чьи цели и задачи шире и масштабнее натовских. Содружество без бизнес-наполнения, без решения экономических задач мертво. Ибо только это является фундаментом для построения образования наподобие Евросоюза. Все остальное будет регулярно удобрять почву для размножения всяческих фобий и подозрений. Подобный тип отношений нам известен. Чем он закончился – тоже. Стоит ли усилий повторение пройденного? Нужно полностью освободиться от этого «наследия», расчистить площадку, предложить новую основу и схему построения отношений. А строить на руинах нельзя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
819
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1096
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
868
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
710

Другие новости