0
2978
Газета Идеи и люди Интернет-версия

01.04.2005 00:00:00

Три сценария для СНГ

Сергей Лузянин

Об авторе: Сергей Геннадиевич Лузянин - президент Фонда востоковедческих исследований, профессор МГИМО МИД РФ.

Тэги: снг, перспективы


снг, перспективы У президента Путина осталось не так много последовательных стратегических партнеров среди коллег по СНГ.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Постсоветское пространство, на котором за последние два года произошли не санкционированные Москвой события в Тбилиси, Киеве, Кишиневе и Бишкеке, стремительно сужается. Развиваются центробежные экономические и политические тенденции, которые могут привести к демонтажу и без того хрупкой структуры под названием СНГ. Часть российских и зарубежных экспертов уже сегодня говорит о де-факто распаде СНГ и формировании альтернативной Кремлю неформальной системы: Украина – Грузия – Молдова. России же «оставляют» пока сохраняющие лояльность 6–7 государств.

С любой точки зрения (и формально, и неформально) процесс «сужения» СНГ ничего хорошего России не сулит. В то время как западные структуры в лице ЕС, НАТО, ОБСЕ, а также США постоянно расширяют свое региональное влияние и военно-политическое присутствие в различных регионах, включая СНГ, российское руководство либо отступает после проигранных «сражений» на полях предвыборных баталий, либо держит пассивную оборону в относительно управляемых «зонах» СНГ.

В этой связи возникает закономерный вопрос: каково реальное будущее СНГ и какие сценарии развития Содружества просматриваются сегодня с учетом российских экономических, политических интересов, а также вопросов безопасности?

Предположим, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе существуют три возможных сценария развития СНГ.

Во-первых, это сценарий распада ≈ видимо, наихудший с точки зрения престижа и безопасности нынешней России. Очевидно, что данный сценарий рано или поздно закончится (де-юре) роспуском СНГ, который одновременно будет означать и начало международного «тендера» на новую институализацию данного пространства. Россия скорее всего будет участвовать в нем наравне с другими «игроками» – НАТО, ЕС, ОБСЕ, США. Если исходить из сегодняшнего соотношения сил в мире, победитель очевиден. И хотя многие эксперты говорят о том, что в зону американских приоритетных интересов СНГ не входит, на наш взгляд, США приложат максимум усилий и используют все возможные ресурсы, чтобы создать на постсоветском пространстве свою «ось добра». Возможно, что России в этом проекте будет отведена роль важного, но равного с другими участника. Шансы самой России на победу или увеличение своей роли будут зависеть от многих факторов и прежде всего от политической и экономической ситуации в стране после 2008 года.

Второй сценарий: укрепление нынешнего, «урезанного» СНГ за счет российско-китайского ресурса. Учитывая растущий китайский потенциал, теоретически Пекин может через многосторонние и двусторонние механизмы расширить свою «зону ответственности» не только в Центральной Азии, но и на остальном пространстве СНГ. Варианты и сроки реализации (в долгосрочной перспективе) данного сценария могут быть различными, включая и возможность интеграции таких структур, как ОДКБ, ЕврАзЭс и ШОС в единую организацию. Такое слияние позволило бы России и Китаю создать новое интеграционное пространство от границ Белоруссии до Китая, получить дополнительные возможности в геополитическом и экономическом соревновании с Западом.

Как ни фантастично звучит данный сценарий, но он перекликается с известной российской доктриной создания стратегической «дуги стабильности» от Восточной Европы, через Центральную Азию до китайского Синьцзяна. Главный недостаток данного сценария – китайское доминирование в нем и опасения со стороны России и других участников СНГ относительно конечных целей КНР в случае реализации проекта. Дискуссии о «китайском вызове» в мире хорошо известны. Поэтому Россия вряд ли решится на преобразование ОДКБ в ущерб своим оборонным интересам. Сегодня можно говорить о данном сценарии лишь гипотетически, рассматривая в экспертном плане его отдельные компоненты (например, через расширение ШОС) и возможности локальной, частичной (только на пространстве Центральной Азии) реализации данной стратегии после 2010–2015 гг.

Третий сценарий: дробление» пространства СНГ на отдельные проекты с российским участием. В контексте российских интересов это не самый худший вариант. Сегодня просматривается ряд базовых элементов, которые могли бы стать основой для становления отдельных моделей кооперации. Это – российско-белорусское взаимодействие, отношения в системах: Россия – Центральная Азия (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан); Россия – Закавказье (Азербайджан, Армения). Понятно, что при реализации данного сценария на фоне общей фрагментации скорее всего произойдут качественные и количественные изменения в рамках уже сложившихся институтов – ОДКБ, ЕврАзЭс, а также ГУУАМ, ОЦАЭС, проекта ЕЭП и других.

К недостаткам этого сценария следует отнести возможность обострения конкуренции с Западом в контексте упоминавшейся выше стратегии развития СНГ (сценарий распада) и ориентированность их прежде всего на экономическое сотрудничество. К несомненным плюсам относится эффект гео-экономической и региональной специализации, который будет стимулировать развитие проектов вне зависимости от характера режимов. Сегодня очень сложно в рамках СНГ объединить интеграционные интересы, например, Белоруссии и Таджикистана или Украины и Киргизии. Субрегионализация СНГ позволит географически сделать их более осмысленными и логичными. В отличие от предыдущих сценариев данный ориентирован и на интересы средних и малых (центральноазиатских и других) стран, усиливая их субъектность. Последнее важно в плане необходимости ликвидации «имперских подозрений» в отношении России, которые, к сожалению, сегодня имеют место. Одновременно проект позволяет минимизировать и такое явление, как манипулирование малыми странами СНГ со стороны «старших братьев». Данный сценарий не закрывает дорогу и для «бывших» или «несостоявшихся» стран – участниц СНГ. В среднесрочной перспективе вполне возможно становление полномасштабных двусторонних и субрегиональных моделей сотрудничества: Россия – Украина; Россия – Грузия; Россия – Прибалтика; Россия – Молдова; Россия – Туркменистан.

Суммируя приведенные сценарии, следует отметить, что, несмотря на их прогнозный характер, в настоящее время за каждым в странах СНГ сложилась определенная политическая философия и методология подходов. Так, за первым просматривается идеология своеобразного «конформизма», которая изначально предполагает американское доминирование в сложившейся системе международных отношений и существующих или планируемых региональных проектах. На наш взгляд, данный подход превалирует сегодня на Украине, в Грузии, Прибалтике и ряде других государств постсоветского пространства.

Второй сценарий («российско-китайского обновления СНГ») перекликается с «алармистской» философией. Особенности данного подхода в том, что нынешнее противостояние великих держав развивается в иной международной обстановке, отличной от классических схем «холодной войны», но по сути своей сохраняется. Оно не такое явное, носит завуалированный и скрытый характер. И в Москве, и в Пекине, и в Вашингтоне прекрасно понимают, что в условиях глобализации и развития интеграционных процессов уровень политических и экономических отношений между ведущими и развивающимися государствами должен быть достаточно высоким. Однако, когда речь заходит о сферах национальных интересов и безопасности, столкновении этих интересов в стратегических регионах ответственности, в борьбе за энергетические, транспортные и иные ресурсы, борьба может принимать самые жесткие формы. Пространство СНГ – яркий пример такого скрытого противостояния держав, включая Россию, США, НАТО и Китай.

Третий сценарий СНГ (фрагментация) базируется, на наш взгляд, на «кооперативистской» методологии. Суть данного подхода – попытка построить отношения на основе прагматичного и взаимовыгодного сотрудничества, отойти от старых схем и создавать новые, менее амбициозные, но более эффективные для всех участников проекты. К сожалению, при принятии политических решений такой подход не везде доминирует, но в перспективе, проецируя его на пространство СНГ, данная философия может оказаться наиболее перспективной с точки зрения развития сотрудничества и поиска новых ресурсов взаимодействия России с сопредельными государствами на пространстве СНГ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
965
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1295
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
994
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
824

Другие новости