0
2132
Газета Идеи и люди Интернет-версия

26.10.2011 00:00:00

Перемена аграрного порядка

Вячеслав Ефремов

Об авторе: Вячеслав Юрьевич Ефремов - член Совета при председателе Совета Федерации по вопросам АПК и РХК России, член президиума "ОПОРА России", президент группы компаний "ОТЭК".

Тэги: фермеры, сельское хозяйство, реформы


фермеры, сельское хозяйство, реформы Коню смешно. Наверное, от бестолковых усилий по налаживанию сельского хозяйства.
Фото Reuters

В последнее время в мире происходят события, которые непосредственно связаны с нашей страной, хотя напрямую Россия в них не упоминается. Из их числа выделим только те, которые касаются сельского хозяйства и, с нашей точки зрения, заслуживают особого внимания.

Так, президент Франции Николя Саркози недавно предложил модель нового устройства аграрного сектора мировой экономики, выступая перед участниками международной конференции фермеров, приуроченной к заседанию министров сельского хозяйства «большой двадцатки».

Аудитория, к которой обратился Саркози, – простые фермеры. И о глобальном переустройстве аграрного сектора экономики он говорил с ними как с равноправными партнерами, отдавая должное тем, кто является «становым хребтом» сельского хозяйства Франции. Основной тезис этой речи – необходимость усиления регулирования сельского хозяйства и рынков как на государственном уровне, так и на международном, с привлечением структур ООН.

На том же заседании министров «большой двадцатки», а затем и в новом докладе ООН прозвучал призыв к зеленой революции в сельском хозяйстве и было сказано, что фермерам необходимо увеличить объемы производства продовольствия в два и более раз к 2050 году.

При этом особая озабоченность мировых лидеров была высказана по поводу того, что глобальная продовольственная система разрушительна для окружающей среды и нуждается в «радикальных» переменах.

На заседании министров «двадцатки» в Париже упоминалось, что современные фермерские методики негативно влияют на природу и способствуют глобальному потеплению, которое, в свою очередь, ведет к снижению объемов производства продовольствия. Получается некий замкнутый круг: с одной стороны, фермеры всего мира, для того чтобы накормить население планеты, должны кратно увеличить объемы производства, но, с другой – сделать это, используя методы, которые не повредят окружающей среде. И для практической реализации этой идеи основное внимание, по утверждению аграрных министров экспертов ООН, необходимо уделить небольшим фермерским хозяйствам.

«Сейчас мир по-настоящему нуждается в зеленой революции в сельском хозяйстве», – говорится в ежегодном «Обзоре экономического и социального положения в мире» ООН. Его авторы подчеркивают, что современное сельское хозяйство страдает от чрезмерного выращивания, исчезновения лесов и загрязнения воды, что, в свою очередь, приводит к низкой урожайности.

Устаревшие методы ведения хозяйства на фоне климатических изменений и непоследовательной политики правительств некоторых стран угрожают вылиться в «затяжной кризис продовольственной безопасности» для многих государств. Правительствам необходимо усовершенствовать инфраструктуру – дороги и водные системы, предоставить льготные кредиты и техническую поддержку для малых фермерских хозяйств, а некоммерческие и благотворительные организации могут помочь профинансировать исследования и подготовить фермеров.

Все это должно делаться с одной целью – обеспечить малые фермерства ресурсами и навыками, позволяющими увеличить производство пищевой продукции, которая не наносит вреда окружающей среде.

«Владельцы маленьких ферм являются центром решения проблемы продовольственной безопасности», – говорится в докладе ООН. По оценкам специалистов этой организации, до 90% основных пищевых продуктов производится локально. «На данном уровне больше всего выиграют именно они с точки зрения существенного увеличения производства и снижения бедности в деревнях».

Мелкие фермеры могут прибегнуть к целому ряду экологически безвредных технологий, включая севооборот, сбор дождевой воды и использование органических удобрений. Они также могут научиться правильным образом хранить и запасать выращенную продукцию, почти треть которой приходит в негодность до употребления, отмечается в докладе ООН.

Наши тревоги и заботы

Когда мы говорим о фермерстве применительно к России, речь идет об огромной армии сельскохозяйственных производителей, от настроения которых в значительной степени зависит как минимум продовольственное будущее страны. Фермеры, индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства вместе взятые производят 21% всего российского зерна, 42% мяса, 55% молока, 87% овощей и 90% картофеля. Только представить себе эту аудиторию: 250 тыс. фермерских хозяйств и 18 млн. личных подсобных!

Если не напрямую, пусть не сегодня, то в тенденции на ближайший период – ВСЕ проблемы, названные в докладе ООН и упомянутые на заседании министров «двадцатки» в Париже, – это уже наши, российские тревоги и заботы.

Думается, многие как минимум наслышаны о негативном влиянии промышленного сельскохозяйственного производства на окружающую среду. В документальном фильме, который называется «Pig Business», рассказывается о том, какой ценой производится свинина на огромных свиноводческих комплексах. Это – уничтожение окружающей среды, загрязнение подземных вод и рек, выбросы аммиака и других вредных газов в атмосферу; негативное влияние на здоровье людей, которые живут неподалеку от этих комплексов.

В фильме также показаны огромные страдания животных, которые содержатся в этих комплексах: жестокое обращение с ними, содержание в тесных клетках и на решетчатом полу, что вредит их конечностям; говорится о стрессе, которому они постоянно подвержены, об опасности чрезмерного использования антибиотиков с профилактической лечебной целью и для ускорения роста животных. Последнее приводит в свиноводстве к тому, что бактерии мутируют и приспосабливаются к антибиотикам. А затем, перекочевывая с мясом животных в организм человека, они несут с собой проблемы для его здоровья. Многие ученые бьют тревогу по этому поводу.

Мы исходим из того, что в аграрном секторе должны присутствовать все формы хозяйствования, от крупных производителей (агрохолдингов) до самых мелких (индивидуальных фермерских и крестьянских хозяйств). Но для государства с точки зрения обеспечения как его продовольственной безопасности, так и в конечном счете территориальной целостности сотни тысяч фермерских хозяйств и миллионы личных подсобных – категория гораздо более значимая, чем десятки и даже сотни крупных (или очень крупных) агрохолдингов.

С пониманием сказанного и была разработана Концепция «Консолидация крестьянских и фермерских хозяйств – базис для дальнейшего развития отрасли мясного и молочного животноводства России», в которой предлагаются меры по перестройке отрасли мясного и молочного животноводства России на период 2011–2020 годов с участием крестьянских и фермерских хозяйств.

В чем ее идейное содержание?

Программу консолидации отрасли мясного и молочного животноводства планируется реализовать посредством следующих основных мероприятий:

– сделать российских фермеров и крестьян (80% работников нашего АПК) основной движущей силой преобразования отрасли;

– обеспечить внедрение в каждом фермерском и крестьянском хозяйстве высокоэффективных пород молочного и мясного скота и инновационных технологий интенсивного выращивания скота;

– обеспечить перестройку организационных структур управления отраслью;

– реформировать систему выращивания племенного скота и практических работ в области генетики на основе углубления интеграции с племенными организациями Европы и Северной Америки.

Чтобы не было пустых, выхолощенных деклараций, которыми пестрят многие чиновничьи документы, мы, если говорим о необходимости обеспечить, реформировать, тут же предлагаем, как это можно сделать. Для этого в концепции рассматриваются три основных направления перестройки организационных структур и консолидации отрасли молочного и мясного животноводства:

1) создание федеральных агропромышленных объединений (ФАПО) по молочному и мясному животноводству с участием крестьянских и фермерских хозяйств на основе методологии государственно-частного партнерства (ГЧП);

2) создание агропромышленных комплексов по животноводству и растениеводству в восьми федеральных округах (АПК ФО);

3) перестройка всей системы управления АПК России с учетом создания таких новых структур, как ФАПО и АПК ФО.

Основное внимание здесь будет уделено основным составляющим ФАПО по молочному и мясному животноводству с участием крестьянских и фермерских хозяйств.

Ломка стереотипов

Чем обусловлено появление настоящей концепции?

Очевидно, что в российском АПК происходят структурные изменения исторического значения: появляются крупнейшие в Европе латифундисты, создаются агрофирмы, холдинги и другие структуры мирового уровня, осуществляется гигантская олигархическая консолидация производственных мощностей в растениеводстве и животноводстве.

Российский и зарубежный капитал инвестируется в отрасли, которые дают максимальную норму прибыли при минимальных сроках окупаемости. Так, в отрасли животноводства основные инвестиции направляются в птицеводство и свиноводство – и вот уже Россия готовится экспортировать эту продукцию. А мясное и молочное животноводство как технологически более сложное, с более длительными сроками окупаемости, оказалось на периферии инвестиционных процессов.

Одной из наиболее значимых характерных особенностей нынешнего развития АПК является то, что государство до 90% кредитов, субсидий и дотаций, выделяемых на развитие российского АПК, направляет в крупные агрохолдинги, которые объединяют не более 20% сельскохозяйственных производителей. А остальным 80% работающих в этой сфере – средним и мелким фермерам, крестьянам и другим частникам – достается не более 10% выделяемых финансовых ресурсов.

Такие инвестиционные диспропорции далеко не всегда объективно отражают эффективность работы «малых форм хозяйствования». Хотя, как это часто бывает со статистическими данными, в других источниках цифры называются иные: КФХ, ЛПХ и другие частники производят 50% всей отечественной мясной продукции, 46% зерна, 52% подсолнечника, 65% молока, 93% картофеля и 87% овощей. По подсчетам руководителя АККОР Республики Татарстан К.Байтемирова, каждый рубль, вложенный в фермерские хозяйства, дает продукции на 18 руб., а в крестьянские хозяйства – на 100 руб. Разве не правильнее вкладывать деньги туда, где наибольшая отдача?

При том или ином сценарии развития отрасли остается актуальным базовый вопрос: когда же государство перейдет от формальных шагов, которые в лучшем случае начинаются и заканчиваются «выделением» денег, к переводу отрасли на интенсивные пути развития, то есть по-настоящему обеспокоится судьбой молочного и мясного крупного рогатого скота, особенно в глубинке? Ведь в России корова-кормилица на дворе – это гарантия пусть скромного, но все-таки достатка в доме и символ благополучия жизни русских, татарских, башкирских и крестьян других национальностей. Корова – это еще и символ социальной стабильности и спокойствия.

В вышеупомянутой концепции отражена объективная закономерность текущего момента – необходимость консолидации всех имеющихся в России сил и средств, которые способны обеспечить перевод отрасли молочного и мясного животноводства на рельсы качественного, фактически инновационного развития.

Задача очень непростая, так как связана с необходимостью ломать сложившиеся стереотипы мышления. Но делать это надо, ведь дальше просто неприлично прятать голову в песок и самоуспокаиваться тем, что суммы выделяемых денег растут – ведь, по сути, качественно ничего не меняется.

Сложность решения поставленной задачи состоит и в том, что на пути к достижению цели, безусловно, придется столкнуться с непониманием ряда чиновников и, вероятно, даже некоторым противодействием с их стороны.

Во-первых, вряд ли они без боя сдадут нынешние пропорции кредитования (субсидирования, дотирования) в пользу олигархических структур – а ведь это такая коррупционно емкая составляющая. Если от пропорции 90:10 удастся перейти хотя бы к 70:30, а еще лучше к 60:40, это будет настоящим революционным прорывом.

Во-вторых, крупные частные агрофирмы и холдинги скорее всего откажутся от участия в процессе консолидации и создания новых структур, когда возникнут вопросы, связанные с необходимостью внедрения новых правил работы и принятия дополнительных обязательств.

В-третьих, в центральных органах управления российским АПК (правительство, Минсельхоз и другие) потребуются изменение сложившихся систем управления и децентрализация целого ряда функций.

В-четвертых, многое будет зависеть от того, смогут ли руководители регионов правильно воспринять идею консолидации и интеграции отрасли на уровне АПК ФО.

В-пятых, на пороге вступления в ВТО многим руководителям АПК ломка сложившейся системы управления может показаться «слишком рискованным» шагом. На самом же деле обсуждаемая модель является реальной, вероятно – единственной возможностью безболезненной интеграции российского АПК в процессы мирового сельскохозяйственного производства.

Предлагаемая концепция базируется на следующих основных принципах:

а) КФХ, ЛПХ, частник – основа консолидации отрасли мясного и молочного животноводства России. Исходя из традиционного уклада жизни, вполне логично поручить российскому крестьянству и фермерству возрождение молочного и мясного животноводства, создав для этого процесса соответствующие условия;

б) государственно-частное партнерство – основная форма взаимодействия государства и крестьянских фермерских хозяйств на ближайшие десять лет в процессе консолидации и становления отрасли молочного и мясного животноводства.

Привлечение методологии ГЧП обусловлено необходимостью решения исторически важной для России триединой политической, социальной и экономической задачи – преобразование российского фермерства в главное звено, в основную производящую силу в аграрном секторе не только России, но и всего евразийского континента. В течение 2012–2020 годов российское фермерство в результате инновационной перестройки как в области технологии, так и в области управления должно выйти на высший мировой уровень, обеспечивающий продовольственную безопасность России, и подключиться к реализации глобальных продовольственных задач.

ГЧП между государством и фермерством реализуется через ФАПО следующим образом:

– со стороны государства: патерналистский подход управления по отношению к крестьянским и фермерским хозяйствам, стабильность и регулярность предоставления широкого спектра услуг, инвестиционных ресурсов, инновационных технологий;

– со стороны малого и среднего бизнеса: динамичная и креативная деятельность частных предпринимателей.

Суть предложений по ФАПО

По форме – это создание в рамках федеральных округов на основе методологии ГЧП новых структур – ФАПО, в которые по определенным правилам будут аффилироваться (включаться) различные сельскохозяйственные организации по производству и переработке агросырья, крестьянские и фермерские хозяйства (без потери юридического лица и самостоятельности).

Цель создания ФАПО – системная консолидация и интеграция субъектов отрасли молочного и мясного животноводства соответствующего федерального округа.

По содержанию такая консолидация направлена на ускоренное переустройство материальной базы, смену технологий и организации работы крестьянских и фермерских хозяйств с целью вывода российского фермерства в течение ближайших десяти лет (2011–2020) на мировой уровень.

Результатом консолидации в рамках ФАПО явится построение единой племенной базы для всех его участников/субъектов (частник, ЛПХ, КФХ, агропредприятие) на основе единой методики и технологии выращивания скота; создание единой кормовой базы; единой системы логистики и переработки молочного и мясного сырья.

Отсюда и основное направление работы ФАПО – оснащение КФХ самыми передовыми и адаптированными инновационными технологиями на основе глубокой кооперации с ведущими производственными и исследовательскими компаниями и организациями Европы и Северной Америки, с последующим (по мере готовности России и других стран) созданием интегрированных отраслей животноводства и растениеводства как в рамках СНГ, так и в формате Россия–ЕС и Россия–США/Канада.

Замечу: концепция создания интегрированной системы животноводства под эгидой ООН (ИСЖ ООН), в которой основными участниками являются Франция и Россия, на уровне черновой идеи уже подготовлена группой «ОТЭК» и предложена французским партнерам.

Фундаментом для построения ИСЖ является создание ФАПО, которое, в свою очередь, строится на использовании французского племенного скота молочного и мясного направлений, французского племенного материала (семя, эмбрионы), французского менеджмента для производящих, перерабатывающих и сбытовых структур. Таким образом, все предлагаемые концептуальные меры и шаги выстроены в одну жесткую логическую цепь, с четким пониманием как тактических целей текущего момента, так и стратегии развития отрасли на перспективу.

Приходит на память пример, хорошо всем известный из школьной программы по физике: металлическая пыль лежит на листе бумаги в хаотичном порядке, но стоит только подвести под листок магнит, как металлические частички тут же выстраиваются вдоль силовых линий магнитного поля.

В предлагаемой концепции одним из самых основных, базовых элементов и выступает объединяющее методологическое начало, реализуемое через создание и работу ФАПО. При их появлении ситуация во всей стране изменится кардинально. Фермеры в рамках нового образования как бы выстроятся вдоль силовых линий, приобретут точку опоры, которая позволит им работать с другим качественным содержанием, значительно более высокой производительностью, что поднимет их самооценку. Фермеры станут получать достойное финансовое вознаграждение за свой труд, работать без посредников, по социально ориентированным ценам. А это уже составляющие общей социальной обстановки в обществе. И самое главное – все фермеры окажутся под системной защитой не только при столкновении с криминалом, но и во взаимодействии с различными государственными структурами, в том числе налоговыми и другими фискальными органами.

Есть такой духовный закон: все, что разъединяет людей, – от дьявола, а все, что соединяет, – от Бога. Значит, нужно попробовать соединиться. Именно в такой попытке соединиться велась работа над Концепцией «Консолидация крестьянских и фермерских хозяйств – базис для дальнейшего развития отрасли мясного и молочного животноводства России».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
390
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
462
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
399
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
318

Другие новости