0
3796
Газета Идеи и люди Интернет-версия

26.04.2012 00:00:00

Национальное достояние

Борис Кагарлицкий

Об авторе: Борис Юльевич Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений. Василий Георгиевич Колташов - руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений. С полной версией доклада можно ознакомиться на сайте Института глобализации и социальных движений: www.igso.ru

Тэги: газпром


газпром По данным ЦБ РФ и ФТС РФ

Возникнув на переломе эпох, вместе с переходом от советской системы хозяйствования к капитализму, концерн «Газпром» сразу же превратился в одного из лидеров российской экономики и одновременно стал объектом острой критики, а также политической борьбы. Вопрос о приватизации и расчленении компании неоднократно ставился либеральными экономистами, превратившись для них фактически в идею фикс. Эта критика возобновилась в начале нового десятилетия в контексте общей атаки на госкорпорации. В качестве старейшей, крупнейшей и действительно наиболее эффективной из них, «Газпром» становится своего рода моделью, демонстрирующей все плюсы и минусы подобной системы. Между тем опыт двух десятилетий работы корпорации свидетельствует о том, что именно сохранение газовой отраслью единой интегрированной структуры оказалось важнейшей гарантией возрастания ее экономической, социальной и даже геополитической роли. Периодически повторяющиеся призывы к ее расчленению не только идут вразрез с национальными интересами, но и находятся в прямом противоречии с практическим опытом, демонстрирующим, что отраслевая интеграция и структурное единство, обеспечиваемые в рамках концерна, являются важнейшими условиями его успеха.

Государственная компания

В отличие от нефтяной промышленности, которая в ходе приватизации была раздроблена на целый ряд подлежащих приватизации компаний, газовый сектор России сохранил единое управление и был консолидирован в рамках одной корпорации.

На фоне общего развала производства в России «Газпром» стал чуть ли не единственным фактором стабильности в 90-е годы.

Отстояв единство корпорации в условиях экономического развала 1990-х годов, ее руководство объективно сделало «Газпром» цементирующим элементом российской экономики того времени. Со своей стороны, эта ситуация гарантировала менеджменту концерна значительное политическое влияние, которое он использовал для укрепления своих позиций.

Опора национальной экономики

В 1991 году, когда распад Советского Союза сопровождался разрушением хозяйственных связей между бывшими братскими республиками, «Газпром» потерял часть своего имущества, оказавшегося на территории новых независимых государств. Потери были достаточно значительными: треть трубопроводной системы и четверть мощности компрессорных станций. Тем не менее корпорация сохранилась в качестве интегрированной организационно-технологической системы, сделавшись одной из основ национальной экономики постсоветской России.

Экономический кризис 98-го года сопровождался снижением инвестиционного потенциала отрасли, кризисом неплатежей и ростом политических рисков, заставлявших частных инвесторов откладывать на неопределенный срок свои планы развития. Напротив, «Газпром», несмотря на финансовые трудности, которые концерн испытывал так же, как и другие структуры российской экономики, продолжал вводить в действие новые месторождения, такие как Западно-Таркосалинское (15 млрд. куб. м в год), Харвутинское (30 млрд.), Ямсовейское (20 млрд.) и западный купол Комсомольского (5 млрд. куб. м).

В 2000-е годы ситуация с геологоразведкой несколько улучшилась, что отразилось и на общем объеме запасов газа, доступных для разработки. На конец 2010 года Россия занимала по этому показателю первое место в мире – 44,8 трлн. куб. м при том, что в глобальном масштабе количество разведанного и доступного газа увеличилось за счет запасов сланцев в США и Канаде.

Концерн последовательно субсидировал российскую экономику, в том числе многие крупные промышленные предприятия, за счет поставок дешевого газа. Политика компании была направлена не только на решение задач собственного развития, но и на поддержание индустриального сектора в целом. Такое положение дел было возможно именно потому, что «Газпром», оставаясь интегрированной компанией, работающей одновременно на внутреннем и внешнем рынках, мог компенсировать заниженные цены на газ для отечественных потребителей за счет высоких экспортных цен.

Работа над заказами «Газпрома» оказалась и в числе немногих успешных примеров конверсии оборонных предприятий. Так ГМП «Звездочка» начал строительство двух плавучих буровых установок для северных морей. Эксперты отмечали, что строить платформы на Западе было бы намного быстрее и дешевле, но «Газпром» поддерживал российского производителя – северные предприятия, оказавшиеся в результате кризиса на грани катастрофы.

Надо признать, что Владимир Путин был совершенно прав, когда заявил на юбилейных торжествах, посвященных 15-летию компании: «Влияние «Газпрома» на экономику страны, ее социальную сферу, укрепление наших позиций на глобальных рынках очень велико. В непростые 90-е годы компания сыграла стабилизирующую роль в переходе России к рыночному хозяйству. Ее ресурсная база и мощный производственный потенциал стали одним из факторов подъема национальной экономики». Необходимо, однако, констатировать, что подобную роль «Газпром» смог играть именно потому, что в ходе его развития оказались блокированы попытки разделения и тотальной приватизации газового сектора.

Геоэкономика трубы

Для сохранения целостности российского и постсоветского экономического пространства и поддержания влияния России на геополитическом уровне значение «Газпрома» оказалось ничуть не меньшим, чем для борьбы с развалом хозяйства.

В странах Европейского союза экспансия российского капитала вызывала опасения местных элит. Несмотря на это, объемы поставок российского газа в Европу оставались стабильными и сохраняли тенденцию к росту на всем протяжении 1990-х и 2000-х годов.

К 2004 году «Газпром» оказался единственным поставщиком газа в Македонию, Боснию и Герцеговину, Эстонию, Латвию, Литву, Финляндию, Словакию и Молдавию. В Болгарии он обеспечивает до 97% потребляемого газа, в Венгрии – 89%, в Турции – 67%, в Австрии – 65%, в Германии – 45%, в Италии – 27%, во Франции – 25%. Четверть общего объема газового потребления Европейского союза обеспечивается российским концерном.

Конфликтные ситуации, связанные с транзитом газа через Украину и Белоруссию, стали предметом бурного обсуждения, но на этом фоне гораздо меньшее внимание уделялось благополучному сотрудничеству с Киргизией, Арменией и Казахстаном. Примером успешного сотрудничества может быть и работа «Газпрома» с вьетнамской нефтегазовой корпорацией Petrovietnam.

С 2004 года «Газпром» реализует поэтапную стратегию наращивания присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Газовый концерн планирует поставлять СПГ собственного производства со Штокмановского месторождения и «Сахалина-2» (поставки СПГ с последней площадки начаты в феврале 2009 года). С 2005 года «Газпром» не только приобрел активы в российской электроэнергетике и нефтяном секторе, но также упрочил экспортные позиции, дав старт проектам по диверсификации поставок газа. Были выстроены партнерские отношения с немецкими энергогигантами E.On и BASF, итальянской ENI. Подписан ряд стратегических соглашений о поставках газа в страны АТР, в том числе в Китай.

Газовая корпорация оказалась первой российской глобализированной компанией, примеру которой, часто с куда меньшим успехом, последовали другие структуры российского бизнеса.

Новая корпоративная культура

Новый этап в развитии «Газпрома» наступил с приходом к власти Владимира Путина, после чего начались перемены в руководстве концерна. В 2001 году председателем правления компании стал Алексей Миллер, ранее работавший заместителем министра энергетики РФ. В течение 2001–2003 годов кадровые перестановки в менеджменте сопровождались структурными изменениями.

Одной из важнейших задач в ходе корпоративной реорганизации холдинга стала консолидация в руках государства раздробленных активов газовой отрасли, выведенных из орбиты ее влияния прежним руководством холдинга. В 2001–2005 годах «Газпром» вернул переданные Группе «Итера» крупные пакеты акций в «Пургазе» (Губкинское месторождение) и «Севернефтегазпроме», восстановив таким образом контроль над Губкинским и Южно-Русским месторождениями. Кроме того, газовый холдинг восстановил контроль над СИБУРом – лидером российской газохимической отрасли и ключевыми «дочками» – «Востокгазпромом», «Запсибгазпромом» и «Нортгазом». Усилиями А.Б.Миллера «Газпром» также возвратил себе утраченный при прежнем руководстве компании контроль над поставками газа в СНГ. Наконец, главной корпоративной победой стало восстановление государственного контроля в «Газпроме».

В декабре 2005 года Владимир Путин подписал принятые Государственной Думой поправки в Закон «О газоснабжении РФ», завершившие восстановление государственного контроля над концерном и одновременно обеспечившие либерализацию рынка акций «Газпрома».

Впоследствии «Газпромом» на рыночных условиях был приобретен крупный частный актив «Сибнефть». В результате за три года – с середины 2004-го по середину 2007 года – государство увеличило свое присутствие в нефтегазовом секторе с 16,41 до 40,72%.

Начиная с этого времени и по сей день «Газпром» остается своеобразной моделью управленческой системы, основанной на сочетании технократической рациональности с ориентацией на государственные приоритеты.

«Газпром» и социальная политика

Структура постсоветской экономики предопределила ситуацию, когда более 60% доходной части бюджета страны обеспечивалось топливно-энергетическим комплексом, и именно «Газпром» оказался главным поставщиком средств в бюджет. Между правительством и концерном неоднократно возникали трения по финансовым вопросам, когда власти настаивали на недостаточном объеме платежей и избыточности льгот, полученных корпорацией, а ее представители, напротив, указывали на большие объемы неплатежей, а также прямые и косвенные субсидии, предоставляемые «Газпромом» государственным структурам. Независимо от колебаний рыночной ситуации «Газпром» в течение всего постсоветского периода играл и продолжает играть значительную роль в пополнении бюджета страны, способствуя сдерживанию роста внутренних цен, сокращению инфляции и созданию рабочих мест.

Важным направлением работы «Газпрома» стала программа газификации российских регионов. Она оказалась одной из важнейших удач, которыми может похвастаться российская экономика. Только в 2005–2007 годах на ее осуществление концерн выделил 43 млрд. руб. Это дало возможность за три года обеспечить голубым топливом 13 млн. граждан в 53 регионах Российской Федерации. Общий уровень газификации страны достиг 62%.

Кроме того, российский газовый монополист оказался способен отладить на своих предприятиях систему трудовых отношений, которая обеспечивает не только высокие зарплаты, но и достаточно высокий по отечественным меркам уровень социальной защищенности работников. Поскольку значительная часть газового производства приходится на регионы Сибири и Дальнего Востока, страдающие от недостатка инвестиций как в промышленность, так и в инфраструктуру, эта проблема отчасти компенсируется деятельностью компании.

Газ и кризис

Глобальный экономический кризис, начавшийся в 2008 году, не только изменил, но и серьезно усложнил структуру энергетического рынка, сделав ее конъюнктуру крайне неустойчивой. Несмотря на это, газовый концерн продолжал свою экспансию. Крупным успехом «Газпрома» внутри страны, существенно повысившим его капитализацию, стало приобретение лицензии на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения в марте 2011 года. Помимо нефтегазовой отрасли важнейшим приоритетом компании в последние годы является инвестирование в электроэнергетические активы. Так, до 2015 года объем инвестиций в отрасль должен превысить 250 млрд. руб. В результате в 2011 году ОАО «Газпром» вошло в тройку самых прибыльных компаний мира по версии журнала Forbes, уступив только американской ExxonMobil и швейцарской Nestle. Напомним, что, когда в 2001 году А.Миллер возглавил компанию, она не входила даже в первую тридцатку.

Масштабные программы внешнеэкономической экспансии «Газпрома» – проекты «Северный поток» и «Южный поток», рассчитанные на стабильное развитие европейского рынка и не менее стабильный рост спроса, оказались на грани срыва. Проблемой становится не только постоянно сохраняющаяся угроза падения нефтяных цен, которая может вызвать общее ослабление энергетического рынка, но и возросшая на волне высоких цен конкуренция. В Европу увеличиваются поставки сжиженного газа из стран Ближнего Востока, развиваются технологии добычи сланцевых газов. «Северный поток» был запущен в ноябре 2011 года, и тогда же официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил телеканалу Russia Today, что концерн не рассчитывает на быструю окупаемость проекта, на который было потрачено 8,8 млрд. евро. Одновременно продолжались работы над «Южным потоком», который вынужден соревноваться с проектом Nabucco, строящимся для того, чтобы в обход России доставлять на Запад газ из Азербайджана и Туркмении. Оценочная стоимость проекта «Южный поток» составляет 15,5 млрд. евро, из которых около двух третей должно быть потрачено на морскую часть. Столь большие затраты способствовали увеличению корпоративного долга. Концерну пришлось приложить определенные усилия, чтобы исправить сложившееся положение. К середине 2011 года общий долг группы «Газпром» снизился до 45 млрд. долл., что было почти на 16% меньше кризисного уровня 2009 года.

Геополитическая связь «Газпрома» с российским государством, являясь в целом стратегическим преимуществом компании, также в условиях кризиса продемонстрировала свою оборотную сторону, поскольку деятельность концерна стала наталкиваться во многих странах на препятствия политического характера. Давление кризиса способствует росту протекционистских тенденций в большинстве экономик мира, жертвой чего и оказывается «Газпром», особенно когда выступает в роли международного инвестора (экспортера капитала). Это, однако, не помешало компании развивать свою экспансию на внешних рынках, причем речь идет не только о вывозе сырья, но и о технологическом сотрудничестве.

Масштабы этих проблем в полной мере можно будет оценить в ближайшем будущем, но на данный момент они не привели к свертыванию инвестиционных проектов «Газпрома». В дальнейшем может потребоваться определенная корректировка стратегии компании с учетом перечисленных новых вызовов.

Выводы

1. Существование «Газпрома» в качестве единой корпорации, способной проводить скоординированную инвестиционную и технологическую политику, сохранение на этой основе интеграции и единства газовой отрасли оказались важнейшими факторами преодоления кризиса в 1990-е годы и не менее важным инструментом хозяйственного развития в начале XXI века.

2. Связь газовой корпорации с государством оказалась стабилизующим фактором для российской экономики в целом. Характер и формы этой связи менялись параллельно тому, как изменялась политическая и хозяйственная ситуация, складывалась и эволюционировала вся система российского капитализма. Неформальные взаимоотношения 1990-х годов сменились в следующем десятилетии рационально-формальными отношениями, закрепленными в корпоративной структуре и правовых актах, что отражало общий процесс стабилизации экономической и общественной жизни в России.

3. Партнерство газового концерна с государством позволяет решать многие проблемы социального развития, поддержания занятости и сохранения промышленного потенциала. Однако это партнерство является взаимовыгодным, поскольку российское правительство, несомненно, учитывает интересы компании в своей политике, особенно внешней.

4. В качестве крупнейшей и старейшей госкорпорации «Газпром» стал моделью корпоративной реорганизации российской экономики, причем этот образец не мог не оказать влияния и на развитие частного бизнеса. Меры по усилению государственного контроля над компанией были частью общего процесса рациональной корпоративной реорганизации, которая, в свою очередь, являлась закономерным этапом в формировании новой социально-экономической структуры.

5. Деятельность компании способствовала интеграции экономического пространства России, сохранению или восстановлению ее связей с бывшими республиками Советского Союза, развитию экономических связей с Западной Европой. В рамках нового международного разделения труда именно «Газпром» стал одним из важнейших звеньев, интегрирующих Россию в глобальное экономическое пространство.

6. Мировой экономический кризис, выявив слабые стороны сырьевой ориентации российской экономики, создал целый ряд трудностей для газовой корпорации. Однако при всех перечисленных проблемах «Газпром» остается ведущей российской компанией, сохраняющей способность к развитию, реализующей в отличие от многих других отечественных корпораций масштабные инвестиционные проекты, способной выходить на новые рынки. Сложившаяся в концерне система трудовых отношений обеспечивает достаточно высокую по российским меркам социальную защищенность работников, что оказывается важным фактором развития для тех регионов, где разворачивается деятельность предприятий.

7. Максимальное укрепление внутреннего рынка, связи с обществом и потребителем является в условиях кризиса рецептом выживания и развития. Изменения, необходимые, для того чтобы осуществить подобную стратегию, ведут в направлении прямо противоположном тому, которое предлагают либеральные критики газового концерна и других госкорпораций. Несмотря на все трудности, возникшие в начале 2010-х годов, «Газпром» остается лидером мирового газового рынка и перспективы его развития тесно связаны с общими перспективами России. Разрушить их связь было бы убийственно и для страны, и для отрасли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1147
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1379
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1649
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1199

Другие новости