0
1731
Газета Идеи и люди Интернет-версия

25.05.2012 00:00:00

Место для дискуссий

Эдуард Баталов

Об авторе: Эдуард Яковлевич Баталов - доктор политических наук.

Тэги: власть, оппозиция


власть, оппозиция Сталкиваются точки зрения политиков, их стратегии поведения. Перед нами выбор.
Фото Reuters

Недавно группа российских политиков во главе с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным объявила о создании Комитета гражданских инициатив. В России скоро появятся новые политические партии, и весьма вероятно, что среди них будут не только «воздушные шарики», которые быстро лопнут в суровом российском климате, но и более или менее серьезные и прочные объединения, и эти последние тоже захотят выступить с гражданскими инициативами. Возникнут, возможно, и какие-то новые мозговые центры, нацеленные на формирование программ демократического обновления России. Но будут ли выдвигаемые всеми этими структурами инициативы иметь успех? Только при том (среди прочих) условии, что получат устойчивую и активную поддержку снизу, со стороны граждан.

Ценности и добродетели

С формально-юридической точки зрения граждане – это люди, принадлежащие на правовой основе к определенному государству, наделенные рядом прав и свобод и обремененные рядом обязанностей. Словом, у кого на руках паспорт, тот и гражданин. Но уже античные мыслители понимали, что люди, достойные именоваться «гражданами», должны обладать особыми качествами или, как говорил Аристотель, быть наделены особыми добродетелями. В этом смысле не каждый обладатель паспорта – гражданин. И не всякий член гражданского общества как совокупности негосударственных институтов и объединений обладает качествами гражданина. Так что гражданское общество и сообщество граждан – не тождественные понятия.

В отличие от прав и обязанностей добродетели гражданина современного демократического общества не записаны ни в Конституции, ни в других нормативных актах, но историческая практика таких стран, как, скажем, Соединенные Штаты, Канада, Великобритания, Франция, позволяет составить представление об этих добродетелях.

Начать с (обще)национальной идентичности. Гражданин знает, к какой национально-государственной общности принадлежит («я – американец», «я – испанец»), и чувствует себя ее частицей. Он имеет представление, пусть порой и примитивное, о базовых ценностях этой общности, о том, какую роль в мире играет его страна, куда она держит путь и т.п.

Демократически ориентированный гражданин – законопослушный человек с развитым правосознанием, с устойчивыми нравственными ориентирами, испытывающий острое чувство личной ответственности за то, что происходит в его стране и с его страной, и готовый сделать все от него зависящее для защиты демократических ценностей. Он с уважением относится к людям, придерживающимся иных религиозных и политических взглядов, и проявляет терпимость к их позициям – разумеется, при условии, что эти взгляды и позиции далеки от экстремизма и не вступают в противоречие с законом.

Демократически ориентированные граждане склонны проявлять чувство политической, социальной, общенациональной солидарности и единения перед лицом нарушения их законных прав, а также в случае групповых и национальных угроз – расизма, фашизма, терроризма и т.п. Это свободные люди, готовые отстаивать и защищать – в том числе в схватке с государством – свои права, позиции, честь и достоинство и выступать с критикой властей, что не мешает им быть патриотами своей страны.

Много ли граждан в России?

Граждане у нас в стране были всегда. Есть они и сегодня. В этом убедили события последних месяцев. Спорят, кто выходил на Болотную и на Сахарова, на другие площади Москвы. Там, конечно, были и оппозиционеры. Но основную массу протестовавших составляли, если говорить словами Достоевского, «униженные и оскорбленные». Униженные верхами и оскорбленные тем, что обладатели властных кресел, вцепившиеся в них до побеления суставчиков и готовые идти на любые ухищрения и ложь, крадут у них не только деньги (коррупция), но и голоса; что судьбоносные для страны решения принимаются за их спиной («сегодня на хозяйстве подежуришь ты, а завтра – снова я»); что независимые суды существуют только на бумаге и т.д. и т.п. Но и оппозиционеров, и оскорбленных объединяло то, что все эти десятки тысяч людей (разве что за очень малым исключением) чувствовали себя гражданами и вели себя как граждане.

Только вот много ли их в России? Достаточно ли для того, чтобы держать правителей в узде закона и заставлять их считаться с народом? Все помнят крылатые слова Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть,/ Но гражданином быть обязан». А есть у него и другие строки: «Ах! Будет с нас купцов, кадетов,/ Мещан, чиновников, дворян,/ Довольно даже нам поэтов,/ Но нужно, нужно нам граждан!» Сегодняшней России именно что «нужно граждан».

Политика постсоветского российского государства не способствовала формированию гражданина. Семья и школа пребывали в плачевном состоянии. Закон игнорировался едва ли не всеми – жили по понятиям. Поклонение золотому тельцу привело к монетизации совести. Глубокое социальное расслоение било по солидарности и толерантности. Дух общенационального единения покинул нас, и люди не чувствовали «локоть друг друга», как пелось в одной из старых песен. А если и чувствовали, то очень острый локоть. Ответственность перед обществом превратилась в музейный раритет.

Было утрачено чувство (обще)национальной идентичности. Люди перестали понимать, кто они такие, в каком обществе живут и куда их ведут. В июле 1996 года Ельцин призвал своих сторонников срочно (за год!) отыскать национальную идею, которая бы задала россиянам новые политические и нравственные ориентиры и обозначила вектор развития общества. Но, как и следовало ожидать, ни за год, ни за десять лет эту идею так и не нашли. И немудрено. Великие идеи, способные сплотить народ, повести его «на подвиг и на труд», не высасываются из пальца. Они вынашиваются и рождаются в муках самим же народом. А идеологи их только аранжируют, подобно тому, как (по утверждению Михаила Глинки) композиторы аранжируют создаваемую народом музыку. Значит, надо помочь народу обрести голос и сделать так, чтобы он был услышан на российских просторах.

Становление гражданина, происходящее в процессе социализации индивидов, – длительный и сложный процесс, в который вовлечено множество «агентов», как сказали бы социологи. Особая роль принадлежит семье и школе. Но и там и там закладываются (если закладываются) только основы гражданственности, получающие (или не получающие) развитие в процессе дальнейшей социализации, в которой участвуют политические и общественные организации, СМИ, трудовые коллективы. В некоторых странах велика роль церкви. Но чтобы человек стал демократически ориентированным гражданином, необходимы условия как для развития гражданственности, так и для ее проявления в общественной жизни.

Россия стоит перед необходимостью одновременного решения двух задач. Во-первых, серьезного реформирования школы как института формирования гражданственности; создания таких условий для семьи, которые могли бы способствовать воспитанию детей в духе гражданских добродетелей; демократизации существующей политической системы. Во-вторых, создания условий для проявления на деле демократической гражданственности. Для решения обеих этих задач требуется широкий общественный диалог.


Интернет и его социальные сети сегодня на подъеме. Это технология свободы.
Фото Reuters

Необходимость диалога

Общественный диалог – это свободный, перманентный, идущий на равных обмен идеями и взглядами между государством и гражданским обществом, между институтами самого гражданского общества (включая политические движения, партии, общественные организации), между Центром и регионами, между верующими и атеистами, между правыми и левыми, между отдельными группами и между индивидами. Но прежде всего – между властями и подвластными.

Такого диалога у нас не велось никогда – ни до революции, ни в СССР, ни в постсоветской России. Власть не умела и не хотела общаться с народом на равных, слушать, а тем более слышать его, пока нараставший временами глухой подземный гул протеста не вызывал у нее страха и не заставлял срочно принимать какие-то меры, а больше – полумеры, включая временное установление диалога с какой-то частью населения. А потом все возвращалось на круги своя.

В наши дни в ходе пресс-конференций и общения со специально подобранными группами людей иные руководители могут часами отвечать (и довольно ловко) на задаваемые вопросы. Но, уловив даже слабый шелест возражений, нешуточно гневаются и порой доходят до прямых оскорблений, которые и повторять-то совестно. И дело тут не только в нетерпимости начальников и в сложившемся у них чувстве полной безнаказанности. Все серьезнее: у нас нет культуры диалога.

На каких же площадках и в каких формах мог бы протекать общественный диалог? Лет 20 назад мало кто мог представить себе, какую роль в обмене взглядами и идеями способен играть Интернет. Сегодня это одна из самых востребованных и эффективных площадок для диалога. Нет сомнений в том, что она будет расширяться, а ее потенциал – возрастать, тем более что налицо тенденция к перебазированию некоторых печатных изданий в виртуальное пространство.

Самой же главной и самой важной площадкой для диалога остается телевидение – центральное и местное. Оно потеснило печатную прессу. Но газеты и журналы (их несколько десятков тысяч) продолжают работать как трибуна для обмена идеями и взглядами, и, по данным на 2010 год, более половины взрослого населения страны хотя бы раз в неделю берут в руки периодические издания.

Еще одна площадка – официальные и полуофициальные общественно-политические форумы: съезды разного рода объединений и партий; расширенные заседания и совещания, посвященные обсуждению тех или иных проблем; встречи представителей руководства с трудовыми коллективами и т.д. и т.п. Специфика этой площадки в том, что контакты между людьми тут происходят в реальном пространстве.

Большие возможности для общественного диалога открываются в ходе избирательных кампаний, предполагающих проведение серии публичных дебатов между кандидатами на выборные должности и освещаемых в СМИ.

Особо следует выделить митинги, шествия, марши, демонстрации и другие формы выступлений, в которых участвуют порой тысячи и десятки тысяч людей. Это не только признак того, что люди не могут больше молчать. Это еще и свидетельство того, что им есть что сказать, своего рода катализаторы формирования альтернативных идей и взглядов.

Обратная связь

На этих площадках и мог бы протекать широкий общественный диалог – но при условии более или менее существенного переформатирования некоторых из них. Один из путей такого переформатирования – расширение круга обсуждаемых проблем и круга лиц, получающих свободный доступ на эти площадки, возможность использования последних оппозиционерами и несогласными.

Это касается прежде всего телевидения. Порой приходится слышать, что государство, мол, не вмешивается в положение дел на ТВ. Однако все прекрасно знают, что давать в эфир, а что не давать, кто будет допущен в эфир, а кто не будет – все это решают власти, центральные и/или местные. Вот конкретный пример. Выступая 22 апреля на телеканале «Дождь», Владимир Познер признался, что хотел бы пригласить в свою программу на Первом канале опального блогера Алексея Навального, но ему не позволяют это сделать. (Хотя свою беседу с приглашенным гостем Познер начинает обычно около полуночи, да еще в рабочий день, что заведомо сужает зрительскую аудиторию.) И дело тут не в том или ином конкретном оппозиционере. Дело по большому счету в трусости властей предержащих, их страхе перед оппозицией (как системной, так и внесистемной) и несогласными, страхе перед самой возможностью роста их влияния в обществе.

В последнее время стала использоваться даже такая форма борьбы с протестными выступлениями, как контрмитинги, проходящие под лозунгами и призывами, прямо противоположными тем, которые выдвигают протестующие. Тут нет ничего необычного, и подобную ситуацию можно было бы даже считать острой формой диалога, если бы не одно «но». Эти контрмитинги организовывались при активной поддержке (а возможно, и по инициативе) властей, и направлены они были на морально-психологическое подавление протеста, а не на поиск согласия. Опасная затея в и без того расколотом обществе!

Другой путь переформатирования – перевод площадок, используемых для монологического общения, в регистр диалогической полифонии. То есть введение обратной связи, когда тот же представитель власти не просто отчитывается перед кем-то или наставляет кого-то, а выслушивает мнения оппонентов и отвечает на них, так что в итоге завязывается свободный, хотя, возможно, и острый диалог. Или взять избирательные кампании. На минувших президентских выборах дебаты претендентов на высший пост в государстве были скомканы, а властная вертикаль работала фактически только на выдвиженца едросов.

К существующим площадкам можно добавить новые. В ряде стран практикуется так называемая делиберативная демократия (от латинского delibero – обсуждать, обдумывать). Формы ее различны, но суть – в проведении неофициальных совещательных форумов разного типа и масштаба, на которых рядовые граждане, представляющие группы людей с разными интересами, обсуждают важные для них вопросы и вырабатывают согласованное решение о том, что следует предпринять. А потом это решение становится предметом диалога на более высоком уровне – с соответствующими властями. Особые надежды сторонники делиберативной демократии связывают с использованием современных средств коммуникации (телеконференций и телемостов, интерактивных кабельных систем, Интернета, мобильной телефонной связи и т.п.).

Наши вновь создаваемые партии, естественно, будут организовывать внутрипартийные мероприятия. А как они станут взаимодействовать друг с другом и с уже существующими партиями? Не стоило ли бы им подумать о формах межпартийного диалога (вполне допустимого не только между союзниками, но и между конкурентами)?

Многие наши государственные и негосударственные институты имеют специальные подразделения по связям с общественностью (английская аббревиатура PR, пиар). Как правило, это односторонняя связь, сводящаяся именно к пиару, как понимает его большинство, то есть к саморекламе, к созданию в общественном сознании своего позитивного образа, к манипулированию этим сознанием. Но сегодня нужна другая форма коммуникации – диалогическая, предполагающая наличие обратной связи и обмен знаниями и идеями в интересах обеих сторон.

Словом, площадок для демократического диалога можно найти немало. Было бы желание. А начинать готовить к нему надо, наверное, с тех же институтов, с каких начинается формирование самих граждан, – с семьи и школы.

* * *

Итак, диалогическая форма общения способна сыграть важную роль в формировании гражданина и становлении демократии. Участники диалога учатся умению слушать и слышать голоса и мнения других людей, с которыми они могут быть не согласны. Учатся политической, религиозной и культурной толерантности.

Именно в процессе общественного диалога между людьми, живущими порой в тысячах километров друг от друга и никогда друг друга не видевшими, может произойти осознание ими своей принадлежности к единому общенациональному целому, рождение чувства единства их судеб, равно как и понимание того, в какой стране они жили вчера, живут сегодня и хотели бы жить завтра.

Именно в процессе диалога могли бы выкристаллизоваться и сложиться в некую иерархию те идейные и нравственные ценности, которые были бы приняты большинством россиян в качестве жизненных ориентиров и сыграли бы роль социальных скреп, на отсутствие которых у нас сетуют последние 20 с лишним лет. Государственная (официальная) идеология этой проблемы не решит. Во-первых, она запрещена статьей 13 Конституции РФ. И это оправданный запрет, выросший из осознания той пагубной роли, которую сыграл научный коммунизм в идейном крахе советского общества. А во-вторых, если бы даже некая партия и попыталась сконструировать какую-то идеологию, которая бы «спарашютировала» в массы, это не дало бы желаемого эффекта. Не то тысячелетие на дворе. В лучшем случае эта идеология встретила бы холодное безразличие людей, в худшем – открытое отторжение.

И еще. В нашем обществе напластовалось немало чреватых конфликтами противоречий. Кто-то считает, что о них лучше помалкивать («Не надо раскачивать лодку!»). Но политический опыт многих стран убеждает в том, что путь к разрешению этих противоречий, включая самые острые, пролегает как раз через их публичное обсуждение. Так что диалог способен сыграть важную роль не только в формировании гражданина и становлении демократии, но и в разрешении общественных противоречий и предотвращении (или по меньшей мере смягчении) социально-политических конфликтов.

Сегодня власти идут на диалог скрепя сердце и на ходу отказываясь от данных еще вчера обещаний. Это объяснимо: превознося народ публично, они на самом деле не доверяют ему и опасаются, что если он получит реальную полную свободу, то у нее, у власти, могут возникнуть реальные проблемы. На самом деле проблемы возникнут у власти как раз в том случае, если она не будет поддерживать постоянный, честный, открытый, идущий на равных диалог с народом и откликаться реальными отзывами (не только словесными) на его вызовы. Тогда энергия протеста продолжит тихо накапливаться, а ее потенциал – возрастать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
759
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2304
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1386
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1720

Другие новости