0
6639
Газета Идеи и люди Интернет-версия

18.10.2013 00:01:00

Арктика не терпит торопливых

Алексей Хайтун

Об авторе: Алексей Давыдович Хайтун – доктор экономических наук, профессор, лауреат Госпремии СССР.

Тэги: арктика, нефть


арктика, нефть Арктический проект может стать для России дорогостоящим разочарованием. Фото Reuters

Добывать нефть на море в принципе дело опасное. Шельфовое бурение – наиболее сложный процесс в разведке и извлечении ископаемых углеводородов. Нужны специальные технологии, требуются крупные затраты на техническую и программную базы. Важен человеческий капитал – высокооплачиваемые работники отменного здоровья и очень высокой квалификации. Тем не менее в мире эксплуатируется примерно 1500 морских буровых платформ, на них по законам статистики возможны и в реальности бывают аварии.
Самая крупная случилась 20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе на буровой разведывательной платформе Deepwater Horizon, принадлежащей «дочке» транснационального конгломерата British Petroleum (ВР). Погибли 12 человек, платформа уничтожена пожаром, произошел неконтролируемый выброс нефти в объеме примерно 15 тыс. тонн. Экологические последствия оказались катастрофическими: загрязнение распространилось на побережье трех штатов, практически на весь южный регион США.
Выяснилось, что для каждого района добычи необходимо иметь в горячем резерве суда, платформы с буровыми установками, различного рода устройства для закупорки скважин. Нужен и быстро мобилизуемый персонал, на практике освоивший технологии аварийных работ. Ни свободных аварийных мощностей, ни аварийной команды в Мексиканском заливе не было. (Нет их и в российской Арктике, природа которой еще более уязвима.) ВР пришлось собирать аварийную команду со всего мира. В результате  восстановительные работы затянулись, а убытки  возросли. Необходимость иметь аварийные резервы при работе на шельфе существенно увеличивает затраты нефтегазовых компаний, а требуемые от этих корпораций страховые взносы поднимает на порядок.
Наибольшие трудности могут возникнуть при разработке шельфовых месторождений Арктики: проектировщики будут вынуждены ужесточить требования к строительству и эксплуатации Приразломного и Штокмановского месторождений, что повысит себестоимость добычи и транспорта продуктов. В данном регионе на арктических шельфах у нас намечается соорудить 15–20 платформ. Сейчас, насколько мне известно, сооружены четыре платформы, но одна – «Кольская» – затонула при буксировке. В этих условиях при малых (относительно мировой практики) национальных ресурсах только для резервирования аварий потребуется интернационализация углеводородных программ Арктики. Уже на стадии разведочного бурения будут нужны   жесткие меры безопасности, из-за чего заявки на ресурсы могут быть пересмотрены в сторону крайнего удорожания.
Коль скоро мировые стандарты безопасности работ на шельфе изменяются, проектировщики вынуждены ужесточить требования к строительству и эксплуатации арктических проектов, что повышает себестоимость добычи и транспорта продуктов. Можно утверждать, что себестоимость добычи нефти и газа на шельфах повысились на 15–20%.
Арктический проект уже сейчас на пределе рентабельности. На конец 2012 года с учетом себестоимости барреля добытой на Приразломном месторождении нефти (около 30 долл.), налога на добычу полезных ископаемых и таможенных пошлин рентабельность проекта стала нулевой, даже когда стоимость нефти на рынке немного превышает 100 долл. за баррель. А при падении мирового спроса на углеводороды и снижении цен на нефть проект полностью потеряет экономический смысл.
В прошлом году по критериям рентабельности было заморожено освоение Штокмановского газового месторождения с запасами в 3,8 трлн. куб. м. Это одно из самых больших месторождений в мире. Добыча должна была начаться до конца 2017 года, но теперь сроки относятся в неопределенность.
Точной оценки объемов углеводородных запасов Арктики не существует: ООН называет цифру в 100 млрд. тонн нефти и 50 трлн. куб. м газа. Геологические службы США и Дании оценивают арктические нефтяные запасы в 83 млрд. тонн, или 13% от всех неразведанных мировых запасов. Объемы неразведанного газа могут оказаться более значительными и достигать 1550 трлн. куб. м. Большая часть нефти залегает вблизи побережья Аляски, а основные газоносные поля располагаются у берегов России. Можно полагать, что запасы углеводородов в Арктике не станут панацеей для стабилизации российского энергетического комплекса.
Между тем возможности добычи нефти и газа на материке далеко не исчерпаны. Имеются резервы повышения качества эксплуатации действующих скважин в Западной Сибири для включения в экономический оборот попутного нефтяного газа, на Ямале разведаны новые месторождения. Перспективна разработка сланцевого газа и нефти в европейской части страны, вблизи локальных экономических потребителей. Реальны также перспективы разработки месторождений нефти и газа в Восточной Сибири. Наконец, страна располагает серьезными запасами углей и технологией их экологически приемлемого использования.
Таким образом, проект нефтегазового освоения арктических шельфов имеет в России не лучшие альтернативы в мировой экономике и, по-видимому, не сможет привлечь серьезного заказчика. Именно поэтому сейчас задача мотивируется чисто политически...
Российская компания по освоению шельфа – ЗАО «Росшельф» – была образована в 1992 году в форме холдинга из 20 различных организаций. С тех пор она претерпела не менее пяти крупных реорганизаций. В результате судебных тяжб платформа МЛСП «Приразломная» перешла в ведение дочерней компании «Газпром».
Между тем опыт Западной Сибири говорит, что для столь крупного северного проекта требуется жесткая организационная структура, имеющая серьезные полномочия и определенную независимость. Таким и был Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс (ЗСНГК) в качестве территориально-отраслевой структуры Госплана. Для строительства системы газопроводов было создано строительное министерство Миннефтегазстрой. Не призывая к возврату плановой системы, хочу подчеркнуть: крупному арктическому проекту должна соответствовать жесткая хозяйственная структура с большими полномочиями и независимым капиталом.
Глобальная компания BP структуры для ликвидации аварий не имела и потому в ходе ликвидации последствий аварии в Мексиканском заливе понесла финансовые убытки до 45 млрд. долл. и, главное, затянула восстановление прибрежных территорий. И потому столкнулась с крупнейшими репутационными издержками.
Одним из аргументов для начала работ в российской Арктике является следующая сентенция: страна привлечет иностранных подрядчиков и получит новейшие технологии.
История МЛСП «Приразломная» этот тезис напрочь опровергает. В основе технологии здесь заложена списанная платформа Hutton, построенная в 1984 году. То есть при начале эксплуатации в российской Арктике верхней части первой платформы морского бурения были использованы технологии 30-летней свежести. Приспособление этой технологии к новому основанию велось неэффективно. В ходе постройки платформы появилась информация о наличии на приобретенном Hutton радиоактивной грязи, в частности, в системе пожарной сигнализации было обнаружено более 300 детекторов с радиоизотопными извещателями.
Российская промышленность оказалась не готова к выпуску оборудования для разработки шельфовых месторождений. При поставках на платформу «Приразломная» выяснилось, что 80% оборудования – брак, возвращаемый производителю. Первое ЧП после вывода платформы в море случилось в октябре 2011 года, когда во время 7-балльного шторма сорвало эвакуационный трап, позволяющий снимать персонал с борта платформы. До осени 2012 года платформа так и не была запущена в работу, после чего начало добычи отложили еще на год. Решение о переносе сроков добычи связывают с нерентабельностью проекта и выявленными госорганами нарушениями, не позволяющими начать бурение. Все же главная потенциальная опасность связана с возможными разливами нефти.
Оценим опасность, которую представляет собой в случае аварии МЛСП «Приразломная» после ввода в действие и начала нефтедобычи. Проектная суточная добыча нефти на объекте – 21–22 тыс. тонн. Емкость танков для нефти – 113 тыс. куб. м. Период отгрузки нефти – шесть суток. Таким образом, аварийный сброс нефти в случае аварии платформы и разрушения танков может достичь 120 тыс. тонн. Напомню, что во время аварии в Заливе было разлито не более 15 тыс. тонн нефти.
Самое главное – отсутствуют технологии сбора нефти с поверхности замерзшего (замерзающего в процессе сбора) океана.
В мировой практике существует три метода ликвидации разлива нефти: механический, когда нефтепродукты собираются специальными нефтесборными системами; применение химических реагентов, при помощи которых нефть разлагается на фракции и поглощается сорбентами; сжигание нефти на поверхности воды. Все методы могут применяться комплексно, что наиболее эффективно при сильном ветре и морском волнении, но в ледовых условиях устранение разливов становится серьезной проблемой.
По моему мнению, эффективного метода ликвидации аварии в арктических условиях сейчас не существует и нефтеразлив в Арктике может обернуться экологической катастрофой.
Следует отметить, что все годы развития ЗСНГК остро стояли вопросы экологии. Прошли годы и десятилетия, но экологическое сознание отнюдь на проникло в народную толщу. И вряд ли проникнет с началом освоения арктических шельфов.
* * *
 Напрашиваются следующие выводы.
В российской Арктике пока не созданы ответственные структуры государственного уровня, могущие взять на себя ответственность за освоение шельфов Ледовитого океана.
Конъюнктура мирового рынка не дает запросов на дорогие нефть и газ российской Арктики, и потому привлечение иностранных нефтяных корпораций, а с ними и современных технологий остается проблематичным.
Отечественные технологии морской добычи не обеспечивают экологической безопасности, а общая экологическая культура работников отрасли пока недостаточна.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
527
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
653
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
552
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
453

Другие новости