0
2860
Газета Идеи и люди Интернет-версия

23.01.2017 00:01:00

А был ли стук или опять показалось?

Сергей Фатуев

Об авторе: Сергей Вячеславович Фатуев – литератор, учитель истории.

Тэги: история, человечество, кино, алексей герман, гиперреализм, цивилизация, средневековье, возрастная типология


история, человечество, кино, алексей герман, гиперреализм, цивилизация, средневековье, возрастная типология Для любителей Средневековья оно воплощается в потешных рыцарских поединках. Фото Reuters

Статья Сергея Волкова «Нам постучали из Средневековья» («НГ» от 05.12.16) неожиданно всколыхнула во мне радугу чувств и эмоций. Автор, известный и уважаемый писатель, сценарист, журналист, делится с читателями своими размышлениями о фильме Алексея Германа «Трудно быть богом». Сказались, наверное, моя юношеская любовь к знаменитому произведению Стругацких и многочисленные исторические аллюзии в статье. Она для меня как хорошая закваска, попавшая в питательную среду.

Автор статьи уверенно утверждает, что реальность Средневековья была именно такой, как в фильме Германа: «скученность, грязь, нечистоты… юмор в современном понимании отсутствует». Далее Сергей Волков и вовсе заявляет, что в отличие от античности и эпохи Возрождения «Средние века одарили человечество кострами из людей, писающим мальчиком, дырами в скамьях Октоберфеста как логичным продолжением «цирка уродов». Автор хочет сказать, что в огромный исторический период, около тысячи лет, в Европе ничего позитивного не происходило? Такая точка зрения по меньшей мере забавна.

В дискуссионном запале автор не замечает процесс создания университетов и их деятельность, собирание и хранение античного наследия в монастырях, книжное дело, изобретение технических новшеств, возведение колоссальных кафедральных соборов с поразительными витражами и многое, многое другое. Большинство современных медиевистов сегодня склоняются к выводам, противоречащим взглядам на Средневековье как на «темные века», как на некое безвременье в развитии человечества.

Алексей Герман и автор статьи, к сожалению, ничего не говорят о главном, о том, что составляло суть и каркас этой эпохи, о том, что резко отделяло Средневековье от Античности и от Нового времени. Сущностью этого исторического периода, безусловно, была особая роль христианства и Церкви в жизни европейских народов. После эпохи Античности с ее рабовладением и культом удовольствий в высшем обществе распространение христианства было прогрессивным явлением.

В монохромном, тягуче однообразном фильме начисто отсутствует красота Божьего мира. Повсюду одна грязь, мокрота и низость человеческих отношений. Так что же, это Господь создал такой мир или его извратили люди? Фильм не отвечает на такие вопросы.

Соглашусь: наверное, в Средневековье было много грязи, вони и мерзости. Но об этом можно было бы сказать в одной-двух сценах. А где же красота природы, где творения людские, как у Андрея Тарковского в фильме «Андрей Рублев»? Там тоже Средневековье, но сколько там красоты и любви. Как в жизни. Помните появление в монохромном мире цветной иконы «Троица» Андрея Рублева? Вот это потрясает. Этот фильм вызывает во мне сопереживание, а фильм Германа оставляет скучно-равнодушное послевкусие. Поэтому сопоставление сцен утопления книгочея в нужнике в фильме «Трудно быть богом» и пыток монаха в «Андрее Рублеве» мне показалось неуместным. Ну, утопили, жалко, конечно. Но никакого «узнавания» у меня не было. Не было сопереживания.

В фильме Германа меня цепляли и находили отклик в душе только сцены, перекликающиеся с картинами великих фламандских мастеров. Там, пожалуй, я с радостью узнавал наш мир, а в двух третях фильма он мне не знаком. У меня не хватает культурного багажа, чтобы его узнать и погрузиться в его проблемы.

Автор статьи к достоинствам фильма относит и способ операторской работы при съемке фильма с переносной камерой на руках. Само применение этого метода не ново. Известно, что одним из первых этот метод применил оператор Сергей Урусевский еще в 1957 году при съемках фильма «Летят журавли». Алексей Герман возвел этот метод в абсолют. Большинство сцен его фильма снято движущейся камерой. В сочетании со звуком, также имитирующим движение, получается вполне реалистично. Но применение таких приемов требует от зрителя повышенного внимания и напряжения. Здесь нельзя отвлечься, отвернуться на несколько секунд, что-то ответить близким или сходить на кухню за чаем. Это примерно как в театре, когда актеры на сцене в целях повышенной реалистичности разговаривают слишком тихо, заставляя зрителей напрягать слух.

Сергей Волков зачем-то приводит очень спорную типологию исторического развития человечества, сравнивая ее с развитием человеческого организма. Такая типология как раз характерна для Античности и Средних веков, когда произвольно брали несколько признаков и на них строили систему классификации. Автор пишет: «Средневековье – пубертатный период человечества. Подросткам свойственны инфантилизм, жестокость, грубый юмор, отсутствие сострадания и поиски виноватых». На первый взгляд, написано убедительно, ярко. Однако если в основу типологии ставить возрастную физиологию, то подростковый период не исчерпывается этими признаками. Ему присущи также критичность мышления, склонность к рефлексии, самоанализ, развитие воли, стремление находить своим силам полезное применение. Но Сергею Волкову нравится своей красочностью пубертатный период, вокруг которого он и накручивает логические цепочки.

А собственно, почему во главу поставлена возрастная типология? Почему не годовой или суточный цикл? Решим, например, что Средневековье – это такая пора весны, когда все зарождается, но плодов еще мало и т.д. Тоже ведь можно красиво расписать и даже выводы какие-то сделать. Или предложить еще десяток способов типологии истории – было бы желание и художественное воображение.

Самым поразительным и неудачным в статье Сергея Волкова мне показалась попытка привязать рассуждения о Средневековье и о фильме «Трудно быть богом» к современной ситуации. Автор пишет: «Европа и отпочковавшиеся от нее бывшие заокеанские доминионы не спешат избавляться от наследия Средневековья». И приводит факты, совершенно не подтверждающие этот тезис: об американской системе выборщиков XVII века, о средневековой казни, отмененной в 1840 году, и о том, что делают с прахом Кромвеля в 1661-м. Простите, и вот из этого делается вывод, что Запад не отказывается от Средневековья? Как-то это уж совсем не убедительно.

На мой взгляд, ситуация как раз обратная. Европа и США после Второй мировой войны сделали ставку на развитие гарантий личности и общества потребления. Ни о каких средневековых (и в первую очередь христианских) ценностях речь не идет. Сейчас в Европе многие храмы превращены в музеи, и их экспозиции посвящены истории инквизиции, пыток и борьбы Католической церкви «со всем прогрессивным в науке и искусстве». А права сексуальных меньшинств, мигрантов? Если бы на Западе действительно придерживались средневековых взглядов, то никогда не позволили бы иноверцам так быстро заселять европейский дом.

Сегодня если и можно говорить о возвращении Средневековья, то только в применении к ИГ и прочим террористам. И это скорее всего современное маргинальное движение.

Но вернемся к фильму «Трудно быть богом». На протяжении своей статьи Сергей Волков несколько раз возвращается к мысли, что фильм очень сложен для простого обывателя, предлагает считать эту ленту некоей точкой отчета и даже сравнивает создание фильма со строительством фотонного звездолета. И вот на этом я хочу остановиться.

Фотонный звездолет представляется мне итогом работы множества людей и венцом технологической цепочки страны, группы стран или всего мира. Это то, что принадлежит в научном и технологическом плане всему человечеству. В конечном счете каждый обыватель может испытывать гордость за это творение. А фильм «Трудно быть богом» больше походит на технический курьез: какой-нибудь экзотический движущийся объект с большой позолоченной трубой и громким клаксоном, достойный занять место в политехническом музее. Так и вижу, как экскурсовод показывает указкой на этот экспонат и говорит: «Посмотрите, дети, сюда, перед вами очень редкое изделие, в нем многое было сделано вопреки правилам и традициям, существовавшим в то время». Неожиданно маленькая девочка, округлив глаза, перебивает экскурсовода: «Неужели это еще и ездило»? – «Ну, иногда бывало, только очень медленно, и из трубы вылетало слишком много дыма».

Несомненно, фильм Алексея Германа навсегда останется в нашем культурном наследии. Его обязательно будут изучать студенты – будущие кинематографисты. О нем будут писать книги и диссертации. Но что-то мне подсказывает, что очень скоро на вопрос об этом фильме почти никто в нашей стране ничего ни сможет сказать.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
291
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
376
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
300
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
263

Другие новости