0
5767
Газета Идеи и люди Интернет-версия

07.09.2017 00:01:00

Ливийская драма

Николай Плотников

Об авторе: Николай Дмитриевич Плотников – заведующий Центром научно-аналитической информации Института востоковедения РАН, доктор политических наук; Кристофер Торнтон – программный директор международной неправительственной организации «Центр за гуманитарный диалог» (Женева) по Тунису и Ливии.

Тэги: ливия, политический кризис, сепаратизм, национальный конфликт, туареги, сарадж, армия, хафтар, салах


ливия, политический кризис, сепаратизм, национальный конфликт, туареги, сарадж, армия, хафтар, салах Сейчас страна де-факто разделена по оси восток–запад. Фото Reuters

Падение режима Муаммара Каддафи и разрушение государственности привело к образованию в Ливии нескольких властных центров, ни один из которых не обладает общенациональной легитимностью. Нет и лидеров, пользующихся безусловной поддержкой большинства граждан. Политический партикуляризм переплетается с территориальной фрагментацией. Исторические области – Триполитания, Киренаика и Феццан – де-факто обособились друг от друга. Возник типично ливийский феномен города-государства (Мисурата, Зинтан, Сирт и т.п.). Усилились этнотрайбалистские сепаратистские тенденции.

Соперничество исламистских, светских, племенных и откровенно криминальных группировок, вылившееся в гражданскую войну, во многом обусловлено историческими, социально-экономическими и политическими обстоятельствами, включая интересы и прямое вмешательство внешних игроков. При этом борьба противоборствующих группировок имеет своим непосредственным стимулом дележ наследства свергнутого режима: огромные запасы оружия, значительные финансовые средства государства и частные активы семьи Каддафи и его окружения и, главное, нефтедобывающий комплекс и транспортно-экспортная инфраструктура. Что касается простого народа, то из-за затянувшегося кризиса он сталкивается с огромными трудностями. Высокая инфляция, проблемы с наличной ликвидностью, нехватка медикаментов, электричества, а в некоторых районах даже воды, а также всевозможные угрозы со стороны террористов и криминала делают повседневную жизнь граждан крайне тяжелой.

Проблемы реализации Ливийского политического соглашения

В декабре 2015 года под эгидой ООН было подписано Ливийское политическое соглашение (ЛНС) и на его основе создан Президентский совет (ПС), состоящий из девяти человек, представляющих различные регионы и политические силы страны. Весной 2016-го он сформировал правительство национального согласия (ПНС) во главе с премьер-министром Файезом Сараджем, слабо структурированное из-за трайбалистских и региональных связей министров.

Помимо ПС и ПНС был сформирован и консультативный орган – Высший государственный совет (ВГС) во главе с представителем Мисураты Абдурахманом аль-Свехли. Его создание предусмотрено ЛПС. В результате не вполне прозрачных процедур большинство в ВГС составили исламисты из бывшего Всеобщего национального конгресса, избранного в 2012 году и недавно реанимированного под названием «Новый всеобщий национальный конгресс» (НВНК).

185-5-3.jpg
Самой мощной силой в стране
является Ливийская национальная
армия под руководством Халифы
Хафтара.
Фото со страницы Ливийской
национальной армии в Facebook

Соглашение также подтвердило легитимность избранной Палаты представителей (ПП), расположенной в Тобруке в восточной части Ливии. Парламент поддерживает командующий так называемой Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифа Хафтар, которому Палата представителей в сентябре 2016 года присвоила воинское звание фельдмаршала.

В связи с тем что Ливийское политическое соглашение заключено без достаточной поддержки основных противоборствующих группировок и не получило официального одобрения ПП, оно не смогло разрешить кризис, а созданные им институты не в состоянии эффективно функционировать. Хафтар отказался признать легитимность ПС и выполнять его приказы. Несколько членов ПС начали бойкотировать его заседания и в итоге формально ушли в отставку.

Поспешное подписание ЛПС способствовало и дальнейшей фрагментации противоборствующих сторон и размежеванию среди тех, кто якобы поддерживает это соглашение, и тех, кто остается его противником. Усилия политиков по разрешению конфликта сосредоточены на внесении корректив в ЛПС и изменении состава Президентского совета, но эти бюрократические процедуры не в состоянии учитывать степень фрагментации страны и разочарование большинства граждан своей политической элитой. Для подавляющего числа ливийцев неважно, сколько человек входит в состав ПС. Они скептически относятся к подобным способам решения проблем страны.

В последние месяцы наблюдается активизация дипломатической активности на ливийском направлении, однако она не имеет общего вектора и лишена стратегического видения. После непродуктивной майской встречи в Абу-Даби 25 июля Фаиз Сарадж и Халифа Хафтар при посредничестве президента Франции Эмманюэля Макрона провели переговоры в Париже. Их результатом стало согласование «дорожной карты» по выходу из кризиса и договоренность сторон о введении режима прекращения огня.

Сарадж и Хафтар также взяли на себя обязательство организовать президентские и парламентские выборы при участии наблюдателей ООН, которые могут пройти весной 2018-го. Однако стороны уже договаривались об этом в середине февраля 2017-го в Каире, где при посредничестве начальника египетского Генштаба Махмуда Хигази прошли непрямые переговоры Сараджа и Хафтара. Они не привели к прогрессу в урегулировании конфликта, и нет гарантий, что парижская встреча достигнет заявленных целей, а сами выборы являются наилучшим способом разрешения конфликта.

Одновременно с Хафтаром собственные дипломатические усилия начал предпринимать председатель ПП Агила Салах Исса. Формально он остается союзником Хафтара, но намерен обсуждать стратегию выхода из кризиса на своих условиях.

Салах после апрельской встречи в Риме с главой ВГС Абдурахманом аль-Свехли начал открыто обхаживать диссидентское правительство национального спасения Халифы Гвела, соперничающее с правительством Фаиза Сараджа. 9 мая Салах вел в Рабате переговоры с Нури Абу Сайхменом, главой НВНК, поддержавшим Гвела в его попытке свергнуть Сараджа в октябре 2016-го.

Агила Салах считает, что у него мало шансов остаться главой парламента в случае проведения парламентских выборов, и вместе с тем он надеется занять пост главы правительства вместо Сараджа.

В июне 2017 года был наконец назначен новый спецпредставитель генсека ООН по Ливии. Им стал 66-летний ливанец Гасан Салам, имеющий опыт работы в ооновских структурах в различных горячих точках мира. С его назначением появилась надежда на усиление координирующей роли ООН в разрешении кризиса.

Основные противоборствующие стороны

Самым мощным и сравнительно однородным актором в Ливии является Ливийская национальная армия под руководством Халифы Хафтара. Фельдмаршал обладает рядом весомых активов. Например, в его распоряжении ливийские ВВС (в значительной степени укомплектованы иностранными специалистами), дающие ему абсолютное превосходство в воздухе. Хафтар пользуется поддержкой основных племен восточной части страны, где он базируется. И наконец, антиисламистское послание Хафтара привлекло финансовую и военную поддержку Египта, ОАЭ и в меньшей степени Франции.

Несмотря на эти сильные стороны, маловероятно, что Хафтар сможет расширить контроль над всей страной. В городах на западе Ливии он неизбежно столкнется с плотной застройкой, что нейтрализует его превосходство в воздухе. Крупнейшие западные племена до настоящего момента уклонялись от демонстрации лояльности фельдмаршалу. Кроме того, лояльность восточных племен к Хафтару не означает их готовность вести войну против западных соотечественников. Наконец, огромная военная и финансовая поддержка, необходимая для победы над соперниками в западной части страны, вряд ли будет получена, особенно с учетом высокой вероятности противодействия со стороны Алжира, который скорее всего не захочет, чтобы на его восточной границе появилась влиятельная каирская креатура. Хафтар может укрепить свой контроль над востоком страны и в какой-то степени распространить его в южном направлении, но вряд ли придет к власти в западной части Ливии, кроме как в результате переговоров.

Картина на западе страны более нестабильная и аморфная. Там можно в целом различать две группы: тех, кто поддерживает ПС и ПНС, и тех, кто выступает против них.

На данный момент лагерь ПНС находится на подъеме, призвав под свои знамена ряд отрядов народного ополчения из Мисураты и вооруженные элементы Триполи. Однако это кажущееся доминирование скрывает две основные слабости этого объединения. Первая – его неоднородность. Хрупкий альянс ультраконсервативных салафитских элементов, таких как Специальные силы сдерживания, возглавляемые Абдельрауфом Карой, и относительно секуляризованных группировок, во главе которых стоят Хайтам Таджури и Абдул Гани аль-Кикли, вряд ли пройдет испытание временем.

Второй слабый момент – отсутствие политической определенности и политического руководства. Хотя данные группировки номинально лояльны к ПС и премьер-министру Сараджу, опыт показывает, что они не связаны ни с одним политическим лидером. Наиболее показательным является пример, когда в конце октября 2016-го силы Хайтама Таджури, которые якобы лояльны к ПНС, позволили отрядам Халифы Гвела захватить ряд министерств в Триполи из-за спора о выплатах. Приоритеты самого Таджури сводятся к защите значительных активов, которые он приобрел во время ливийской смуты. В экспертном докладе ООН (март 2016-го) Таджури обвинялся в военных преступлениях и политическом вымогательстве.

Лагерь противников ПНС также разнороден и еще более разобщен. Эта смесь игроков, включающая различные группы из Триполи, связанные с политическим исламом (в том числе остатки Ливийской исламской боевой группы), и из Мисураты, сохранившие верность правительству Халифы Гвела и ВНК, не способна к согласованным действиям. Тем не менее они хорошо вооружены и имеют боевой опыт, что позволяет им оказать серьезное сопротивление.

В отсутствие объединяющего фактора фрагментация будет продолжать характеризовать ситуацию в Западной Ливии. В то же время возможность наступления их общего противника, Хафтара, может стать стимулом для их объединения.

На юге Ливии, как и на большей части территории страны, традиционные племенные структуры сохраняются и играют важную роль в политических процессах и текущем конфликте. Это арабские племена и племена других этносов, таких как берберы, туареги и тубу. Ни одна политическая сила в Ливии не может эффективно действовать без учета этого фактора и опоры на племенные элиты. Но лояльность племен в Ливии – величина непостоянная. Племенные элиты легко меняют покровителей, их альянсы чаще всего носят ситуативный характер и легко распадаются под влиянием политической конъюнктуры. В данный момент старые межплеменные конфликты накладываются на противостояние Триполи и Тобрука, в результате карта племенных альянсов меняется и еще больше усложняет картину ливийского кризиса. К примеру, племена тубу, проживающие на юге Феццана, вначале поддержали противников Каддафи, а сейчас находятся в оппозиции к правительству национального согласия.

Национальный конфликт разрушил давний союз тубу с туарегами, что привело к вражде между ними. Конфликт между ними осложнил и без того напряженную обстановку в Феццане и затронул интересы Нигера, где живут оба народа, и Чада, где живут тубу.

Особая опасность возникает тогда, когда племенные группировки вступают в соглашения с джихадистами. В результате последние свободно проникают через их территории в сопредельные страны, провоцируя там сепаратистские настроения. Единственной защитой от таких альянсов является развитие и укрепление органов местного управления.

Аналогичным образом только действия на местах могут положить конец продолжающемуся сотрудничеству племенных групп на юге и торговцев людьми. Без этого соглашение между представителями тубу и племенным союзом Оулд Слиман, подписанное 31 марта в Риме при содействии итальянского руководства и президента Нигера Махамаду Иссуфу с целью стабилизировать ситуацию в районе административного центра Феццана – города Себха – и восстановить пограничную охрану, вряд ли сможет сдержать поток нелегальных мигрантов из региона южнее Сахары через Ливию в Европу.

Что касается ИГ (запрещено в РФ) в Ливии, то, несмотря на ослабление его позиций, оно по-прежнему остается серьезной угрозой для страны. Помимо ИГ в стране действовала «Ансар аль-Шария», связанная с «Аль-Каидой». 27 мая она объявила о самороспуске в связи с большими потерями в боях с ЛНА.

Боевики ИГ после изгнания из Сирта рассредоточились по трем направлениям: на юго-запад (к городу Себха), на запад (к городу Сабрата) и на юго-восток (к границе с Суданом). Хотя основной базой ИГ был Сирт, его «спящие ячейки» были и в других городах, включая Триполи. Сейчас для ИГ в Ливии главная задача – пополнение рядов. По некоторым данным, оно получает подкрепление за счет джихадистов, бежавших из Мосула и Ракки. ИГ вряд ли снова удастся взять под контроль какую-то часть ливийской территории. Скорее всего группировка перейдет к совершению дестабилизирующих террористических актов, причем не только в Ливии, но и используя ее как базу в других странах.

Баланс сил

Сейчас страна де-факто разделена по оси восток–запад. После того как Хафтар получил контроль над Бенгази в начале июля, в восточной части страны под его руководством установилась относительная стабильность.

В западной части Ливии напряженность между ополченцами, якобы поддерживающими ПС, и теми, кто был верен правительству Халифы Гвела, переросла в конце мая в открытые столкновения.

В ходе вооруженного противостояния группировки, поддерживающие ПНС, взяли верх над сторонниками Гвела. Вытеснив отряды Салеха Бади и несколько других мисуратовских «бригад» из столицы Ливии, группировка RADA («Устрашение») под командованием Абдель Рауфа Кары и салафитская милиция Хишама Бишра завершили операцию, начатую в середине марта, когда Гвел был изгнан из отеля «Риксос», где заседало его правительство национального спасения. Перспектива роста насилия в столице и вокруг нее остается высокой.

Южная часть страны является основным полем битвы между восточными и западными лагерями, что подтверждают убийства сторонников Хафтара «Третьей силой Мисураты» в городе Брак аль-Шати в начале мая.

Поражение в конце 2016-го ИГ в Сирте от отрядов ополчения, прибывающих в основном из Мисураты, не смогло объединить страну, а привело к тому, что главные враждующие группировки столкнулись друг с другом и тем самым увеличили вероятность возобновления полномасштабной гражданской войны.

По мере роста конкуренции за ресурсы борьба за контроль над госучреждениями Ливии, особенно Национальной нефтяной компанией и ЦБ, будет усиливаться. Сохранение целостности этих институтов, их нейтралитет и мандат на служение всем ливийцам будет иметь ключевое значение для избежания сползания страны в еще больший хаос.

Роль внешних сил в межливийской конфронтации

До сегодняшнего дня внешние акторы играли крайне неприглядную роль в ливийском конфликте. Несмотря на то что многие международные субъекты высказывались за переговоры под эгидой ООН, они поддерживали либо один лагерь, либо другой, тем самым способствуя сохранению противостояния. ОАЭ и Египет встали на сторону Хафтара, поощряя его антиисламистскую кампанию под видом борьбы с терроризмом. Катар и Турция поддержали исламистские группировки в Триполитании. Западные страны, хотя и менее наглядно, также оказывали поддержку некоторым вооруженным группам, как правило, в рамках контртеррористических операций или в попытке остановить поток нелегальной миграции.

Тунис и Алжир, больше других теряющие из-за нестабильности, сохранили наиболее последовательную установку на урегулирование конфликта путем переговоров.

Россия, не несущая ответственности за вмешательство НАТО в 2011 году и последующие неудачные усилия по стабилизации страны, поддерживает контакты со всеми сторонами конфликта. Она может играть конструктивную роль в поиске путей решения ливийской проблемы.

Тенденции и перспективы урегулирования ситуации в Ливии

Текущая ситуация в Ливии стремительно ухудшается. Перед новым спецпосланником ООН стоит сложная задача. Если он продолжит пытаться договориться о незначительных корректировках в ЛПС, в основном изменяя состав ПС, – он обречен на неудачу. Гасану Саламу желательно сначала выслушать ливийцев и помочь им в решении повседневных проблем. В качестве первоочередных мер целесообразно сосредоточить внимание на укреплении управления и предоставлении услуг через муниципалитеты, где они функционируют, одновременно прилагая усилия по созданию и укреплению нейтралитета и независимости ливийских государственных институтов, причем не только Национальной нефтяной компании и ЦБ, но и учреждений, от которых зависит обеспечение людей водой, газом и электричеством. Не подлежат упразднению или изменению судебная система страны, а также органы прокуратуры. Эти меры являются в высшей степени актуальными для Ливии, необходимость в принятии которых должна быть закреплена в соответствующем соглашении при участии всех заинтересованных сторон.

Такой подход будет самым большим вкладом в мир в этой раздираемой войной стране. В конечном счете только сами ливийцы могут найти выход из кризиса. Задача же мирового сообщества – создать для этого соответствующие условия.              


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
953
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1284
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
985
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
816

Другие новости