0
5116

31.10.2013 00:01:00

Пока не иссякнут чернила

Геннадий Евграфов

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним Г. Евграфов) – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: архангельский, пародия


архангельский, пародия

Многопудовая,  мягкоперинная,  тело пышное и сдобное.
Борис Кустодиев. Натурщица. Правая нога, левая ступня. СПб., Государственный русский музей

От Авербаха 

до Пастернака

Неудавшиеся литературоведы идут в критики, неудавшиеся прозаики – в литературоведы, неудавшиеся поэты… неудавшиеся поэты вешаются или спиваются.

Он не стал ни литературоведом, ни критиком, не спился и не повесился, а стал пародистом. Причем лучшим пародистом советских 20–30-х годов.

Александр Архангельский писал пародии на прозаиков  от Исаака Бабеля до Ильи Эренбурга. На поэтов – от Владимира Маяковского до Переца Маркиша, на критиков – от Корнелия Зелинского до Елены Усиевич, в те времена известных и влиятельных, ныне вовсе позабытых; он пародировал пушкинистов, назвав их едким и несмываемым «пушкиноеды», смеялся над детскими писателями Корнеем Чуковским и Верой Инбер, не обошел стороной популярных эстрадников Виктора Хенкина и Леонида Утесова, а уж эпиграмм от Леопольда Авербаха до Бориса Пастернака («Все изменяется под нашим зодиаком/ Но Пастернак остался Пастернаком»), язвительных и точных не было числа.

Как стать юмористом-

сатириком

Александр Архангельский родился 4 (16) ноября 1889 года в Ейске, в самой что ни на есть далекой от литературы обыкновенной семье – семье парикмахера и швеи.

Отец рано ушел из жизни, матери оплачивать учебу было не по силам, и юноша устроился конторщиком в пароходную компанию, где сблизился с местными большевиками. За свою революционную деятельность в 1907 году он даже угодил в тюрьму, но в 1908-м был выпущен и уехал добывать хлеб насущный в Ростов. Пробыл он там недолго – в 1910 году объявился в Петербурге (служил статистиком в Министерстве торговли и промышленности), где у него и обнаружились литературные задатки. Днями 21-летний Архангельский считал, кто, чего, где и когда и сколько, а ночами, предаваясь романтическим грезам, уходил в другой – поэтический мир. Он даже завел литературные знакомства, и нe с кем-то там из начинающих, а с самим Николаем Гумилевым, уже в то время посягавшим на место мэтра отечественной словесности.

Молодой статистик показал свои стихотворные опыты поэту, поэт отнесся к стихотворным опытам статистика крайне скептически, охарактеризовав их как «ходульные» и «неоригинальные». Что было чистой правдой.

Тем не менее Архангельского столь нелицеприятная оценка мэтра не остановила, он продолжал писать и даже издал небольшую книжицу стихов «Черные облака».

Далее судьба его складывалась следующим образом: он вернулся в Ейск, где попробовал свои силы в качестве редактора «Известий Ейского исполкома», одновременно публикуя на страницах редактируемой газеты под своим именем и различными псевдонимами злободневные стихотворные фельетоны, статьи и заметки.

Опыт оказался удачным.

Рождение Архангельского-пародиста произошло в 1921 году, когда в коллективном сборнике «Конь и лани» он напечатал стихи, в которых подражал Маяковскому. Здесь уже явно можно было разглядеть черты будущего пародиста.

Когда Архангельский сам осознал свой дар, произошло его превращение из неудачливого стихотворца в даровитого юмориста и сатирика.

Через год его посылают в Москву делегатом на Всероссийский съезд РОСТА, где он остается уже в качестве корреспондента «Рабочей газеты» и начинает активно сотрудничать в печати, преимущественно в тогдашних сатирических журналах, публикуя в них свои юмористические и сатирические рассказы и пародии.

Забегая немного вперед, приведу четверостишие из пародии на «Евгения Онегина», написанной им совместно с Пустыниным и опубликованной «Вечерней Москвой» в 1932 году: «Судьба Онегина хранила  –/ Ему лишь ногу отдавило,/ И только раз, толкнув в живот,/ Ему сказали: «Идиот!»  (это о поездке героя в московском трамвае тех лет).

Что может быть язвительнее описания социалистического быта 30-х годов?

Определение пародии

«Пародия (греч. parodia, буквально – пение наизнанку) в литературе, (реже) в музыкальном и изобразительном искусстве – комическое подражание художественному произведению или группе произведений. Обычно П. строится на нарочитом несоответствии стилистических и тематических планов художественной формы; два классических типа П. (иногда выделяемые в особые жанры) – бурлеск, низкий предмет, излагаемый высоким стилем, и травестия, высокий предмет, излагаемый низким стилем. Осмеяние может сосредоточиться как на стиле, так и на тематике – высмеиваются как заштампованные, отставшие от жизни приемы поэзии, так и пошлые, недостойные поэзии явления действительности; разделить то и другое иногда очень трудно (например, в русской юмористической поэзии 1850–1860-х годов, обличавшей действительность с помощью «перепевов» из А.С. Пушкина и М.Ю.  Лермонтова). Пародироваться может поэтика конкретного произведения автора, жанра, целого литературного направления, целого идейного миросозерцания (все примеры можно найти в произведениях Козьмы Пруткова). По характеру комизма П. может быть юмористической и сатирической, со многими переходными ступенями».

Так говорит нам Большая советская энциклопедия.

Остается только добавить, что выделяют также основные разновидности литературной пародии: юмористическую или шуточную, сатирическую и такую, где направленность против пародируемого оригинала либо вовсе отсутствует (пародии на классиков), либо сочетается с внелитературной.

«Лапоть», «Смехач» – 

далее везде

В 20–30-е годы в советской России выходило множество сатирических и юмористических журналов – «Крокодил», «Лапоть», «Бегемот», «Красный перец», «Смехач» и др. Архангельский сотрудничал со всеми этими журналами.

Каждый из них имел свою аудиторию, но в то же время ориентировался на очередные идеологические «измы» (что было вполне естественно в условиях диктатуры одной партии), регулярно спускаемые сверху. Хотя большинство авторов и сотрудников сильно старались, не всегда это удавалось, и тогда к журналам принимали разные меры – от оргвыводов до закрытия.

Я не буду рассказывать о каждом из журналов, остановлюсь лишь вкратце на «Лапте» и «Смехаче».

«Лапоть» был рассчитан преимущественно на крестьян. Издавался он «Крестьянской газетой». Выходил два раза в месяц в Москве с ноября 1924 года по январь 1933-го. Имел подзаголовок «Веселый и ядовитый крестьянский журнал» и девиз «Да здравствует союз рабочих и крестьян!». С 1933 года к изданию для пущего контроля присоединился ЦК ВКП(б). И юмор и даже сатира, правда в определенных границах, – можно было критиковать и высмеивать отдельные недостатки, как то: частнособственническую психологию и грубость, некультурность и религиозные суеверия, но не систему в целом, не говоря уже о больших начальниках, – еще были разрешены для потребления, и благодаря талантливым авторам-сатирикам Зощенко, Шишкову, Андриевской великолепно оформленный художниками Ганфом, Мором, Радаковым и др. журнал пользовался успехом у читающей крестьянской публики и выходил огромными тиражами.

В 1927 году, начиная с № 25, Архангельский, один из ведущих авторов, становится завредактором «Лаптя».

В этом же году отдел печати ЦК ВКП(б) отметил, что «Лапоть» лучше, чем другие издания, выполняет задачи, которые стояли перед сатирико-юмористическими журналами. Однако редколлегии было указано, что журнал еще слабо отражает жизнь и быт современной деревни. К недостаткам было отнесено то, что «Лапоть», ориентировавшийся вначале на крестьянина-передовика, стал поворачивать преимущественно в сторону деревенской интеллигенции и служащих.

Журнал критику учел, и возглавивший редакцию Архангельский взял линию на те слои крестьянства, что считались передовыми, то есть на бедняков и деревенский актив, внося свою лепту в борьбу против «врагов трудового народа и колхозного крестьянства» и за ускоренную коллективизацию сельского хозяйства.

Но не забывал он об основном своем призвании – пародиях, которые печатал и в других журналах, в том числе и «Смехаче».

«Смехач» был еженедельным сатирическим журналом. Выходил он с 1924 года в Москве и Ленинграде, издателем была газета «Гудок». Редакция сумела привлечь к сотрудничеству лучших писателей страны, список их весьма велик, достаточно привести всего лишь несколько имен, это Булгаков, опять-таки Зощенко, Мандельштам, Маяковский. Агнивцев. Журнал оформляли Добужинский, Лебедев, Кукрыниксы и другие не менее талантливые художники и карикатуристы. Естественно, «Смехач» бичевал общечеловеческие недостатки, которые не исчезли при новой власти. Он разоблачал мздоимцев, растратчиков и спекулянтов. Уделял место борьбе с бюрократами и бесхозяйственными руководителями среднего звена, которых развелось неимоверное множество. Проявлял интерес и к рабочей тематике, на первых порах преимущественно к жизни железнодорожников. И, конечно же, разоблачал «власть капитала», «хищничество мировой буржуазии», «махинации зарубежной дипломатии» и «антисоветские козни» против советского государства, которым действительно было несть числа.

Но ни «Смехача», ни «Лаптя» это не спасло от закрытия, поскольку их сатира носила не всегда партийный характер и часто бывала именно общечеловечна. В произведениях старых, беспартийных, начавших еще писать и печататься до октября 1917 года сатириков проскальзывала и аполитичность, да и просто развлекательный юмор. Многим из постоянных сотрудников «Смехача» действительно недоставало «подлинно высокой партийности и политической страстности в обличении недостатков».

Журнал прекратил свое существование на № 48 за 1928 год, а вместо него стал выходить журнал «Чудак».


Из постановления секретариата ЦК ВКП(б) «О сатирических журналах» 3 августа 1928 года

«...4. О сатирических журналах (Ольховый, Ингулов, Чудов, Кольцов).

а) В целях поднятия дела издания сатирических журналов поручить зав. газетным сектором АППО (Агитпроп ЦК ВКП(б). – Г.Е.) ЦК т. Ингулову организовать систематическое инструктирование редакторов сатирических журналов, устраивая для этого периодические – не реже, чем раз в два месяца, – специальные совещания редакторов.

б) Поручить газетному сектору АППО ЦК совместно с Орграспредом ЦК проверить состав редакторов сатирических журналов и провести замену фиктивных редакторов действительными редакторами.

в) Поручить газетному сектору АППО ЦК совместно с редакторами сатирических журналов в 3-месячный срок провести радикальную чистку сотрудников сатирических журналов с устранением из них чуждых и враждебных элементов и доложить через три месяца о практических мероприятиях по привлечению для работы в сатирических журналах молодых работников из преданных советской власти художников и литераторов.

г) Журналы «Бегемот» и «Бич» закрыть.

д) Вопрос о закрытии «Лаптя» отложить на два месяца и поставить его в том случае, если редакция за это время не добьется радикального улучшения ведения журнала.

е) Вопрос о целесообразности изъятия журнала «Смехач» из издательства газеты «Гудок» передать на предварительное рассмотрение АППО».

Стихотворение умрет – пародия останется

Однако Александр Архангельский без работы не сидел, в конце 20-х – начале 30-х годов у него продолжают выходить сборники агитационно-сатирических стихов и прозы «Деревенские частушки», «Самоновейший оракул, или Веселый отгадчик всего задуманного», (оба – 1928 года); «Частушки» (1929); «Кулак и радио» (1931) и др. И именно на это время приходится активность Архангельского-пародиста, пародии которого – извините за тавтологию – и прославили автора. Одновременно с агитационными поделками в эти годы у него выходят несколько сборников пародий, в которых практически не забыт ни один из активно действующих тогда писателей – упоминавшиеся уже Исаак Бабель и Вера Инбер, Федор Гладков, Александр Жаров, Михаил Зощенко, Сергей Клычков, Владимир Луговской, Юрий Олеша, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, Виктор Третьяков, Иосиф Уткин, Виктор Шкловский и многие-многие другие становятся объектами его пристального внимания.

Архангельский буквально вживается в шкуру пародируемого автора, пародирует не только содержание, манеру или стиль, а самое его естество – кровь и плоть писателя, при этом обнаруживая не только наблюдательность и версификационное мастерство (когда речь идет о поэтах), но и тонкий вкус и абсолютное отсутствие злости или злобы – как вам будет угоднее.

Однако мне кажется, что нужно отметить еще одно из достоинств мастера.

Говорят, что известному продолжателю дела Александра Архангельского советскому пародисту 60–70-х годов Александру Иванову принадлежит фраза: «Стихотворение умрет – пародия останется». Говорил это пародист или нет, не столь важно. Важно другое – это действительно так. Я продолжу весьма нехитрую мысль Александра Иванова и выскажу столь же простую – талантливые пародии остаются и тогда, когда уходит их автор.

А теперь скажите, пожалуйста, кто сегодня знает писателя 30-х годов Иосифа Калинникова?

Вот даже мы, студенты-филологи 70-х, про такого и слыхом не слыхивали. Между тем, если бы не пародия Архангельского на этого писателя, осталось ли бы его имя в советской литературе?

Вопрос, как говорится, риторический.

Поэтому приведу пародию целиком:

«Монастырская идиллия

Обновление мощей святителя Иосифа было назначено в воскресенье, день пригожий, радостный и благоуханный.

Послушник Саврасий, осенив себя крестным знамением, повалил на траву, влажную и зеленую, Олимпиаду многопудовую, мягкоперинную, сорвал с нее платье шелковое, праздничное и приложился к телу пышному и сдобному.

Благостно перекликались колокола, доносились звуки священного песнопения, умилительные и елейные...

И опять, осенив себя крестным знамением, повалил Саврасий на траву, смятую и усохшую, Олимпиаду, сомлевшую и распаренную, и припал к телу ее с ликованием радостным и великим. И так далее, пока не иссякнут чернила».

Остается только перефразировать Иванова: «Роман умрет…»

Но я все же проявил настойчивость и в «Литературной энциклопедии» (М., 1929–1939, в 11 т.) в томе на букву «К» обнаружил, что «Калинников Иосиф – современный писатель. Получил известность гл. обр. как автор трехтомного романа «Мощи», в к-ром пытается сатирически изобразить монастырскую жизнь».

Вот его-то «Мощи» и спародировал Архангельский.

Вы будете читать этот «выдающийся» трехтомник?

А пародию?

Вот то-то и оно…

Александр Архангельский умер от туберкулеза в 1938 году.

Его пародии продолжают свою особую литературную жизнь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
836
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1123
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
885
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
723

Другие новости