0
1434
Газета Детская литература Интернет-версия

30.12.1999 00:00:00

Петит


Из области детской хирургии

250 золотых страниц. Русские народные сказки. Сказки народов мира. - М.: ОЛМА-Пресс, СПб.: НЕВА, 1999, 252с.

ДВЕНАДЦАТЬ художников, словно двенадцать братьев-месяцев из сказки про "Волшебное колечко", трудились над иллюстрациями к книжке. Разнообразие творческих дарований породило странный эффект: листаешь страницы, и кажется, будто вслед за апрелем настал февраль, а потом сразу июнь.

В первый раздел этого явно подарочного издания вошло десять русских народных сказок, в основном из сборника А. Афанасьева и в пересказе О. Капицы. Интрига известна: пока дед "Репку" в огороде дергал, а баба "Колобок" пекла, убежала в лес их беспризорная внучка "Маша - и медведь" запер ее в свой "Теремок". А там уже томились муха-горюха, зайка-поплутайка, волчонок - из-за куста хватыш и медвежонок - всех давишь. Победила, как всегда, дружба, если, конечно, закрыть глаза на не по-россейски жестокий финал сказки про "Морозко", который падчерицу одарил, а вот мачехину дочку зверски убил и отправил старухе "в мешочке косточки".

Второй раздел получился у составителей гораздо более пестрым: арабская сказка про Али-Бабу, немецкая "Сладкая каша", английская (правда, в пересказе Михалкова) "Три поросенка", Андерсен и Перро. "Приключения Чиполлино" в который уж раз напечатаны в сокращении - похоже, скоро вырастет целое поколение, так и не прочитавшее эту чудесную книжку целиком. Гулливера, как сплошь и рядом бывает в детских изданиях, тоже "секвестировали": ненадолго заехав к лилипутам и великанам, хирург-капитан не добрался до Лапуты и страны Гуингнмов и Йеху. Ясно, что писатель своего Лемюэля придумал не детишкам на потеху, но ведь кто-то так до конца жизни и будет держать Свифта за автора "сказочки про Гулливера". Страсть составителей всевозможных сборников для детей к усекновению голов отчасти понятна (высокая просветительская миссия!), но есть в ней и что-то садистское, как в детской песенке: "Отрежем, отрежем, Мересьеву ноги!" А вообще страшно интересно, какой след иногда оставляют после себя прочитанные в детстве сокращенные издания. Сколько я ни перечитывала Гюго, но не нашла ничего сильнее, чем отрывки про Гавроша и Казетту, которые в детстве декламировала по вечерам мама. Нет, недаром Осип Эмильевич утверждал, что тем книгам, которые не стояли в "книжном шкапе" раннего детства, никогда не протиснуться в мировую литературу.

Марина ЩУКИНА

Стихи нашего детства

Агния Барто. В зоопарке: Стихи для

детей. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, 56 с.

СЕЙЧАС прилавки книжных магазинов просто завалены детской литературой, причем не всегда самого высокого качества. Растерянные родители могут часами стоять у очередного книжного развала, но так ни на что и не решиться. К счастью, исключения встречаются. Одно из них - книжка Агнии Барто. Классические стихи и отличные иллюстрации А.Шахгелдяна вместе создают прекрасную книгу. Редкий родитель устоит перед соблазном купить ее, ведь на первой же странице он увидит стихи своего детства.

Целый день

Трезвонит Таня

- Мы заведуем

Бинтами,

Мы с Тамарой

Ходим парой,

Санитары

Мы с Тамарой.

Известно, что для развития памяти ребенок должен как можно раньше начинать учить стихи. Зачастую это целая мука и для родителя и для чада. Строки Барто запоминаются сами по себе, достаточно прочитать их несколько раз. Так что не удивляйтесь, если спустя какое-то время ваш ребенок будет сам декламировать эти милые стишки наизусть.

Е.Е.

Взрослые игрушки для детей

ИЗДАТЕЛЬСТВО "Слово/Slovo" выпустило в свет новые органайзеры и книжки для коллекционирования. Один органайзер черного цвета, и называется он "SOS! Как выжить в школе". Он будет интересен как мальчикам, так и девочкам. В нем дети могут собрать очень важную для себя информацию о школе и ее обитателях, а в календаре отмечать все события и встречи. В разделе "Учительская" описаны характеры учителей по знакам Зодиака и даны советы, как лучше с ними общаться. В "Перемене" девочки узнают все необходимое о мальчишках, а мальчики - о девчонках. Практически на каждой странице есть несколько правил или изречений великих мудрецов. Другой - розового цвета, под названием "Сердечные тайны". В нем можно записать самое сокровенное. Здесь же они найдут, как погадать на картах и по руке, какие овощи и фрукты помогут в любовных делах и как нужно вести себя, когда наконец оказываешься с Ним.

Книжки на любой вкус: о Пушкине, фенечках, самоделках, автомобилях, магии чисел, во что трудно поверить, атлас мира. И что особенно приятно, некоторые из них составлены нашими авторами. Ребенок среднего школьного возраста порадуется такому подарку.

В.А.

О сходстве фольклора евреев и русских

Еврейские народные сказки. Предания. Былички. Рассказы. Анекдоты. Собрание Е.С. Райзе. - СПб.: Symposium, 1999, 496 с.

САМО появление такого рода книги представляется для читателей событием весьма интересным, равно как и весьма неожиданным, поскольку многие до этого момента просто не знали о существовании национальных еврейских преданий в том виде, в каком они представлены в этой книге.

Мало того, как сказано в предисловии "Когда выдающийся еврейский фольклорист Иегуда Лейб-Каган опубликовал в 1931г. первое научное издание еврейских сказок, еврейская "прогрессивная общественность" увидела в этом сборнике клевету на еврейский народ".

Это кажется достаточно удивительным, потому что в этом же предисловии сказано, что при написании сказок, преданий и проч. активно использовались мотивы и сюжеты из библейской и талмудической литературы, что, конечно же, "клеветой на еврейский народ" являться не может.

Впрочем, если мотивы Библии и Талмуда и использовались при создании еврейского фольклора, то это, наверное, было очень и очень давно - собственно, в текстах нет практически ничего напоминающего какой-либо характерный библейский или талмудический сюжет, а если и есть, то он преподнесен в достаточно завуалированной форме.

Вот, например, входящая в цикл хасидских преданий сказка - "Суд над Богом".

"В один из дней, в мрачный день всенародного горя, царь издал гзейру: повелел изгнать всех евреев из пределов своего государства в течение одного месяца".

Тогда "глава Воложинской ешивы, мудрый и благочестивый ребе Нохемце" задается вопросом: "Как мог допустить Бог, чтобы какой-то земной царь по собственному капризу согнал с насиженных мест целый народ и обрек его на бедствия и страдания?" и следует далее:

" - Чего же ты хочешь, сын мой? - спросил ребе Элимлех.

- Я требую к суду Господа Бога! Пусть он предстанет перед судом собственных законов!" и т. д.

Также в книгу включена одна на первый взгляд совсем уж сомнительная история, которую я позволю себе привести полностью:

"Арендатор, недавно выдавший замуж дочку. И однажды пришел к раввину. Тот его спрашивает: "Ну как, вы довольны своим зятем?" - "Не совсем", - отвечает арендатор. "А что?" - "Понимаешь, ребе, у него весь день уходит либо на молитвы, либо на чтение святых книг, а о заработке, о деле он и думать не хочет". - "Но это же хорошо", - говорит раввин. - "Я ведь тоже день-деньской этим занимаюсь". - "Да, ребе, но вы это делаете ради заработка, а мой дурак - искренне".

Впрочем, не надо понимать все это буквально, достаточно лишь вспомнить русский фольклор, поразительно схожий с еврейским: если простой человек, то он обязательно Иван-дурак, не желающий ни работать, ни идти в церковь, если священник, то он обязательно пьяница-поп, изменяющий своей попадье и т.д. и т.п. - примеров сходства можно привести сколь угодно много, но они все равно не будут являться истинным изображением национальных характеров еврейского и русского народов. Тем более что и в русском, и в еврейском фольклоре рядом с негативными историями про попов-пьяниц и равинов-безбожников, Иванов-дураков и проч. всегда есть и иные. Есть они и в этой книге.

В общем, наши народы имеют какую-то мистическую связь между собой, что хорошо видно на примере этой книги.

Артем РАЙНЕР


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
734
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
973
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
792
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
644

Другие новости