0
1333

05.06.2003 00:00:00

Куча мала

Тэги: Поюровский, звезды, сцена, Москва


Звезды столичной сцены. / Под ред. Б.Поюровского. - М.: АСТ-Пресс КНИГА, 2002, 336 с.

Очередная книга из серии "Звезды столичной сцены" в очередной раз вызывает досаду. Все, что было плохого в уже вышедших книжках этой серии ("Звезды Малого...", "Звезды Театра сатиры..."), все есть и здесь.

Собранные под одной обложкой, статьи разных авторов похожи на непричесанного субъекта, шевелюра которого к тому же прежде того была с разных сторон подстрижена разными мастерами: с одной стороны просматривается нечто похожее на классический стиль, с другой - очевидно стремление выглядеть современным и шагнуть наконец в ногу со временем.

Композиция тома, то есть подбор фигур-участников (как в части звезд, так и из круга авторов), объясняется скорее всего очень просто: собрали все, что осталось. Или - тех актеров, для которых в родных их театрах не нашлось подходящего окружения. Вышла московская "сборная команда", куда вошли из "Ромэна" - Николай Сличенко, из Гоголевского театра - Светлана Брагарник, из Ермоловского - Владимир Андреев и Наталия Архангельская, из тех, которые сегодня не приписаны к какому-либо театру, - Анастасия Вертинская, Людмила Гурченко, Олег Меньшиков, Оксана Мысина.

О каждом можно было, вероятно, сложить целую книжку (о Меньшикове такая книга уже есть, а Гурченко, как известно, сама время от времени пишет и выпускает книги воспоминаний-размышлений). О каждом такая книга могла выйти в том или ином стиле и духе: можно представить себе внушительный том, рассматривающий истоки популярности Гурченко или Меньшикова, размышляющий о социальных аспектах их успеха и одновременно рассматривающий их роли - в свете их собственной биографии и одновременно в свете истории страны, так как каждый большой актер, конечно, улавливает и отражает перемены и дух времени.

Можно вообразить, что какое-то подпольное издательство возьмется собрать в одну книжицу в тонкой обложке и выдать в свет слухи и сплетни, в разные годы роившиеся вокруг знаменитых персон. Потребителей такого рода чтива - пруд пруди.

Но "Звезды московской сцены" не относятся ни к одному из названных биографических "жанров". Вернее, каждая новая статья и каждый следующий автор начинаются "с нуля", вероятно, какой-то общей задачи и не было, так что сочинители писали в меру собственного знания о предмете (актере), понимания стиля и целей собственного труда. Кто-то занимается исследованием ролей, кто-то переписывает биографию явно со слов героя (так, например, читаются статьи, посвященные Наталии Архангельской и Михаилу Козакову), кто-то смотрит со стороны, кто-то - снизу, причем герой при этом возносится на высоченный пьедестал, видимость ухудшается, и актер просто-напросто выпадает из поля зрения.

Отсутствие общей, одной на всех оптики мешает разобраться в масштабе актера, отчего начинающие кажутся величественнее и значительнее тех, кто успех прожить в искусстве большую и долгую жизнь. Неряшливость повествования приводит к пугающим разночтениям, позволяющим подозревать авторов в некотором неведении: к примеру, в статье о Дорониной Светлана Хохрякова пишет: "Были в ее судьбе и роль грибоедовской Софьи, и еще один товстоноговский незабываемый спектакль - "Горе от ума", ставшие театральной легендой теперь уже на века" (!). А чуть дальше - кажется, уже намеренная двусмыслица, таинственная недоговоренность: "О ее взаимоотношениях с Товстоноговым каких только слухов не ходило. Молва всегда сопровождала Доронину.<...> Сама Татьяна Васильевна не раз публично говорила о том, что была всего лишь влюбленность в режиссера - и только, отнюдь не в мужчину". А как было на самом деле? Об этом автор умалчивает. Не знает, наверное. К чему же было "разбрасывать" намеки?

В книге, конечно, встречаются и удачи (при множестве попыток без них не обошлось). Статьи Людмилы Баженовой об Анастасии Вертинской, Наталии Каминской о Калягине и Натальи Казьминой об Олеге Меньшикове - замечательны и знанием предмета, и слогом, письмом, поскольку авторы, чувствуется, искали и находили манеру, которая бы адекватно описывала умения и дела "своих" актеров. Каждая в отдельности, эти статьи построены как маленький спектакль "в честь героя", изящный и талантливый (что может быть дурнее неталантливого рассказа о талантливом актере? А ведь именно с такими примерами чаще всего встречаешься в описываемой книге).

Но книга, увы, сложена не только из их статей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
835
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1120
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
884
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
722

Другие новости