0
2607

27.08.2015 00:01:00

Одиссея генерала Бейля

Тэги: франция, политика, президент, война, кутузов, лев толстой, москва, наполеон


франция, политика, президент, война, кутузов, лев толстой, москва, наполеон В войну 1912 года играют даже такие серьезные политики, как Валери Жискар д’Эстен... Фото Reuters

Лет 20 назад Умберто Эко объяснял: «Вы читаете «Войну и мир» и мечтаете, чтобы Наташа отвергла этого дурака Анатоля и вышла за князя Андрея и чтобы он не умер и они жили долго и счастливо. Переписывайте эту историю за компьютером сколько вам угодно. Создавайте бесчисленное множество собственных «Войн и миров». Пусть Пьер Безухов убьет Наполеона или пусть Наполеон победит Кутузова. Но в этой книге вам делать нечего». Валери Жискар д’Эстен, по-видимому, не задумывался о гипертекстуальности, хотя его книга – «история воображаемая, отделенная от истории реальной преградой толщиной в один бумажный лист». Формально книга разделена на четыре части, поименованные годами – с 1812 по 1815-й. Фактически повествование распадается на две части: военно-историческую – 21 главу, описывающие 1812 год, и декларативно-политическую, охватывающую годы остальные, объемом всего в пять глав.

32-5-13_t.jpg
Валери Жискар д’Эстен. Победа Великой армии
/ Пер. с фр. А. Петрова, П. Бавина, О. Щелоковой. –
М: Политическая энциклопедия, 2015. – 223 с.

И все же автор выражает признательность «исполину» Льву Толстому, «собравшему в своем кабинете в Ясной Поляне, где я (автор. – С.Ш.) бывал дважды, невероятное количество архивных материалов». Утверждает, что «его (Толстого. – С.Ш.) взгляды отличались очевидной предвзятостью, обусловленной ненавистью к императору Наполеону». Поэтому Валери Жискар д’Эстен «вынужден некоторым образом исправить этот дисбаланс». Толстовскую ненависть к императору Валери Жискар д’Эстен намерен сбалансировать превознесением личных качеств и заслуг Наполеона I. Покончив с филологическими проблемами в предисловии, Валери Жискар д’Эстен приступает к разработке своей гипотезы. В реальной истории Наполеон со своей армией вступил в Москву 14 сентября, вывод войск маршал Мортье начал 23 октября, сам император выехал раньше – 19-го. В истории воображаемой Наполеон устремился прочь из Москвы почти мгновенно, 18 сентября, и это его решение изменило судьбу Европы.

Свои замыслы император французов излагает вновь произведенному в генералы Франсуа Бейлю, персонажу вымышленному, но вобравшему основные черты мифологии французского характера: храбрость, верность долгу, галантность. Задача генерала Бейля и подчиненного ему небольшого арьергарда – изображать основные силы Великой армии, обманывать Кутузова, заманивая русских в котел под Вильной, куда скорым маршем устремились основные силы французов. «Моя стратегия, – говорит воображаемый Наполеон, – позволит нам уничтожить существующие силы русских, прежде чем мы переправимся обратно через Неман и вновь очутимся в Европе... Кутузов перестанет поспевать за нами. Нам останется лишь разбить его в пух и прах в решающей битве на подступах к Вильно, где мы окажемся в знакомой местности и получим провизию и подкрепление… Сам он будет отчаянно искать сражения, ибо не сможет смириться с мыслью, что Великая армия возвратится в Европу почти в целости, стяжав славу покорительницы Москвы!»

32-5-2_t.jpg
....А не только ролевики-энтузиасты. Фото Андрея Щербака-Жукова

Путешествие генерала Бейля из Москвы – это возвращение домой, в настоящую Европу, из «жалкой и ужасной, что видел он на Востоке». Формулировка аккуратная. Что имеет в виду автор? Россию? Польшу? Несколько батальных сцен перемежаются описаниями галантного свойства – с Бейлем путешествуют русская графиня, пожелавшая поселиться во Франции, и французская кухарка одного из московских вельмож. Бейль избрал кухарку: «Ее шерстяное платье… было усеяно пуговками сверху донизу. Когда она разулась, он обратил внимание, что чулок на ней нет…» Утром и днем Мари-Тереза стряпала и иногда прислуживала за столом, а с наступлением сумерек исполняла должность походной супруги. По возвращении во Францию кухарка с французской непосредственностью объявила, что выйдет замуж за хорошего человека, родит ему детей, но любить будет всегда только Бейля, потому что «никогда больше не встретит такого храброго и обольстительного мужчину».

Наполеон, даже воображаемый, не был бы сам собой, если бы не ставил перед собой политических целей. «Моя задача – привести обратно две трети Великой армии… и сделать так, чтобы Российская империя в течение следующих 50 лет не смогла вторгнуться в Европу!» Воображаемая битва под Вильно завершилась разгромом Русской армии, Кутузов и его штаб были пленены Бейлем, но в дальнейшем судьба Кутузова брошена, что с ним стало, автору не интересно. Для президента Жискар д’Эстена важнее устройство постнаполеоновской Европы. Отрекшись в пользу малолетнего Наполеона II, короля Римского, герой книги принял титул архиконсула Европы. Воображаемый послевоенный конгресс 1815 года оказался не Венским, а Страсбургским, российский император и король Англии были приглашены в качестве «почетных наблюдателей… Александр ответил любезным письмом, сообщив, что в качестве его представителя приедет его брат, великий князь Константин. Ответ из Англии не пришел». Было восстановлено Польско-Литовское королевство, побежденному Александру I Наполеон советовал «обратиться на Восток и расширять территорию России в Центральной Азии практически до Индии», англичанам противопоставил мощнейший франко-испанский флот, ибо Европа, по его и автора мнению, это пространство «от Лиссабона до Вильны», куда не входят ни Англия, ни Россия. Для Франции наиболее приемлемым оказалось государственное устройство в форме консульской республики во главе с императором, передающим власть по наследству: «Что касается республики, то можно было убедиться, что французы не способны ею управлять: слишком беспокойные, слишком порывистые, они признают только те законы, которые им выгодны... Ни Людовик XV, ни Людовик XVI, неплохие, впрочем, короли, оказались не способны поставить их на место». В книге титул герцога Смоленского получил генерал Бейль – в реальности князем Смоленским стал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

В том, что экс-президент Жискар д’Эстен бонапартист, убеждают похвалы, вложенные в уста многих героев его книги: «Это удивительный, дивный человек!.. Его жизнь – путь полубога!» Но бонапартистов во Франции немало, и, если бы кто-нибудь из них, пусть обладающий сколь угодно значительными научными степенями, создал подобную книгу, да еще и привез ее в Москву, поднялся бы неописуемый ропот. Роптать мешает масштаб личности экс-президента Жискар д’Эстена, под стать которому и задача. Он не переписывает «Войну и мир», как советовал Умберто Эко. Он в высоком смысле переписывает историю, судьбу Европы, предполагая, каким стал бы Старый континент, если бы Наполеон I не оставался в столице непостижимых царей московских всего лишь один злосчастный осенний месяц.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
363
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
465
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
377
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
320

Другие новости