0
2404
Газета Блог Пола Кругмана Интернет-версия

23.01.2017 00:01:00

Республиканцев инфраструктура не интересует

Тэги: сша, экономика, бюджет, инвестиции, инфраструктура, железные дороги, республиканцы, аналитика, пол кругман


сша, экономика, бюджет, инвестиции, инфраструктура, железные дороги, республиканцы, аналитика, пол кругман ФОТО JIM WILSON/THE NEW YORK TIMES Недавно построенный железнодорожный терминал в порту Окленд в Калифорнии. Этот терминал позволяет большему количеству грузовых компаний доставлять товары непосредственно в порт.

Бен Бернанке недавно написал пост в блоге на сайте Брукингского института о бюджетной политике в эпоху Трампа. Это не самое занимательное чтиво: возможно, ввиду того что сейчас сложилась непростая политическая ситуация, бывший председатель ФРС г-н Бернанке снова отчасти вернулся к расплывчатым формулировкам – характерному стилю общения чиновников Федрезерва. Но в блоге приводится и ряд веских соображений (читайте пост здесь: brook.gs/2iMpvDj), многие из которых вполне согласуются с тем, что говорю я.

Примечательно, что г-н Бернанке, как и ваш покорный слуга, утверждает, что оснований для бюджетного стимулирования за счет увеличения дефицита стало меньше, но по-прежнему есть смысл занимать средства для строительства инфраструктуры. «Когда я был председателем ФРС, я неоднократно выступал против фискальной экономии (повышения налогов, сокращения расходов), – пишет он. – Экономика в то время сталкивалась с высокой безработицей, и на фоне того, что возможности монетарной политики были на исходе, я настаивал (безуспешно) на проведении фискальной политики, направленной на повышение совокупного спроса и создание рабочих мест. Сейчас, когда экономика близка к полной занятости, потребность в стимулировании спроса хотя, возможно, отпала не полностью, определенно значительно меньше, чем была три-четыре года назад. Сегодня все еще необходимо проводить активную фискальную политику, но чтобы увеличить производительность, не спровоцировав при этом ненужного подъема инфляции, сосредоточиться стоило бы на повышении эффективности и совокупного предложения. Например, посредством улучшения общественной инфраструктуры, которая делает нашу экономику более эффективной, или налоговых реформ, способствующих частным инвестициям в основной капитал».

Но г-н Бернанке осторожно высказывает сомнение, что в реальности такое произойдет: «В частности, готовы ли будут республиканцы поддержать большое увеличение расходов, включая расходы на инфраструктуру? Если нет и Конгресс решит снизить нагрузку на дефицит со стороны инфраструктурной программы, профинансировав ее путем предоставления налоговых льгот и частно-государственного партнерства, что предлагал кандидат Трамп, программа в итоге может оказаться относительно небольшой».

Позвольте мне сказать более прямо: никакой значимой государственной инфраструктурной программы не будет по двум причинам.

Во-первых, республиканцы – члены Конгресса не заинтересованы в такой программе. Они полны настроя лишить миллионы людей полагающегося им медицинского обслуживания и уменьшить налоги самым богатым; они даже не говорят о 

госинвестициях и, возможно, будут тянуть резину, даже если Дональд Трамп выступит с детальным планом, возведя его в приоритет.

Но тогда возникает очевидный вопрос: кто действительно верит, что г-н Трамп и его команда собираются выдвинуть серьезный план? У г-на Трампа нет политического аппарата, и он не демонстрирует никакого намерения таковой создать. Он слишком занят написанием сообщений в Twitter о мнимых оскорблениях со стороны знаменитостей, и он собирает кабинет из людей, которые ничего не понимают в своих обязанностях. Любые содержательные политические инициативы будут корректироваться и претворяться в законы республиканцами, заседающими в Конгрессе, которые опять-таки абсолютно не заинтересованы в государственной инвестиционной программе.

Так что инвесторы, рассчитывающие на большой инфраструктурный подъем, почти наверняка обманывают себя. Мы, вероятно, увидим ряд заметных приватизационных сделок, особенно если в результате можно будет присвоить объекту свое имя: быть может, установка новых светильников позволит президенту переименовать плотину Гувера в плотину Трампа? Но инвестиций будет либо немного, либо не будет совсем.

 КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM

Миллиардерам не нужны новые мосты

Если президент Трамп попытается «стимулировать» экономику, комбинируя ряд символических инфраструктурных программ с налоговыми льготами богатым американцам и если Федрезерв повысит процентные ставки в ожидании инфляции, не будет ли политика г-на Трампа означать простой переход дополнительной части благосостояния к богатым?

– Pierce Randall, Джорджия

Никакого инфраструктурного плана не будет. Миллиардеры заявляют, что их тревожит государственный долг, но они отказываются решить вопрос, поддержав повышение налогов в отношении самих себя. И они скорее сократят госпрограммы, чем инвестируют средства в них. В конце концов, миллиардерам не нужны инфраструктурные проекты, им нужны наличные и ликвидные ценные бумаги.

– Joseph O’Shaughnessy, 

Иллинойс

В ходе президентского срока г-на Трампа будет подъем в сфере строительства инфраструктуры, но он в долгосрочной перспективе не приведет к значительному увеличению ни ВВП, ни общественного благополучия.

В последние 50 лет американские власти уступали государственную собственность бизнесу, используя так называемое частно-государственное партнерство. Нередко демократы, республиканцы и водящие с ними дружбу олигархи представляют это партнерство населению как средство обогащения нации, однако в итоге оно обычно обогащает только ряд политиков и бизнесменов, одновременно уменьшая благосостояние всех остальных.

– K., Миннесота

Я скептически смотрю на уровень доходности крупных инфраструктурных проектов. Любому очевидно, как легко повысили производительность в США после сооружения системы скоростных шоссе между штатами в 1950-х, но это лежит на поверхности.

Также государственные проекты, особенно очень большие, имеют тенденцию выходить за рамки отведенного на них бюджета, что означает, что к любому прогнозируемому уровню доходности следует относиться с некоторой долей сомнения.

– Mark Cancellieri, 

Нью-Джерси

У г-на Трампа нет политического аппарата, но он есть у консерваторов. В последние 30 лет эти люди разрабатывали стратегии, согласующиеся с их политической философией.

Сторонники г-на Трампа хотят видеть инициативное правительство. Они полагают, что сильный президент способен снова сделать Америку великой. Они отвергают свободные рынки и верят, что президент может манипулировать экономикой, чтобы восстанавливать рабочие места в таких умирающих отраслях, как угольная. Их проблема с налогами заключается в том, что их с трудом заработанные деньги идут тем, кто их недостоин.

После первоначальной эйфории республиканцы столкнутся с дилеммой. На что они пойдут, чтобы убедить людей, проголосовавших за г-на Трампа, что Республиканская партия действительно на их стороне?

– Betsy S., Нью-Йорк

Непрекращающаяся передача стратегических монополий, услуг первой необходимости, критических баз данных, важных налоговых поступлений и государственных земель и лесов в частные руки фактически означает «рефеодализацию». Все богатство снова концентрируется в руках все более малочисленной элиты.

– Stephen Morris, 

Австралия


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
809
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1069
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
856
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
696

Другие новости