0
1575
Газета Проза, периодика Интернет-версия

04.08.1999 00:00:00

750 поэтов - это много или мало?


Русская поэзия ХХ века. - М.: ОЛМА-Пресс, 1999

В ЦЕЛОМ эту антологию можно описать так: раздел дореволюционной поэзии составлен очень хорошо (редактор раздела и автор предисловия В.П. Смирнов), а потом чем ближе к нашему времени, тем хуже и неадекватнее. Современная поэзия - ближе всего, с ней совсем плохо.

На первый взгляд в "послевоенных" разделах антологии вроде бы все нормально. Представлены авторы разных направлений - печатавшиеся и непечатавшиеся, авангардные и традиционные, жившие в СССР и в эмиграции, принадлежащие к разным поколениям. Широчайший спектр. Но, если присмотреться, открываются врожденные пороки.

В предисловии к антологии сказано: "При построении полной и по возможности объективной картины панорамы неизбежны упрощения: приходится отбрасывать малохарактерные частности и схематизировать явления". Составление антологии - дело, конечно, большое и трудное, недочеты неизбежны. Но в антологии отсутствуют многие авторы, составляющие честь и славу современной русской поэзии! Отсутствуют Вениамин Блаженный, Леонид Аронзон, Всеволод Некрасов, Владимир Казаков, Александр Миронов, Наталья Горбаневская, Дмитрий Бобышев, Михаил Еремин, Лев Лосев, Михаил Айзенберг, Сергей Стратановский. Издавать такую антологию - все равно что издать антологию русской поэзии XIX века без стихов Языкова, Полонского, Фета, Каролины Павловой, без упоминания о Козьме Пруткове, а потом объявить их отсутствие отдельными недочетами, которые можно будет исправить впоследствии. Это не упрощения и не недочеты. Это принципиально неверная концепция всего издания.

С другими авторами, все-таки попавшими в антологию, произведена более тонкая идеологическая обработка. Например, из "лианозовской школы" (группа художников и поэтов, существовавшая в 50 - 70-е годы) есть Генрих Сапгир, но нет Игоря Холина и фактического основателя литературного направления Евгения Кропивницкого. Из концептуалистов (одно из интереснейших направлений в русском искусстве 60 - 90-х гг.) представлен только самый известный автор - Дмитрий Пригов; зато нет таких значимых авторов, как Лев Рубинштейн и Михаил Сухотин, и опять же нет основоположника направления - Всеволода Некрасова. Присутствуют новосибирские поэты Иван Овчинников и Александр Денисенко, но отсутствует их старший товарищ и в некоторых отношениях учитель, очень значительный русский поэт Анатолий Маковский.

Более того, в новой антологии отсутствуют целые существенные и глубокие направления литературы. Нет минимализма (Иван Ахметьев, Герман Лукомников и др.). Вообще нет, никак. Нет рок-поэзии, кроме текста одной песни Александра Башлачева. Доходит до курьезов. Например, в антологии помещен текст песни Игоря Талькова памяти В.Цоя, но сам "поэт и композитор Виктор Цой" (цитата из песни) в книге не представлен. Ни Гребенщикова, ни Шевчука, ни Дягилевой... Игорю Талькову, существовавшему посередине между поп-эстрадой и рок-музыкой, странным образом повезло.

Кто же заменяет в этой антологии крупнейших русских поэтов?

Например, советский номенклатурный чиновник Николай Грибачев, кандидат в члены ЦК КПСС, одно время - председатель Верховного Совета РСФСР. В книге помещено его стихотворение "Нет, мальчики!".

Николай Грибачев

Нет, мальчики!
И хоть борьба кипит на всех широтах
И гром лавины в мире не затих,
Черт знает что малюют на полотнах,
Черт знает что натаскивают в стих
И, по зелености еще не зная,
Какая в этом пошлость и тоска,
Подносят нам свои иноизданья,
Как на вершину славы пропуска.
... Нога скользить, язык болтать свободен,
Но есть тот страшный миг на рубеже,
Где сделал шаг - и ты уже безроден,
И не под красным знаменем уже...

В свое время стихотворение это произвело сильный эффект. И как документ эпохи оно могло быть помещено в антологии. Но публиковать стихотворение Грибачева в отсутствие тех, кого единомышленники и последователи Грибачева не пускали в печать, - это оскорбление русской культуры.

Еще о том, кто и кого в этой антологии оттесняет. Из творчества Александра Галича и Сергея Гандлевского в антологию включено по два не очень больших стихотворения. А теперь посмотрим на подборки составителей этой книги Владимира Кострова и Геннадия Красникова. Опубликовано 7 (семь) стихотворений Красникова и 10 (десять) стихотворений Кострова. Ну, конечно: своя рука - владыка. Особенно трогательно выглядит при этом фраза из статьи Кострова в антологии: "Одно хорошее стихотворение лучше, чем одно хорошее и одно плохое".

Проблема не в том, что у меня одни вкусы, а у составителей антологии - другие. Антологию, например, нельзя назвать "почвенной" или "патриотической". Если говорить о постоянных авторах "патриотических" журналов, то среди них есть несомненные художественные величины. Поэзия Юрия Кузнецова и многие песни иеромонаха Романа - событие в истории русской поэзии. Я категорически не согласен с политическими взглядами Кузнецова или с агрессивной фундаменталистской риторикой некоторых песен о. Романа - но художественное событие есть. И их тексты должны быть в антологии русской поэзии ХХ века.

Вовсе не "западнические" и не "авангардные" поэты вытеснены "патриотическими". В большинстве случаев настоящие поэты, определяющие мировое значение современной русской поэзии, вытеснены на обочину или вовсе вон из антологии - авторами неплохими, но вторичными. Получилась антология не "патриотическая", а советско-номенклатурная.

Советская номенклатурная поэзия (я не говорю про таких авторов, как Арсений Тарковский или Юрий Левитанский, - они тоже печатались при советской власти, но это не номенклатурная поэзия) является так называемым симулякром. Термин "симулякр" введен французским социологом Жаном Бодрийаром и означает "копию без оригинала" - обманку, рекламный имидж, не обеспеченный подлинным содержанием. Номенклатурная литература - литература искусственного стиля, вызванного стремлением существовать в системе координат, заданной начальством. Она существует не в реальном мире, а в выдуманном мире советских "духовных" координат. Например, стихотворение "Нет, мальчики!" - это симулякр.

Основную массу современных разделов антологии составляют тексты вторичные. Я намеренно не называю никаких имен, потому что собственно к авторам претензий у меня нет (а кто мне нравится больше и кто меньше - это уже вопросы вкуса). Дело в принципе отбора, а за отбор отвечают составители. Принцип отбора - союзписательский; его критерий - "большой стиль" советской толстожурнальной поэзии 70-х - начала 80-х. Этот стиль и считается подходящим контекстом для всего остального. Галич и Гандлевский с точки зрения этого стиля - некоторые исключения, которые могут быть допущены.

Проблема еще и вот в чем: среди "позднесоветских" авторов есть талантливые люди (я, например, с радостью перечитал в антологии опубликованную лет десять назад в "Новом мире" балладу Михаила Шелехова "История любви"), но в антологии Кострова и Красникова они попадают в нелепый контекст, в котором их творчество во многом обессмысливается.

Уровень русской поэзии на протяжении ХХ века не понижается. Современная поэзия по уровню не уступает "Серебряному веку". Просто в антологии Кострова и Красникова от нее остались разрозненные кусочки, теряющиеся в общей липкой массе советской стилистики.

Одно утешает - что в последние годы уже изданы две большие антологии русской поэзии всего ХХ века и переиздана упомянутая в статье В.Березина антологии Ежова и Шамурина. Две новые - это авторская антология Евгения Евтушенко "Строфы века" (Минск, Полифакт, 1994) и большой поэтический раздел в антологии "Самиздат века" (Минск, Полифакт, 1997). На мой взгляд, наиболее адекватно история русской поэзии после Великой Отечественной войны представлена в книге "Самиздат века" (с необходимыми оговорками, но тем не менее - сравнительно адекватно). Но и антология Евтушенко намного качественнее антологии Кострова и Красникова. Да, в антологии Евтушенко много проколов, да, статьи Евтушенко перед каждой подборкой импрессионистичны, а иногда и резки. Но в антологии Евтушенко нет сознательного стремления кого-то задвинуть, нет стремления подогнать картину литературы под советские идеологические схемы! Она честнее по замыслу.

Новая антология русской поэзии может помочь по частным вопросам - например, посмотреть конкретное стихотворение или чей-то год рождения - но не дает адекватного представления об истории русской поэзии ХХ века. Для выяснения общей картины, понимания различных течений в литературе и их соотношения пользоваться этой антологией нельзя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
351
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
450
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
361
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
308

Другие новости