0
943
Газета Проза, периодика Интернет-версия

09.11.2006 00:00:00

Фантастика как лакмус реальности

Тэги: фантастика


Почему-то люди, имеющие поверхностное представление о современном состоянии фантастической литературы в России, убеждены в том, что фэнтези по популярности давно задвинула классическую НФ. Высказаться на эту тему мне неоднократно предлагали различные печатные издания и даже телепередачи. И я, встречая откровенное недоверие, объяснял, что это совершеннейшая неправда. Точнее, эта информация изрядно устарела – лет эдак на 10–15. Пик популярности фэнтези в России пришелся на первую половину 90-х. И этому есть серьезное социологическое объяснение.

Фэнтези – это литература эскапизма, и популярность ее возрастает в серьезные времена социально-экономических кризисов. Утверждение это верно для всех стран и культур. Если научная фантастика «модифицирует» наш мир, открывает в нем что-то новое, тайное и непознанное, то фэнтези полностью рисует другой мир и предлагает читателю в него погрузиться с головой – иными словами, сбежать в него. В предвоенной Америке, сотрясаемой перманентными экономическими кризисами и задыхающейся от безработицы, Роберт Говард писал первые рассказы и повести о Конане, обитателе первобытного мира, населенного варварами и колдунами. И написал-то он всего на одну книжку, а успех был столь велик, что, мечтая повторить его, писатели разных стран до сих пор пишут о благородном дикаре все новые и новые романы. В послевоенной Европе, мучительно превозмогающей разруху, писал свою знаменитую трилогию Джон Рональд Руэл Толкин┘ В России пик популярности фэнтези приходится на начало 90-х – время жесточайшей инфляции, разгула преступности, развала всех экономических и властных структур. Именно тогда у нас впервые вышел полный перевод «Властелина Колец», была запущена серия книг о Кононе, появились другие менее известные произведения о мирах, которыми правит магия и физическая сила.

Когда человек не видит выхода, когда его положение безнадежно, когда окружающий мир кажется невыносимым, естественная реакция – сбежать и куда-нибудь подальше. Когда не помогает рациональный подход – люди в панике обращаются к иррациональному. И писатели, и читатели. Конечно, всегда есть люди, которых не устраивает этот мир, но в одни периоды времени они в меньшинстве, в другие – в большинстве. И вот именно тогда возрастает спрос на фэнтези.

Научная фантастика – литература людей, мыслящих трезво, готовых грамотно и конструктивно преображать мир вокруг себя, а не бежать сломя голову в другой.

В последние годы именно научная фантастика, да еще с заметным социально-историческим наполнением, начинает заметно превалировать над фэнтези. Именно в этом направлении работает большинство серьезных, интересных фантастов, оставляя «иные миры» графоманам и ремесленникам. Именно такие произведения получают премии на фестивалях фантастики.

И это хорошая примета.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
971
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1306
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
999
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
829

Другие новости